Кущевский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г. Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УТВЕРЖДЕНО УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. решение педсовета протокол БЮДЖЕТНОЕ DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна, Мира ул, 38", район, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ L=Кущевский от 29.08. 2024 года БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ПОЛЕВОГО П.Г., OGRN=1022304245710, Председатель педсовета SNILS=10993988318, INNLE=2340013096, СРЕДНЯЯ INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ____________Е.В. Ковш ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ БЮДЖЕТНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. подпись руководителя ОУ НАЯ ШКОЛА № 9 Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания 2024-10-08 14:40:55 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.Дата: Foxit Reader Версия: 9.7.2 Ф.И.О №1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУБАНОВЕДЕНИЕ Ступень обучения (класс) 10 класс Количество часов 34 часа; в неделю-1 час Составители: Алексеенко Наталья Константиновна Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы «Кубановедение: программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края / под ред. А.А. Зайцева. - Краснодар, Перспективы образования, 2019 Пояснительная записка Рабочая программа по кубановедению для 10 классов составлена на основе: -Авторская программа Кубановедение: программа для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодар. края / под ред. д-ра ист. наук А. А. Зайцева. - Краснодар: Перспективы образования, 2019 Целью курса является формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край. Для достижения данной цели реализуются следующие задачи: а) формирование научно обоснованных представлений о Краснодарском крае как об одном из регионов Российской Федерации; б) углубление знаний об особенностях социально-экономического развития региона; в) изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих народов; г) понимание особой геополитической роли кубанского региона как части Российского государства; д) создание целостного социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации; е) формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах. МЕСТО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Кубановедение в 10 классе изучается с общим количеством времени 34 часа, с периодичностью преподавания 1 раз в неделю. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоение учебного предмета «кубановедение» Личностные результаты: Личностные результаты освоения программы основного общего образования по кубановедению должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. Гражданское воспитание: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство). Духовно-нравственное воспитание: 3.1 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 3.2 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; 3.3 развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды. Эстетическое воспитание: 4.1 восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; 4.2 ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; 4.3 ценностного отношения к природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. Ценности научного познания: 5.1 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений естественных наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; 5.2 овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; 5.3 овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: 6.1 осознание ценности жизни; 6.2 ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); 6.3 соблюдение правил безопасности в природе; 6.4 навыков безопасного поведения в интернет-среде; 6.5 способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; 6.6 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; 6.7 готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; 6.8 бережно относиться к природе и окружающей среде. Трудовое воспитание: 7.1 установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; 7.2 интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; 7.3 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; 7.4 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: 8.1 ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; 8.2 осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8.3 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; 8.4 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; 8.5 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности Метапредметные результаты: Умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования. Умение взаимодействовать с партнёрами в ходе совместной учебной деятельности, составлять план коллективной работы, формулировать её цели и задачи, прогнозировать результаты, приобретение навыков эффективного разрешения возникающих споров и конфликтов. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельного поиска наиболее эффективного способа решения задач, применения разнообразных методов познания окружающей действительности. Умение самостоятельно моделировать учебно-познавательную деятельность; систематизировать и анализировать данные, полученные из различных источников информации. Умение применять полученные знания для изучения функций различных социальных институтов, решения проблем социально-политического и экономического характера, а также объективной оценки результатов своей деятельности. Умение самостоятельно оценивать различного рода ситуации, возникшие в общественной жизни или семейно-бытовой сфере, и принимать необходимые решения. Умение соотносить поступки свои и других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом. Владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; умение вести дискуссию по заданной проблеме, аргументировать свою точку зрения. Владение навыками ведения диалога с обоснованием собственной точки зрения по наиболее сложным и спорным вопросам истории страны и региона XX - начала XXI в. Владение навыками использования источниковедческой базы для создания конечного образовательного продукта в виде доклада, презентации, эссе, реферата. Умение использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах деятельности. Предметные результаты: Владение навыками использования исторических и географических карт при изучении важнейших событий в истории кубанского региона. Умение искать, анализировать и оценивать содержащиеся в различных источниках информации данные об исторических событиях, имевших место на территории Кубани. Умение аргументировать свою точку зрения, высказывая собственное мнение по проблемам социально-экономического развития кубанского региона. Умение применять знания, полученные на уроках кубановедения, в своей практической деятельности; использовать навыки проектно-исследовательской работы при решении социально значимых проблем региона. Владение навыками исторической реконструкции для изучения историко-культурных объектов своей малой родины. Использование широкого спектра социально-экономической информации для характеристики региональной специфики регулирования общественных отношений в период становления гражданского общества на Кубани. Умение оценивать вклад выдающихся личностей, живших и работавших на Кубани, в развитие нашего региона. Умение характеризовать исторические события и явления, происходившие на Кубани, в контексте истории Российского государства. Умение применять знания по кубановедению для сохранения памятников природы, истории и культуры на территории Краснодарского края и других российских регионов. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В результате изучения кубановедения в 10-11 классах ученик должен знать/понимать: основные этапы и важнейшие события в истории Кубани XX - начала XXI века, раскрывать их в контексте исторических событий, происходивших в этот период в стране и мире; особенности экономико-географического и геополитического положения Краснодарского края, оценивать природно-ресурсный потенциал региона; административное устройство Краснодарского края, численность населения, этническое и конфессиональное многообразие региона; современные версии и альтернативные точки зрения учёных на события, происходившие на территории Кубани в период Гражданской войны и Великой российской революции; особенности развития экономики Краснодарского края, её современное состояние и векторы развития, называть и характеризовать ведущие отрасли хозяйства; особенности социальных отношений в кубанском обществе; политико-правовой статус Краснодарского края; особенности развития культурного пространства региона; имена учёных, исследователей, выдающихся деятелей культуры и искусства, политиков и военных, способствовавших социально-экономическому развитию кубанского региона; место и роль Краснодарского края в современной России; уметь: соотносить важнейшие события региональной истории с историческими событиями, происходившими в ходе реформ и социальных потрясений в России и мире в XX - начале XXI века; использовать исторические карты и другие источники информации для решения поставленных учебных задач и составления развёрнутого повествования о важнейших событиях истории Кубани и их участниках; объяснять значение терминов и понятий, а также диалектных слов, используемых на уроках кубановедения; группировать исторические явления и события по заданному признаку, выявлять общее и различное, устанавливать причинно следственные связи; оценивать значимость исторических событий, происходивших на Кубани, формулировать собственную позицию в отношении роли личности в истории региона; использовать компьютерные технологии для получения разнообразной информации о Краснодарском крае и систематизировать полученные данные в виде схем, диаграмм, таблиц, презентаций; использовать знания по кубановедению при написании исследовательских проектов, рефератов, сочинений, выполнении творческих работ по краеведческой тематике, составлении отчётов об экскурсиях по краю; составлять родословную своей семьи в контексте истории малой родины по материалам семейных архивов, школьных и краеведческих музеев, а также рассказам старожилов; приводить аргументы в пользу художественных достоинств произведений литературы и искусства известных кубанских авторов; использовать в повседневной жизни знания, полученные в ходе экскурсий по Краснодарскому краю, а также посещений выставок и краеведческих музеев; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: раскрытия причин и оценки сущности современных событий, происходящих в Краснодарском крае, в контексте российской истории; применения полученных знаний об истории и культуре своего и других народов Кубани в общении с людьми в школе и за её пределами; ведения диалога в поликультурной среде; понимания своей социальной роли в пределах собственной дееспособности, а также осознанного выбора будущей профессии; осознания своей принадлежности к сообществу жителей Кубани - одного из регионов Российской Федерации; адекватной оценки природно-ресурсного потенциала Краснодарского края и понимания основных тенденций и перспектив развития региона; освоения важнейших социальных ролей в сфере правовой и политической культуры для противостояния фальсификациям и намеренным искажениям истории Кубани в контексте событий, имевших место или происходящих в России и мире; понимания необходимости соблюдать толерантность по отношению к людям других национальностей и конфессий; осознания необходимости поддержания в регионе гражданского мира и согласия; активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края; осознания необходимости охраны природных богатств региона. Основное содержание 10 класс (34 ч) Введение (1 ч) Кубань в XX-XXI вв. Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края. Развитие межэтнического взаимодействия и укрепление добрососедских отношений в советскую эпоху. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Взаимовлияние культур. Межнациональный мир и согласие как основа процветания края. РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В 1914 - КОНЦЕ 1930-х годов (11 ч) Тема 1. Кубань в начале ХХ в. Период войн и революций Кубанская область и Черноморская губерния в годы Первой мировой войны. Патриотический подъём. Ратные подвиги кубанцев. Влияние войны на экономику, уровень жизни, общественные настроения. Недовольство военным руководством, властью, общим положением в стране. События Великой российской революции на Кубани. «Троевла- стие». Деятельность Временного облисполкома (К. Л. Бардиж). Избрание и роспуск областного Совета. Формирование Войсковой рады и временного войскового правительства (А. П. Филимонов). Разногласия в рядах казачества по вопросу о путях развития Кубани (черноморцы и линейцы). Советы в Черноморской губернии. Борьба между Радой и Советами в Кубанской области. «Большевизация» Советов (Я. В. Полуян). «Временные основные положения о высших органах власти в Кубанском крае». Ущемление прав иногородних и рабочих. Введение на Кубани военного положения. Создание краевого правительства (Л. Л. Быч). Областной съезд иногородних и трудового казачества. Победа большевиков в Черноморской губернии. Установление советской власти в Армавире, Екатеринодаре и других населённых пунктах Кубани. И. Л. Сорокин. Ледяной поход Добровольческой армии. Л. Г. Корнилов и М. В. Алексеев. Штурм Екатеринодара. Гибель генерала Корнилова. Второй Кубанский поход. А. И. Деникин. Взятие Екатеринодара. Белый и красный террор. «Железный поток». Объединение красных отрядов в Таманскую армию. И. И. Матвеев. Е. И. Ковтюх. Разгром красными частей генерала В. Л. Покровского. Соединение Таманской армии с частями Красной армии Северного Кавказа. Взаимоотношения кубанского правительства и командования Добровольческой армии. Убийство Н. С. Рябовола. Роспуск Законодательной рады и казнь А. И. Кулабухова. Избрание атаманом Н. М. Успенского. Коренной перелом в боях на северокавказском направлении (март 1920). Взятие Екатеринодара частями Красной Армии. Десант генерала С. Г. Улагая и его разгром. Окончательное установление советской власти на Кубани и в Черноморье. Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах Наука и культура в условиях Первой мировой войны. Экспедиции по поиску полезных ископаемых. Развитие курортного дела. Формирование госпитальной базы. Реформирование школьного образования. Тема войны в кубанской прессе. Публикация стихотворения Константина Образцова «Ты, Кубань, ты наша родина». Военная хроника на киноэкранах. Гастроли известных коллективов и исполнителей. Воздействие революционных событий на культурную жизнь. Своеобразие социокультурной ситуации на Кубани в 1918-1920 годах. Массовый приток в регион интеллигенции из Петрограда и Москвы. Создание высшей школы. Б. Л. Розинг. Деятельность Совета обследования и изучения Кубанского края. Академик В. И. Вернадский на Кубани. Газетный «бум». «Вольная Кубань» - орган войскового (краевого) правительства. Доктор Фрикен (С. Я. Маршак) - фельетонист газеты «Утро Юга». Театрально-концертная жизнь: искусство и политика. Выставки в Екатеринодарской картинной галерее. Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп Продразвёрстка и «расказачивание». Организация продотрядов. Активизация движения бело-зелёных. Политика советской власти в отношении казачества. Деятельность специальных «троек». Чрезвычайные меры. Новая экономическая политика. От продразвёрстки к продналогу. Единый сельскохозяйственный налог. «Лицом к деревне» - новый курс партии. Сельская кооперация на Кубани. Завершение земельного передела. Реорганизация промышленности. Сдача мелких и средних предприятий в аренду. Перевод крупных заводов и фабрик на хозрасчёт. Развитие торговли. Революция на селе. Курс «на развёрнутое наступление социализма по всему фронту». Коллективизация. Сопротивление коллективизации со стороны духовенства и кулаков. Статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов». Выход из колхозов части казаков и крестьян. Раскулачивание. Чрезвычайная комиссия ЦК ВКП(б) во главе с Л. М. Кагановичем и её деятельность на Северном Кавказе. Система «чёрных досок». Голод на Кубани. Итоги сплошной коллективизации. Особенность индустриализации на Кубани - зависимость от сельского хозяйства. Основные отрасли промышленности. Политические репрессии. Административно-территориальные преобразования. 13 сентября 1937 г. - день образования Краснодарского края. Кубань как аграрно-промышленный регион. Успехи тружеников края в предвоенные годы. Тема 4. Культура Кубани в 1920-1930-х годах Формирование нового человека - основная задача новой власти. Наступление на «старый мир». Реформирование системы образования. Борьба с неграмотностью детей и взрослых. Конфликт между семьёй и школой. Национальные школы. Создание адыгейской письменности. Изменения в повседневной жизни. Усиление роли пионерской и комсомольской организаций. Пропаганда атеизма. Расширение сети библиотек, музеев. Развитие массового спорта. Новые формы досуга. «Золотое десятилетие» краеведения на Кубани. Превращение Кубани в центр аграрной науки всесоюзного значения. Развитие здравоохранения (Н. Ф. Мельников-Разведенков). Победа над малярией (И. Г. Савченко). Медицинские отряды С. В. Оча- повского. Партийно-советская печать. Революционные события на Кубани в произведениях советских писателей («Железный поток» А. Серафимовича, «Восемнадцатый год» А. Толстого и др.). Жизнь и творчество Н. А. Островского в Сочи. Развитие адыгейской литературы. Превращение театра в действенное средство политического воспитания масс. В. Э. Мейерхольд - организатор театральной жизни в Новороссийске. Театр для детей в Екатеринодаре. Расширение сети театров, цирков. Роль кино в жизни кубанцев. Создание первого адыгейского ансамбля песни и пляски. Воссоздание Кубанского казачьего хора. Демонтаж дореволюционных и возведение новых памятников. Краснодарский художественный музей им. Луначарского - преемник Екатеринодарской картинной галереи. Ф. А. Коваленко, Р. К. Войцик. Новые сюжеты в творчестве кубанских мастеров изобразительного искусства. Создание Краснодарского отделения Союза советских художников (1938). Конструктивизм в архитектуре региона. Воплощение принципов «функциональной архитектуры» в градостроительстве. Генеральная реконструкция Сочи. Скульптура как элемент оформления пространства. Культурная жизнь кубанского зарубежья. Научная и образовательная деятельность Ф. А. Щербины в Праге. РАЗДЕЛ II. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В 1940-х - НАЧАЛЕ 1950-х годов (4 ч) Тема 5. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны Мобилизация. Введение военного положения. Формирование добровольческих казачьих соединений. Кубанцы на полях сражений Великой Отечественной. Боевые действия на территории Краснодарского края. Бои в районе станиц Кущёвской, Шкуринской и Канеловской. Оборона Краснодара. Оккупационный режим. Сторонники «нового порядка». Массовые расстрелы. Душегубки. Борьба с оккупантами. Партизанское движение на Кубани. Подвиг братьев Игнатовых. Кубанское подполье. Наступательные операции войск Закавказского, Южного и Северо-Кавказского фронтов. Освобождение Краснодара. Малая Земля (Ц. Л. Куников). Бои на «Голубой линии». Новороссийско-Таманская операция. Черноморский флот и Азовская военная флотилия. Воздушные сражения (А. И. Покрышкин, Е. А. Жигуленко и др.). Освобождение Кубани от немецко-фашистских захватчиков, начало возрождения. Трудовой героизм кубанцев. Суд над изменниками Родины. Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953) Восстановление хозяйства Краснодарского края. Трудовые инициативы, социалистическое соревнование. К. А. Борин - Герой Социалистического Труда. Роль МТС в восстановлении и подъёме сельского хозяйства. Достижения и трудности. Проблемы восстановительного периода: упадок животноводства; нехватка рабочих рук; трудности развития личных подсобных хозяйств (препятствия со стороны властей); отток населения в города; нехватка жилья. Послевоенные успехи. Восстановление довоенных объёмов производства промышленной продукции. Новые предприятия: камвольносуконный комбинат, компрессорный завод (Краснодар). Троллейбусное движение в Краснодаре; трамвайные линии в Новороссийске. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары. Ужесточение партийно-государственного контроля. Усиление агитационнопропагандистской работы. Политика «закручивания гаек». Выборы в местные Советы 1953 г. и их итоги. Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941-1953 годах Патриотическое воспитание населения. Создание фронтовых концертных бригад. Политика оккупационного режима в области культуры: цели, средства, результаты. Восстановление деятельности образовательных учреждений и учреждений культуры после изгнания фашистских оккупантов. Оживление религиозной жизни. Учёные Кубани - фронту. Реабилитация раненых, борьба с эпидемиями, участие в преодолении продовольственных трудностей. П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт. Кубанская пресса в военные и послевоенные годы. Ратный и трудовой подвиг кубанцев в литературе военных и первых послевоенных лет. Фронтовые репортажи К. М. Симонова, публицистика Л. М. Леонова. В. П. Катаев. «Семья Игнатовых»; А. А. Первенцев. «Честь смолоду» и др. Театрально-концертная жизнь. Самодеятельные коллективы. Г. М. Плотниченко хормейстер и композитор. Кинофикация городов и сельских территорий. Съёмки фильма «Кубанские казаки» в Курганинском районе Краснодарского края. Восстановление и благоустройство городов. Строительство зданий железнодорожных вокзалов Краснодара, Сочи, Ейска. Восстановление спортивных сооружений. I летняя спартакиада Кубани (1950). Плавательная эстафета. Послевоенная повседневность. Общественные настроения. Проблемы населения, пережившего оккупацию. Взаимопомощь как основа преодоления трудностей. РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В 1950-1990-х годах (5 ч) Тема 8. Политика, экономика, общество Начало экономических преобразований на Кубани: расширение приусадебных участков, снижение налогов, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Хрущёвская «оттепель». Развитие внешнеэкономических связей Краснодарского края. Реабилитация репрессированных кубанцев. Развитие сахарной промышленности. Успехи виноделия. Становление энергетической системы: Белореченская, Краснополянская, Майкопская гидроэлектростанции; Армавирская, Краснодарская теплоэлектроцентрали. Массовое строительство жилья. Курортно-санаторное дело. Корректировка политического и экономического курсов. Краснодарский совнархоз (Н. К. Байбаков). Хозяйственные «эксперименты» и их последствия. Достижения в сельском хозяйстве (Е. А. Светличный, М. И. Клепиков), расширение сельскохозяйственного производства. Развитие промышленности. Реконструкция старых и строительство новых предприятий. Завод им. Седина в Краснодаре. Краснодарский завод измерительных приборов. Кропоткинский машиностроительный завод. Хлопчатобумажный комбинат (Краснодар). Химические предприятия (Белореченск и Кропоткин). Проблемы отрасли. Решение о строительстве Краснодарского водохранилища и оросительных систем. Развитие рисоводства. «Миллион тонн кубанского риса». Рисосовхоз «Красноармейский» (А. И. Майстренко). Застойные явления в экономике и общественной жизни. Снижение производительности труда и замедление темпов роста производства. Руководители Краснодарского края (С. Ф. Медунов, В. И. Воротников, Г. П. Разумовский). Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине ХХ в. Реформирование школы: возврат к совместному обучению (1954), введение обязательного восьмилетнего (1958) и среднего (1972) образования, «профессионализация». Развитие среднего специального и высшего образования. Преобразование Краснодарского педагогического института в Кубанский университет. Расширение сети культурно-просветительских учреждений. Строительство дворцов и домов культуры. Народные университеты. Новороссийский планетарий. Музей Степановых в Тимашевске, мемориальные комплексы на Малой Земле в Новороссийске и на Сопке Героев в Крымском районе. Дом-музей М. Ю. Лермонтова в Тамани и др. Кубанские учёные-селекционеры - М. И. Хаджинов, П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт. Вклад кубанцев в научно-техническое обеспечение космических полётов. Н. Г. Чернышёв, Д. И. Козлов. Космонавты-кубанцы (В. В. Гор- батко, В. И. Севастьянов и др.). Новое поколение кубанских литераторов. Творчество В. И. Лихо- носова, В. Б. Бакалдина, С. Н. Хохлова и др. Развитие адыгейской литературы. Т. М. Керашев, И. Ш. Машбаш. Театральная и музыкальная жизнь. М. А. Куликовский - лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского. Фестиваль «Кубанская музыкальная весна». В. Г. Захарченко во главе Кубанского казачьего хора. Композитор Г. Ф. Пономаренко на Кубани. Анна Не- требко - воспитанница хора «Кубанская пионерия». Создание телецентров. Строительство современных кинотеатров. Творчество кубанских художников А. Е. Глуховцева, Н. П. Евсы, П. С. Калягина, Ф. М. Петуваша и др. Скульптурные работы И. П. Шма- гуна, В. А. Жданова. Новые выставочные центры на Кубани: картинные галереи в ст. Октябрьской (Красноармейский р-н), ст. Казанской (Кавказский р-н), ст. Привольной (Каневской р-н) и др. Развитие спорта. Кубанские спортсмены - олимпийские чемпионы и чемпионы мира: Л. И. Брагина, В. М. Невзоров, В. Д. Гассий, В. Н. Ма- чуга и др. Пропаганда здорового образа жизни. От «сталинского классицизма» к «функциональной архитектуре». «Эпоха типовых проектов». Массовая застройка городов Кубани. Благоустройство курортной зоны. Изменения в повседневной жизни населения (улучшение жилищных условий, развитие средств массовой информации и др.). Развитие туризма, создание условий для детского отдыха. Пионерский лагерь «Орлёнок». Тема 10. «Перестройка» на Кубани Перестроечные процессы на Кубани и их особенности. Руководители Краснодарского края: В. Н. Дьяконов, Н. Д. Егоров, Е. М. Харитонов, Н. И. Кондратенко. Проблемы развития кубанской экономики. Особенности политического сознания кубанцев. Многопартийность и общественные движения в регионе. Деятельность Краснодарского краевого Совета народных депутатов. Возрождение казачества, Учредительный Всекубанский съезд. Кубанская казачья рада (В. П. Громов). Законы «О реабилитации репрессированных народов», «О реабилитации казачества». Становление кубанского парламентаризма. Законодательное Собрание Краснодарского края (А. А. Багмут, В. А. Бекетов). РАЗДЕЛ IV. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В XXI в. (8 ч) Тема 11. Краснодарский край - регион добрососедства Выборы главы администрации Краснодарского края. А. Н. Ткачёв - губернатор Краснодарского края (2001-2015). Кубань - многонациональный край, регион добрососедских отношений между народами. Демографический кризис. Проблемы толерантности. Межконфессиональные отношения. Политика поликультурности. Совет при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека, региональная Общественная палата. Долгосрочная краевая целевая программа «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае». Фестиваль «Венок дружбы народов Кубани». Фольклорные фестивали как средство межкультурного диалога. Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края. Административнотерриториальное устройство. Население Положение края на карте Российской Федерации. Крайние точки Краснодарского края. Преимущества географического положения. Выход к двум морям. Природные условия. Погодные аномалии. Геополитическое положение региона. Административнотерриториальное устройство. Площадь территории, численность, состав и структура населения. Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование Природные ресурсы Краснодарского края. Проблемы рационального использования ресурсов равнинной части края, предгорий и гор Западного Кавказа. Охрана природных богатств. Тема 14. Хозяйство Краснодарского края Формирование новых экономических отношений. Формы собственности. Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае». Отраслевая и территориальная структура хозяйства края. Топливно-энергетический комплекс, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, лёгкая, пищевая промышленность, производство строительных материалов. Ведущие промышленные предприятия. Центры нефтепереработки, машиностроения, химической промышленности. Производство строительных материалов. Предприятия пищевой промышленности. Агропромышленный комплекс Кубани. Особенности развития сельского хозяйства. Растениеводство - ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Зерновые и технические культуры, виноградарство, овощеводство и садоводство, субтропические культуры. Животноводство, отраслевой состав. Рыбоводство; проблемы отрасли. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции края на российском и международном рынках. Транспорт и связь. Виды транспорта. Автомагистрали «Дон», «Кавказ». Аэропорты: Пашковский (Краснодар), Витязево (Анапа), Адлер (Сочи), Геленджик. Морские порты: Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Ейск, Темрюк, Тамань, Сочи, Геленджик, Анапа. Трубопроводный транспорт, нефтепровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), газопровод «Голубой поток». Курорты и туризм. Бальнеологические, грязевые, горноклиматические курорты. Краснодарский край - южные ворота России. Олимпийские игры 2014 г. в Сочи и строительство моста через Керченский пролив как факторы привлечения инвестиций в экономику края. Проблемы и перспективы социальноэкономического развития региона. Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце ХХ - начале XXI в. Региональные законы в области культуры. Центр народной культуры Кубани. Возвращение регалий Кубанского казачьего войска. Реставрация и строительство культовых сооружений. Войсковой храм Александра Невского в Краснодаре. Восстановление ранее разрушенных памятников. Изменения в образовательной политике. Появление частных школ и вузов. Казачьи учебные заведения и классы. Кинофестивали в городах Кубани. «Кинотавр» (Сочи), «Киношок» (Анапа) и др. Литературная жизнь. Роман В. И. Лихоносова «Наш маленький Париж». Осмысление судеб казачества в романе А. Д. Знаменского «Красные дни». Поэзия И. Ф. Вараввы. Театрально-концертная жизнь. Творческое объединение «Премьера». Л. Г. Гатов. Кубанский казачий хор и пропаганда народного искусства Кубани. Кубанские скульпторы А. А. Аполлонов, А. П. Корнаев и др. Кризисные явления в градостроительной отрасли и их преодоление. Развитие жилищного фонда. Охрана исторических центров городов и населённых пунктов. Модернизация курортной зоны. Реконструкция Сочи. Курс на возрождение массового спорта. Строительство новых стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов. Зимняя XXII Олимпиада 2014 г. в Сочи - мощный стимул развития физкультуры и спорта в крае. Эпоха перестройки и 1990-е годы - время стремительного изменения устоявшихся форм повседневного существования людей. Жизнь в условиях инфляции, тотальной коммерциализации, социального расслоения. Массовая миграция населения на Кубань. Формирование потребительского поведения. Воздействие электронных СМИ на общество. Заключение (1 ч) Итоговое повторение и проектная деятельность. Портрет современной Кубани. Кубань жемчужина, житница и здравница России. Разнообразие природных условий и ресурсов Краснодарского края. Экономический потенциал кубанского региона. Перспективы развития курортной отрасли. Участие Кубани в российских и международных экономических форумах. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе. Радушие и гостеприимство - черты характера жителей многонационального региона. Взаимовлияние культур. Боевое братство народов, населяющих Кубань, в годы Великой Отечественной войны. Подвиг Хусена Андрухаева. Возвращение казачьих регалий на Кубань - символ возрождения казачества. Участие кубанцев в реализации национальных проектов и целевых программ («Кубань-Качество» и др.). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (34 ч) Тема урока Введение (1 ч) 1. Кубань в XX начале XXI в. Кол-во часов Характеристика деятельности учащегося Основные направления воспитательной деятельности Раскрывать значение понятий конфессия, 1,2,3,4,5 субэтнос, иногородние (жители), толерантность, идентичность, суверенитет. Понимать особенности национального, конфессионального и культурного многообразия кубанского региона. Рассказывать о межэтническом взаимодействии и добрососедских отношениях народов Кубани в период военных испытаний и в мирное время. Ознакомиться со структурой учебного пособия и аппаратом усвоения знаний. РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В 1914 - КОНЦЕ 1930-х годов (11 ч) Тема 1. Кубань в начале XX в. Период войн и революций 2. Участие 1 Раскрывать значение понятий мобилизация, 1,2,3,4,5 кубанцев в Первой община сестёр милосердия, георгиевский мировой войне. кавалер. Рассказывать о патриотическом 1 Нарастание кризисных явлений в экономике и политике. 3. События Великой российской революции 1917 г. в Кубанской области и Черноморской губернии. 1 4. Гражданская война на Кубани. Ледяной и Второй Кубанский походы. «Железный поток». 1 подъёме и мобилизационных мероприятиях на Кубани в годы Первой мировой войны. Раскрывать особенности жизни региона в этот период, подтверждая примерами из исторических источников. Используя материалы краеведческих музеев и другие источники информации, принимать участие в написании докладов, рефератов, заниматься подготовкой исследовательских проектов о ратных подвигах кубанцев участников Первой мировой войны. Анализировать влияние войны на экономику, уровень жизни, общественные настроения жителей Кубани. Делать вывод о связи событий, происходивших на фронтах Первой мировой войны, с процессами нарастания кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 многовластие, Войсковая рада, самостийники, линейцы. Называть органы власти, действовавшие на Кубани в период революционных событий. Анализировать и сравнивать политическую обстановку, сложившуюся в Кубанской области и Черноморской губернии, отмечать общее и особенное. Работать с историческими источниками, делать выводы. Готовить сообщения и презентации об известных деятелях этого периода (К. Л. Бардиж, А. П. Филимонов, Я. В. Полу- ян и др.). Готовить проект по теме. Раскрывать значение понятий Ледяной 1,2,3,4,5 поход, «дикая дивизия», «железный поток», репрессии, реквизиции. Рассказывать о важнейших событиях Гражданской войны, происходивших на территории нашего края. Используя историческую карту, характеризовать действия Добровольческой армии, раскрывать подробности и описывать маршруты Ледяного и Второго Кубанского походов. Анализировать причины неудачи первого похода и успеха второго. Показывать на карте путь Таманской армии, комментировать итоги пятисоткилометрового перехода и объяснять, почему он получил название «железный поток». Давать оценку политике белого и красного террора. Высказывать своё мнение о судьбах и деятельности полководцев противоборствующих армий: Л. Г. Корнилова, А. И. Деникина, Е. И. Ковтюха и др. Готовить сообщения, доклады и проекты по теме. 5. 