Муниципальное образование Кущёвский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г. УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета протокол № 1 от «29» августа 2024 года Приказ МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. от 30. 08. 2024г. № 245 Директор МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. _____________Е.В. Ковш Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. БЮДЖЕТНОЕ DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET=" край, Кущевский, Красная ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ Краснодарский Поляна, Мира ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., OGRN=1022304245710, SNILS=10993988318, INNLE=2340013096, СРЕДНЯЯ INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, Васильевна, SN=Ковш, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕ G=Елена CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 СРЕДНЯЯ № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. Я являюсь автором этого документа ИМЕНИ ПОЛЕВОГО Основание: Местоположение: место подписания Дата: 2024-10-01 08:32:02 П.Г. Foxit Reader Версия: 9.7.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) с. Красная Поляна, 2024 год 1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка……………………………………………………………..2 Раздел 1. Целевой……………………………………………………………………2 Цели и задачи воспитания обучающихся……………………………………….....3 Направления воспитания………………………………………………… …….......4 Целевые ориентиры результатов воспитания……………………………………...4 Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования………………………………………………………………….4 Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования………………………………………………………………….6 Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования………………………………………………………………….8 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ…………………………………………………11 2.1. Уклад общеобразовательной организации……………………………………11 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности………………….13 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ……………………………………………….26 3.1 Кадровое обеспечение…………………………………………………………..26 3.2 Нормативно-методическое обеспечение………………………………………28 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями………………………………………………………………………28 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся……………………………………..29 3.5 Анализ воспитательного процесса…………………………………………….. Календарный план воспитательной работы (приложение) 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. разработана на основе Федеральной рабочей программы и основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования. Рабочая программа воспитания является обязательной частью ООП НОО, ОПП ООО, ООП СОО МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. Составлена в соответствии с приказами: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223) Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74228) Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; Рабочая программа воспитания предусматривает: приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие работники МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г., обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Содержание воспитания обучающихся в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 3 Воспитательная деятельность в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся Современный российский национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания, МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г.: развитие личности, создание условий для личностного развития обучающихся, их самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г.: усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); -формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); - приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; -достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, 4 культурно-исторического, системно-деятельностного, личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2. Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания 1.3.1 Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования. Гражданско-патриотическое воспитание 5 Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, её территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. Трудовое воспитание 6 Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания. 1.3.2. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования. Гражданское воспитание Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной. Патриотическое воспитание Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. 7 Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно-нравственное воспитание Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом национальной, религиозной принадлежности). Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков. Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям. Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве. Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей. Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность). Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья. Умеющий осознавать физическое 8 и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний. Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе. Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность. Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое воспитание Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества. Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе. Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений. Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой. Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). Демонстрирующий навыки наблюдения, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 1.3.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования. Гражданское воспитание Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. 9 Сознающий свое единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания. Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах). Патриотическое воспитание Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу. Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Духовно-нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям. Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и 10 женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия. Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). Трудовое воспитание Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа. Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда. 11 Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе. Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, понимание своей ответственности как гражданина и потребителя. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе. Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад общеобразовательной организации МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. является средней общеобразовательной школой, численность обучающихся на 1 сентября 2023 года составляет 72 человек, численность педагогического коллектива – 13 человек. Обучение ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. (далее – школа) -это сельская школа, удаленная от культурных и научных центров, спортивных школ и школ искусств. 12 В ней обучаются менее ста обучающихся. Качество сети Интернет невысокое. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны. Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и приближена к людям. Наши обучающиеся воспринимают природу как естественную среду собственного обитания. Сельская школа, объединяя интеллигенцию, является не только образовательным, но и культурным центром села. Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Некоторые педагоги школы родились в нашем селе, учились в этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогическими работниками, обучающимися, и их родителями. 27 мая 2015 года образовательной организации было присвоено имя нашего земляка, Героя Советского союза Павла Гордеевича Полевого. В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного поиска стимулирует активность обучающихся и учителей. Нет резкой обособленности между классами, обучающимися разного возраста. Таким образом, создавая условия для обучающихся по выбору форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываются особенности сельской школы. В процессе воспитания школа сотрудничает с МУК «ДК х. Красная Поляна», администрацией Кущевского МО, КДН и ЗП, ОПДН Кущевского района. Обучающиеся принимают участие в проектах, конкурсах и мероприятиях отдела молодежи, в проектах Российского движения школьников. В школе функционируют отряды: школьный спортивный клуб «Чемпион», Юные инспектора движения «Светофорик», волонтерский отряд «Краснополянцы», музейный клуб «Истоки», школьный театр «Маскарад». Процесс воспитания в МБОУ СОШ №9 им. Полевого П.Г. основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: •неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; •ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов; •организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; •системность, целесообразность и творческий подход к воспитанию как условия его эффективности 13 В МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. следующие устоявшиеся традиции воспитательной работы: 1) стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; 2) важной чертой каждого ключевого дела и других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; 3) в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка меняется и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); 4) в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классными коллективами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; 5) педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений. Образовательный процесс организован в 1 смену 1-11 классы обучаются по общеобразовательной программе. Для обучающихся 1-11 классов в МБОУ СОШ №9 им. Полевого П.Г. предусмотрены требования к школьной форме (Положение о школьной форме): мальчики - брюки классические темно-синие (черные), сорочка светлых не ярких тонов; девочки - темное синее (черное) платье. Праздничная форма отличается цветом сорочки - белая, однотонная и наличием белого передника на платье. Организовано горячее бесплатное питание школьникам младших классов (с 1 по 4 класс) горячие завтраки, включающие в себя обязательно горячее блюдо и напиток, фрукты, ягоды, овощи (по меню). Питание обучающихся 5-11 классов осуществляется по 10-дневному цикличному меню, включающему в себя: салат, горячее блюдо, гарнир, напиток, хлеб пшеничный и (или) ржаной, фрукты. 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле Инвариантные модули: «Урочная деятельность» «Внеурочная деятельность» «Классное руководство» «Основные школьные дела» «Внешкольные мероприятия» «Организация предметно-пространственной среды» «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» «Самоуправление» «Профилактика и безопасность» Вариативные модули: «Социальное партнёрство» «Профориентация» 14 «Детские общественные объединения», «Добровольческая деятельность» (волонтёрство) «Школьный спортивный клуб» «Школьный театр» «Школьные медиа» 2.2.1.Урочная деятельность (Инвариантный модуль): Реализация в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. воспитательного потенциала уроков предусматривает: -максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; -включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики, их реализация в обучении; -включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; -выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность, в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; -применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; - побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации; установление и поддержку доброжелательной атмосферы; -организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; -инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов. 2.2.2. Внеурочная деятельность (Инвариантный модуль) Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г.: 15 -курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности; -курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому краеведению; -курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности; -курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров; -курсы, занятия туристско-краеведческой направленности; -курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности. 2.2.3. Классное руководство (Инвариантный модуль) Реализация в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г воспитательного потенциала классного руководства предусматривает: -планирование и проведение классных часов целевой воспитательной, тематической направленности; -инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; -организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями, способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения; -сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера; -выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации; -изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом; -доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса; -индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения; -регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися; 16 -проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение учителей- предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса; -организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; -создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации; -привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации; -проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п. 2.2.4. Основные школьные дела (Инвариантный модуль) Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. предусматривает: -общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т. п.) мероприятия, связанные с (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы; -участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в России, мире; -торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе; -церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей местности; -социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности; -проводимые для жителей поселения, своей местности и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения; -разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др. направленности; -вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и 17 оборудование, за приглашение и встречу гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел; -наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми. Все мероприятия проводятся с учетом особенностей основной образовательной программы, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся. 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом; 8 сентября: Международный день распространения грамотности. 10 сентября: Международный день памяти фашизма; 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День учителя; 25 октября: Международный день школьных библиотек; Третье воскресенье октября: День отца. 4 ноября: День народного единства; 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; Последнее воскресенье ноября: День Матери; 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов; 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 9 декабря: День Героев Отечества; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации. 25 января: День российского студенчества; 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» АушвицБиркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста. 