1 Раскрывать значение понятий меджлис, 1,2,3,4,5 Взаимоотношения десант. Характеризовать взаимоотношения командования кубанского парламента и командования Добровольческой Добровольческой армии, понимать суть армии с кубанским разногласий и давать оценку их правительством. последствиям. Используя историческую Окончание карту, рассказывать о взятии ЕкатериноГражданской дара, Армавира, Майкопа, Новороссийска войны. частями Красной Армии. Характеризовать завершающий период Гражданской войны на Кубани. Давать собственную оценку событиям, происходившим на территории нашего края в 1918-1920 годах. Готовить сообщения или презентации об участниках Гражданской войны на Кубани: Н. С. Рябоволе, А. И. Кулабухове, Е. И. Ковтюхе и др. Тема 2. Культурная жизнь Кубани в 1914-1920-х годах 6. Культурная 1 Раскрывать значение понятий госпитальная 1,2,3,4,5 жизнь в 19141920 база, концерты-митинги. Характеризовать годах. Образование особенности развития науки и культуры в и наука. Охрана условиях Первой мировой войны. культурного Рассказывать о воздействии наследия. революционных событий на культурную жизнь Кубани. Приводить примеры становления системы образования в регионе. Давать собственную оценку деятельности кубанской интеллигенции в области охраны культурного наследия. Готовить доклады и создавать презентации о жизни и деятельности учёных, исследователей, работавших на Кубани (Б. Л. Розинг, П. С. Уварова и др.). 7. Периодическая 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 печать и этнографические концерты, плакатное литература. Мир искусство. Анализировать своеобразие искусства на социокультурной ситуации на Кубани в Кубани в 1918-1920 годах. Раскрывать особенности революционные развития литературы на Кубани в период годы. войн и революций. Оценивать роль и значение средств массовой информации в жизни региона. Характеризовать основные направления в развитии изобразительного искусства. Принимать участие в исследовательских проектах, посвящённых театрально-концертной жизни на Кубани в условиях Первой мировой войны, представлять результаты своей работы. Тема 3. Кубань в 1920-1930-х годах. Нэп 8. Политика 1 Раскрывать значение понятий советской власти в продразвёрстка, «расказачивание», отношении продотряды, новая экономическая казачества. Нэп. политика, продналог, сельская кооперация, хозрасчёт, всеобуч. Характеризовать особенности взаимоотношений между большевиками и казачеством. Объяснять суть политики «расказачивания». Используя материалы исторических источников, давать собственную оценку действиям советской власти в отношении казачества. Рассказывать о состоянии промышленности и сельского хозяйства в кубанском регионе в период нэпа. Анализировать итоги новой экономической политики на Кубани. Готовить проект по теме. i Раскрывать значение понятий коллективизация, раскулачивание, «чёрная доска», саботажники, индустриализация. 9. «Наступление Рассказывать об особенностях социализма по коллективизации на Кубани. Используя всему фронту». материалы исторических источников, Коллективизация и анализировать итоги сплошной индустриализация коллективизации и их последствия в на Кубани. регионе. Характеризовать особенности индустриализации на Кубани, оценивать её масштабы. Готовить сообщения, доклады и проекты по теме. 10. Политические 1 Раскрывать значение понятий репрессии, репрессии в колхоз-миллионер, аграрно-индустриальный кубанском регионе. регион. Оценивать масштабы политических Кубань к концу репрессий на Кубани. Комментировать и 1930-х годов. давать собственную оценку последствиям репрессивных мер в отношении населения кубанского региона. Рассказывать о наиболее важных событиях, происходивших на территории нашего края в 1920-1930-х годах. Готовить исследовательские проекты по теме. Тема 4. Культура Кубани в 1920-1930-х годах 11.Культурное 1 Раскрывать значение понятий культурная пространство революция, советизация, ликбез, рабфак, Кубани в 19201930украинизация. Рассказывать о развитии х годах. образования и науки на Кубани в 2030-х Образование, годах прошлого столетия. Раскрывать суть наука, издательское реформ в области школьного образования. дело и литература. Объяснять, почему этот период называют «золотым десятилетием краеведения». Делать выводы о вкладе учёных в развитие и становление науки на Кубани. Готовить 1,2,3,4,5 1,2,3,4,5 1,2,3,4,5 1,2,3,4,5 сообщения, доклады, презентации, проекты о людях, занимавшихся научноисследовательской деятельностью на Кубани (Н. Ф. Мельников-Разведёнков, Х. Г. Шапошников, супруги Кирлиан и др.). 1 Раскрывать значение понятий русский 1,2,3,4,5 авангард, конструктивизм. Рассказывать о музыкально-театральной жизни кубанского региона в 20-30-х годах прошлого столетия. На примере работ кубанских художников, скульпторов раскрывать роль и значение изобразительного искусства в пропаганде государственной политики 1920-1930-х годов. Делать выводы об изменении облика городов и станиц Кубани. Комментировать изменения, происходившие в повседневной жизни населения региона. Используя 12. Мир искусства дополнительные источники информации, и повседневная готовить доклады, сообщения, проекты по жизнь населения. теме. РАЗДЕЛ II. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В 1940-х - НАЧАЛЕ 1950-х годов (4 ч) Тема 5. Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны 13. Кубань в Великой 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 Отечественной войне. 1941оккупация, «новый порядок», 1943. «душегубки». Рассказывать о мобилизационных мероприятиях, проведённых на Кубани в начале войны, и боевых сражениях, происходивших в этот период. Называть причины оккупации территории края, характеризовать «новый порядок», который оккупационные власти установили на Кубани. Приводить примеры борьбы с врагом на оккупированных территориях. Рассказывать о подвигах кубанцев - участников Великой Отечественной войны. Готовить доклады, сообщения, презентации по теме. 14. Освобождение. Начало 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 возрождения. 1943-1945. Краснодарская операция, Малая Земля, «Голубая линия». Используя карту, рассказывать о наступательных операциях войск Закавказского, Южного и СевероКавказского фронтов по освобождению Краснодарского края в 1943 г. Приводить примеры подвигов воинов Красной Армии в боях на Малой Земле и «Голубой линии». Называть имена героевмалоземельцев и прославленных лётчиков, воевавших в небе Кубани. Рассказывать о роли 30-й Иркутской дивизии в освобождении края. Приводить примеры трудовых подвигов жителей края, участвовавших в восстановлении разрушенного войной хозяйства. Анализировать значение первого в СССР судебного процесса над изменниками Родины, состоявшегося в освобождённом Краснодаре. Готовить сообщения, доклады, презентации по теме. Тема 6. Краснодарский край в послевоенное время (1945-1953) 15. Восстановление хозяйства и 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 социальной сферы. Политика и социалистическое соревнование, идеология. машинно-тракторная станция (МТС), партийногосударственный контроль. Называть основные проблемы, возникавшие в ходе восстановления экономики кубанского региона. Раскрывать роль социалистического соревнования в повышении производительности труда и ускорении темпов развития сельского хозяйства и промышленности в крае. Приводить примеры восстановления ранее действовавших и строительства новых народнохозяйственных объектов. Характеризовать психологический климат в обществе в первые послевоенные годы. Раскрывать роль идеологии в политическом сознании кубанцев. Делать выводы. Используя дополнительные источники информации, знакомиться с материалами выборов в местные Советы 1953 г., анализировать их и давать оценку действовавшей тогда избирательной системе. Тема 7. Культурная жизнь Кубани в 1941-1953 годах 16. Культурная жизнь в период 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 