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; 8 февраля: День российской науки; 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества. 8 марта: Международный женский день; 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра. 12 апреля: День космонавтики; 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 18 19 мая: День детских общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры. 1 июня: День защиты детей; 6 июня: День русского языка; 12 июня: День России; 22 июня: День памяти и скорби; 27 июня: День молодежи. 8 июля: День семьи, любви и верности. Вторая суббота августа: День физкультурника; 23 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 27 августа: День российского кино. 2.2.5. Внешкольные мероприятия (Инвариантный модуль) Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. предусматривает: -общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнёрами МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г; -внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г учебным предметам, курсам, модулям; -экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия; -литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.; -выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Формы реализация воспитательного потенциала модуля «Внешкольные мероприятия» Внешкольный акции: «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», уровень «Свеча памяти» -экскурсия в пожарную часть -участие в муниципальных и региональных творческих смотрах, конкурсах, фестивалях; -участие в конкурс по финансовой грамотности; организация участия во Всероссийском образовательном мероприятии «Урок Цифры»; --участие в Онлайн-трансляции открытых уроков на профориентационном портале «ПроеКТОриЯ»; 19 Школьный уровень На уровне классов На индивидуальном уровне -организация профориентационного урока в рамках проекта «Билет в будущее»; -участие школьников в ежегодной многоуровневой онлайн-диагностике на платформе bvbinfo.ru в рамках проекта «Билет в будущее»; -муниципальный этап Президентские игры, Президентские состязания», Всекубанcкая спартакиада школьников -участие в волонтерских акциях школьные этапы ГТО, Президентские игры, Президентские состязания», Всекубанская спартакиада школьников, творческие конкурсы к праздничным и памятных датам - участие в конкурсах, различных уровней с целью сплочения классного коллектива, на уважительное отношение друг к другу; -участие в общешкольных акциях, мероприятиях -включение школьника в совместную работу с другими детьми, при подготовке конкурсных материалов различных уровней; -помощь в подготовке конкурсных материалов, проектов, -индивидуальная помощь в коррекции поведения школьника при подготовке к участию в фестивалях и конкурсах творческой направленности; индивидуальное консультирование по конкурсным материалам; индивидуальное участия детей в конкурсах различного уровня 2.2.6. Организация предметно-пространственной среды (Инвариантный модуль) Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: -оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона; -организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации; -размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых 20 культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; -художественные изображения (символические, живописные, фотографические, интерактивные аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России; -организацию и поддержание в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; -разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещении МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; -оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.; -подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; -поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г., доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации; -разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; -создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие; -деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории; -разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); -разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г., актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. 2.2.7. Взаимодействие с родителями (законными представителями) (Инвариантный модуль) Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями 21 (законными представителями) обучающихся предусматривает: -создание и деятельность в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г., в классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации; -тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; -проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом; -участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); -привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий. 2.2.8. Самоуправление (Инвариантный модуль) Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. предусматривает: -организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.), избранных обучающимися; -представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией; -защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся; -участие представителей органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы; -участие представителей органов ученического самоуправления обучающихся в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации. 2.2.9. Профилактика и безопасность (Инвариантный модуль) Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. предусматривает: -организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности; -проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.); 22 -проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.); -разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; -вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения; безопасность в цифровой среде; профилактика вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодёжные, религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность; гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.); -организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; -профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.); -предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); -профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и т.д); - участие в межведомственной профилактической операции «Подросток», направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организацию отдыха и занятости в летний период детей и подростков; -реализацию программы профилактики детского дорожно - транспортного травматизма обучающихся 1-11 классов «Безопасные дороги Кубани»; - организацию профилактических мероприятий направленных на ознакомление с ситуацией по распространению ложных сведений в сети «Интернет» направленных на формирование конфликтных проявлений, а также профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения деструктивных и националистических проявлений в школьной среде. 2.2.10. «Социальное партнёрство» (вариативный модуль) Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. предусматривает: 23 -проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); -участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; -проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; -экскурсии на предприятия, в организации (в том числе-онлайн), дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; -посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, , дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; -совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования 2.2.11. «Профориентация» (вариативный модуль) Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы МБОУ СОШ №9 им. Полевого П.Г. предусматривает: -проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; -профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; -проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; -экскурсии на предприятия, в организации (в том числе-онлайн), дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; -посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, , дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; -совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования -участие в работе всероссийских профориентационных проектов; -индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; -освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках 24 компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной деятельности или в рамках дополнительного образования. 2.2.12. «Детские общественные объединения», «Добровольческая деятельность» (волонтёрство) (вариативный модуль) Действующее на базе школы детское общественное объединение - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Первичное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых»: предоставление каждому ребенку условий для творческой самореализации, личностного самоопределения, развития индивидуальности, а также развития навыков работы в команде, формирования гражданина обновленного социума. РДДМ действует по направлениям: Личностное развитие; Гражданская активность; Военно патриотическое направление; Информационномедийное направление. Первичное отделение «Орлята России»: удовлетворение потребности младших школьников в соц. активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, обеспечивая преемственность с РДДМ; мероприятия в начальной и средней школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников; поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, проведения традиционных дел). Отряд ЮИД: мероприятия в начальной и средней школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников; поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, проведения традиционных дел); участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях и мероприятиях, проводимых в рамках детского творчества»; проведение массоворазъяснительной работы по пропаганде безопасности дорожного движения (изготовление памяток) Первичное отделение «Юнармия»: мероприятия в средней школе и старшей школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников; поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения); коллектив детей, действующий на принципах самоуправления, 25 который работает непрерывно, реализует социально-значимые дела, участвует в соревнованиях, военно-спортивных играх, акциях и др. Волонтёрский отряд экологического направления «Краснополянцы»: организация общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (посильная помощь пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы, участие школьников в работе на прилегающей к школе территории и др.) Антинаркотический волонтёрский отряд «Добрые сердца»»: создание условий для формирования в молодёжной среде негативного отношения к употреблению психоактивных и психотропных веществ, навыков социально ответственного поведения, а также пропаганда ценностей здорового образа жизни; организация информационно-разъяснительной и агитационно-пропагандистской деятельности, направленной на первичную профилактику вредных привычек; организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей ЗОЖ. Реализация воспитательного потенциала детских общественных объединений и добровольческой деятельности МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. предусматривает: -утверждение и последовательная реализация в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения); -организация общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; -формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе; -мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, Привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.) -поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения; -участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях (добровольничество), деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. 2.2.13. «Школьный спортивный клуб «Чемпион»» (вариативный модуль) -систематические внеклассные культурно-спортивные мероприятия; -работа спортивных кружков, секций; 26 -организация и проведение внутришкольных соревнований, товарищеских встреч между классами; -проведение спортивных праздников, показательных выступлений ведущих спортсменов школы; -проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта в школе; расширение и укрепление материально-технической базы школы (оборудование школьных спортивных сооружений и уход за ними, ремонт спортивного инвентаря); формирование сборных команд образовательного учреждения для участия в соревнованиях более высокого ранга (районные и краевые соревнования); - пропаганда Всероссийского комплекса ГТО, широкое внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди обучающихся школы; -организация и проведение в антинаркотических, патриотических акций, участие в районных, краевых Акциях. 2.2.14. «Школьный театр «Маскарад»» (вариативный модуль) -проведение организационных, теоретических и практических занятий, направленных на гармоничное художественное развитие, на развитие воображения, творческой активности, реализацию возможностей в театральной деятельности; -театральные игры, конкурсы, спектакли и праздники, беседы, иллюстрирование, инсценирование, актёрские тренинги и т.д., направленные на формирование заинтересованности обучающихся театральной деятельностью; -экскурсии, посещение постановок, дающие представления о театре; - театрализованные представления к школьным традиционным праздникам, а также календарным праздникам и памятным датам. 2.2.15. Модуль «Школьные медиа» (вариативный модуль) Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) - развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: •школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы https://mbousoh9.ucoz.com/ и официальные аккаунты в социальных сетях «ВКонтакте» https://vk.com/sosh9polevogo «Одноклассники» https://ok.ru/group/70000000704128 «Телеграм» https://t.me/sch_ool9 с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, информационного продвижения ценностей школы, освещение через школьный сайт и социальные сети, наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; школьная медиа-группа - созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, конкурсов, мероприятий, линеек. 27 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение Заместитель директора по УВР- осуществляет контроль реализации воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, организует работу с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися и их родителями (законными представителями), учителями-предметниками. Организует методическое сопровождение и контроль учителей-предметников по организации индивидуальной работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, одаренными обучающимися, обучающимися с ОВЗ, из семей , требующих особого педагогического внимания. Заместитель директора по ВР-организует воспитательную работу в образовательной организации: анализ, принятие управленческих решений по результатам анализа, планирование, реализация плана, контроль реализации плана. Руководит социально-психологической службой, является куратором Школьной службой медиации. Контролирует организацию питания в образовательной организации. Курирует деятельность Школьного ученического самоуправления, волонтёрского объединения, Родительского комитета, Совета школы. Курирует деятельность объединений дополнительного образования, Школьного спортивного клуба. Курирует деятельность советника директора по воспитанию и связям с детскими общественными объединениями, педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования, классных руководителей. Обеспечивает работу «Навигатора дополнительного образования» в части школьных программ. Социальный педагог-организует работу с обучающимися, родителями (законными представителями), классными руководителями, учителямипредметниками по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия. Проводит в рамках своей компетентности коррекционно- развивающую работу с обучающимися «группы риска» и их родителями (законными представителями). Педагог-психолог-организует психологическое сопровождение воспитательного процесса: проводит коррекционные занятия с обучающимися, состоящими на различных видах учёта; консультации родителей (законных представителей) по корректировке детско-родительских отношений, обучающихся по вопросам личностного развития. Проводит занятия с обучающимися, направленные на профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию. Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями- организует проведение школьных мероприятий, обеспечивает участие обучающихся в муниципальных, региональных и федеральных мероприятиях. Обеспечивает проведение школьных мероприятий и организацию участия в мероприятиях внешкольного уровня по линии РДШ. Классный руководитель-организует воспитательную работу с обучающимися и родителями на уровне классного коллектива. Учитель-предметник- реализует воспитательный потенциал урока. 28 Руководитель спортивного клуба- привлечение к занятиям спортом максимального числа обучающихся, в том числе требующих особого педагогического внимания; пропаганда здорового образа жизни. Педагог-библиотекарь -участие в просветительской работе со школьниками, родителями (законными представителями несовершеннолетних), педагогами, оказание воспитательного воздействия через подбор литературы с учетом индивидуальных особенностей и проблем личностного развития обучающихся. Старшая вожатая -организация работы органов ученического самоуправления; -вовлечение обучающихся, в работу детских и молодежных общественных организаций и объединений. Медработник (по согласованию с органами здравоохранения) -контроль за питанием, трудовым, физическим воспитанием, условиями организации учебновоспитательного процесса согласно СанПиНа; пропаганда здорового образа жизни. Инспектор ОПДН (по согласованию)-составляет и выполняет комплексный план индивидуальной работы с обучающимися, требующими особого педагогического внимания Представитель родительской общественности (по согласованию)организация совместной работы с родительской общественностью. 3.2. Нормативно-методическое обеспечение -Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. -Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.» -Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р. -Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования. -Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (в ред. от 02.12.2013 г. № 328-ФЗ) -Федеральный закон РФ от 23.06.2016 года №182-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» -Федеральный закон РФ от 25.06.2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» -Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации от 19.12.2017 года -Устав МБОУ СОШ № 9 имени Полевого П.Г. 3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и др.), одарённых, с отклоняющимся поведением, — создаются особые условия. 29 Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации; -формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; -построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; -обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности. При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на: -формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; -создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы педагога-психолога, учителя- логопеда; -личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. На уровне воспитывающей среды: во всех локальных составляющих строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого обучающегося с ОВЗ. На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности. На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого обучающегося в социальной ситуации его развития. На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка с ОВЗ обеспечивает возможность его участия в жизни класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность в своих силах. 3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 30 Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: -публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); -соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации; -прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур); -регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.); -сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды); -привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей; -дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения). Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка. В школе применяются следующие формы поощрения: - похвальный лист «За отличные успехи в учении»; -награждение благодарностями за активное участие в школьных делах и/или в конкретных проявлениях активной жизненной позиции; - награждение почетными грамотами и дипломами за победу или призовое место с указанием уровня достижений обучающихся в различных школьных конкурсах и викторинах; -награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными письмами за хорошее воспитание детей; -включение в группу для подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации. Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. 31 Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса. Рейтинг — размещение имен обучающихся или названий классов (групп) в последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём-либо. Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий, проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность (согласованная с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в общеобразовательной организации) предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности. 3.5 Анализ воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными соответствующими ФГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: -взаимное уважение всех участников образовательных отношений; -приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями; -развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами); -распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса 1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. 32 Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. 2.Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством: -реализации воспитательного потенциала урочной деятельности; -организуемой внеурочной деятельности обучающихся; -деятельности классных руководителей и их классов; -проводимых общешкольных основных дел, мероприятий; -внешкольных мероприятий; -создания и поддержки предметно-пространственной среды; -взаимодействия с родительским сообществом; -деятельности ученического самоуправления; -деятельности по профилактике и безопасности; -реализации потенциала социального партнёрства; -деятельности по профориентации обучающихся; -деятельности детских общественных объединений, волонтёрской деятельности; -деятельности школьного спортивного клуба «Чемпион»; -деятельности школьного театра «Маскарад» Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. 33 Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.