Великой Отечественной войны всеобщее семилетнее и первые послевоенные годы образование, передвижной театр, метод народной стройки, репатриация. Характеризовать культурную жизнь Кубани в первые военные годы. Рассказывать о развитии образования и науки в этот период. Отмечать произошедшие изменения в области просвещения населения. Называть имена кубанских учёных, деятельность которых способствовала скорейшему возрождению хозяйства Краснодарского края. Объяснять, почему задача восстановления учреждений культуры относилась к числу первоочередных задач мирного строительства. Анализировать состояние издательского дела на Кубани, раскрывать роль литературы в патриотическом воспитании кубанских жителей. Давать оценку работе по организации культурного досуга населения после изгнания оккупантов. Используя дополнительные источники информации, готовить сообщения, презентации о развитии разных видов искусства на Кубани в период военных действий и в послевоенное время. Рассказывать о развитии спорта и достижениях кубанских спортсменов. Используя дополнительные источники информации, характеризовать послевоенную повседневность и общественные настроения в Краснодарском крае, делать выводы. Принимать участие в создании групповых проектов по теме. РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В 1950-1990-х годах (5 ч) Тема 8. Политика, экономика, общество 17. Реформы в политике и 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5,7 экономике. «оттепель», реабилитация, «хрущёвки», «кукурузная эпопея», прожектёрство, совнархозы. Характеризовать особенности (1941-1953). 18.Достижения и провалы кубанской экономики. Застойные явления в обществе. 1 периода «оттепели» на Кубани и комментировать её влияние на развитие экономики края. Давать оценку осуществлявшейся в этот период реабилитации незаконно репрессированных людей. Рассказывать о работе совнархозов на Кубани и их роли в становлении сельского хозяйства и промышленности в кубанском регионе. Понимать суть реформ 1950-х годов и оценивать их значение в социально-экономическом развитии Краснодарского края. Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 «чёрные бури», «кубанское море», «долгострой», «эпоха застоя». Характеризовать особенности «эпохи застоя» на Кубани. Приводить примеры достижений в развитии сельского хозяйства и промышленности. Рассказывать о трудовых подвигах кубанцев, называть имена новаторов, получивших почётное звание Героя Социалистического Труда в 1970-1980 годах. Объяснять причины резкого ухудшения экономической ситуации в Краснодарском крае к началу 90х годов прошлого столетия. Приводить примеры наиболее острых социальных проблем, имевших место в «эпоху застоя». Высказывать собственное мнение о социальноэкономическом развитии кубанского региона в 70-80-е годы XX столетия, делать выводы. Используя дополнительные источники информации, готовить презентацию о рисосовхозе «Красноармейский» и его руководителе А. И. Майстренко. Называть имена руководителей Краснодарского края (С. Ф. Медунов, В. И. Воротников, Г. П. Разумовский) и давать собственную оценку их деятельности. Тема 9. Культурная жизнь Кубани во второй половине XX в 19. Культурное пространство 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 Кубани в середине 1950-х учебнопроизводственные начале 1980-х годов. комбинаты, дом-музей. На Образование, наука, примере кубанского региона литература. Зрелищные виды рассказывать об изменениях, искусства. происходивших в сфере образования, просвещения и науки в середине 1950-х - начале 1980-х годов. Высказывать своё мнение о роли кубанцев в исследовании космического пространства. Называть имена выдающихся учёных (П. П. Лукьяненко, В. С. Пустовойт, М. И. Хаджинов), космонавтов, жизнь и деятельность которых связана с Кубанью (В. В. Горбатко, В. И. Севастьянов и др.). Характеризовать литературную и театрально-музыкальную жизнь Кубани во второй половине XX столетия. Рассказывать о творчестве известных деятелей культуры и искусства (В. И. Лихоносов, А. Д. Знаменский, Ю. В. Сальников, Г. М. Плотниченко, И. Ш. Машбаш, В. Г. Захарченко и др.). Совершать очные и заочные экскурсии по местам, связанным с жизнью выдающихся земляков, посещать музеи, мемориальные комплексы. Готовить доклады, сообщения, проекты по теме. 20. Изобразительное искусство, 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 строительство и архитектура. «стеклянно-металлическая Повседневная жизнь кубанцев. архитектура», « пятая четверть», «трудовой семестр». Характеризовать особенности развития изобразительного искусства во второй половине XX в. Рассказывать о творчестве кубанских художников, скульпторов (Н. П. Евса, • Е. Глуховцев, Ф. М. Петуваш, И. П. Шма- гун, В. А. Жданов и др.). Посещать выставочные залы, картинные галереи в городах и сельских населённых пунктах Кубани. Раскрывать роль физической культуры и спорта в жизни кубанского региона. Готовить сообщения, презентации, проекты о спортивных успехах наших земляков (Л. И. Брагина, В. М. Невзоров, Д. Гассий, В. Н. Мачуга и др.). Описывать особенности повседневной жизни кубанцев во второй половине XX в., давать собственную оценку происходящим событиям. Используя дополнительные источники информации, комментировать особенности «орлятской педагогики», понимать, в чём её отличие от педагогики авторитарной, делать выводы. Готовить доклады и проекты по теме «Повседневная жизнь кубанцев в середине 1950х - середине 1980-х годов». Тема 10. «Перестройка» на Кубани 21. «Перестройка» на Кубани. 1 Возрождение казачества. 21. «Перестройка» на Кубани. Возрождение казачества. 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 «перестройка», Законодательное Собрание Краснодарского края (ЗСК), регалии кубанского казачества, политика «гласности». Характеризовать особенности «перестроечного» периода на Кубани. Отмечать своеобразие политических реформ и хозяйственных преобразований в регионе, давать собственную оценку происходящим событиям. Принимать участие в дискуссиях по проблемам развития кубанской экономики в начале 1990-х годов. Рассказывать о политической жизни на Кубани в этот период и об особенностях Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 «перестройка», Законодательное Собрание Краснодарского края (ЗСК), регалии кубанского казачества, политика «гласности». Характеризовать особенности «перестроечного» периода на Кубани. Отмечать своеобразие политических реформ и хозяйственных преобразований в регионе, давать собственную оценку происходящим событиям. Принимать участие в дискуссиях по проблемам развития кубанской экономики в начале 1990-х годов. Рассказывать о политической жизни на Кубани в этот период и об особенностях политического сознания кубанцев. Характеризовать становление кубанского парламентаризма. Называть имена руководителей Краснодарского края (В. Н. Дьяконов, Н. Д. Егоров, Е. М. Харитонов, Н. И. Кондратенко). Используя дополнительные источники информации, рассказывать о реабилитации и возрождении кубанского казачества. Готовить проект по теме. РАЗДЕЛ IV. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ В XXI в. (8 ч) Тема 11. Краснодарский край - регион добрососедства 22. Дорогой 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 межнационального мира многонациональный народ и согласия. Кубани, демографический кризис, миграция, поликультурность, толерантность, национальнокультурные объединения. Объяснять, в чём выражается этнокультурное своеобразие Краснодарского края, рассказывать, как реализуется на Кубани принцип поликультурности. Приводить примеры, подтверждающие многонациональность кубанского региона и прочность добрососедских отношений между населяющими его народами. Знать имена глав администрации (губернаторов) Краснодарского края (предыдущих и ныне действующего). Объяснять причины демографического кризиса на Кубани, рассказывать об особенностях и проблемах миграции в регионе. Делать выводы о роли общественных организаций в развитии национальных культур и защите прав человека, в том числе прав мигрантов. Готовить сообщения о деятельно сти Совета при главе администрации Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека. Анализировать программу «Гармонизация межнациональных отношений и развитие национальных культур в Краснодарском крае». Принимать участие в подготовке и проведении этнических фестивалей. Тема 12. Особенности географического положения Краснодарского края. Административно-территориальное устройство. Население. 23. Экономико1 Раскрывать особенности понятий 1,2,3,4,5,7,8 географическое субъект Российской Федерации, положение. муниципальное образование, Административноестественный прирост территориальное населения, «старение нации», устройство. Население. плотность населения, воспроизводство населения, государственные и муниципальные служащие, инфраструктура. Характеризовать особенности экономико-географического положения Краснодарского края, оценивать преимущества и недостатки. Знать площадь территории региона, показывать на карте крайние точки. Оценивать геополитическое положение, делать выводы. Используя карту, характеризовать административнотерриториальное устройство. Использовать дополнительные источники информации для характеристики населения кубанского региона. Характеризовать экономикогеографическое положение и особенности населения своей местности. Готовить сообщения, презентации по теме. Тема 13. Природные ресурсы и их рациональное использование 24. Природно-ресурсный 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5,7,8 потенциал. природные ресурсы, термальные воды, мелиорация, артезианские воды, рациональное использование природных ресурсов, экологическое равновесие. Называть природные ресурсы, которыми богат Краснодарский край. Оценивать природноресурсный потенциал региона и своей местности. Показывать на карте месторождения полезных ископаемых, используемых в промышленном производстве. Рассказывать о природных ресурсах, способствующих развитию сельского хозяйства на Кубани. Давать оценку обеспеченности края водными ресурсами, делать выводы. На примере Кубани проследить связь между наличием рекреационных ресурсов в регионе и уровнем его социально-экономического развития. Принимать участие в обсуждении проблем рационального использования природных богатств Кубани. Готовить проекты по теме. Тема 14. Хозяйство Краснодарского края 25.Экономика региона в 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5,7,8 новых условиях. топливноэнергетический Развитие комплекс, агропромышленный промышленного комплекс, сырьевая база. производства. Называть отрасли промышленности, получившие развитие на территории Краснодарского края. Характеризовать топливноэнергетический комплекс и оценивать его роль в развитии экономики края. Знать основные виды продукции, выпускаемой промышленными предприятиями 26. Особенности развития сельского хозяйства. 1 Кубани. Рассказывать об особенностях специализации пищевой промышленности и определять её место в структуре хозяйства кубанского региона. Показывать на карте наиболее крупные центры промышленного производства, сформировавшиеся на территории Краснодарского края. Принимать участие в исследовательских проектах, связанных с проблемами и перспективами развития экономики кубанского региона. Готовить сообщения, презентации о промышленных предприятиях своего населённого пункта (района, городского округа). Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5,6,7,8 фермерское хозяйство, растениеводство, яровые и озимые сельскохозяйственные культуры, животноводство. Давать оценку сельскохозяйственной освоенности кубанского региона. Характеризовать особенности агропромышленного комплекса Краснодарского края. Называть отрасли растениеводства и животноводства, получившие развитие на территории Кубани. Анализировать диаграмму, отражающую структуру посевных площадей сельскохозяйственных культур, делать выводы. Используя карту, раскрывать особенности зональной специализации сельского хозяйства региона. Анализировать проблемы и перспективы развития животноводства на Кубани. Объяснять, почему Краснодарский край называют житницей России. Делать выводы о конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции края на российском и международном рынках. Готовить сообщения, презентации, проекты по теме. 27. Транспорт и связь. 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5,7,8 Курорты и туризм. транспортная система, грузооборот, АзовоЧерноморский бассейн, трубопроводный транспорт, рекреационное хозяйство, агротуры. Характеризовать особенности развития транспортного комплекса Краснодарского края. Называть виды транспорта, получившие развитие на территории кубанского региона, и оценивать их роль в развитии экономики края. Используя дополнительные источники информации, раскрывать проблемы и перспективы развития транспортной отрасли, самостоятельно делать выводы. Показывать на карте морские порты Краснодарского края, определять их специализацию. Называть и показывать на карте города, в которых действуют аэропорты. Давать собственную оценку уровню развития и качеству различных видов связи, действующих на Кубани. Знать и уметь показывать на карте крупнейшие бальнеологические, грязевые, климатические курорты края. Используя дополнительные источники информации, анализировать состояние санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, делать выводы. Готовить проект по теме. Тема 15. Культурное пространство Краснодарского края в конце XX начале XXI в. 28. Культурная жизнь Кубани в 1 Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 условиях трансформации радетель, негосударственный общества (конец XX - начало XXI вуз, инновационный центр, в.). Образование и наука, средства технопарк. массовой информации. Характеризовать особенности Театральноконцертная жизнь. культурного пространства 29.Развитие изобразительного искусства на Кубани в конце XX начале XXI в. Достижения кубанских спортсменов. Повседневная жизнь кубанцев. 1 Кубани в конце XX - начале XXI в. Готовить сообщения, презентации об освоении культурного наследия Кубани в перестроечное время. Рассказывать об изменениях в развитии образования и науки в постсоветский период, давать собственную оценку происходившим событиям. Используя дополнительные источники информации, приводить примеры реформ в таких областях как СМИ, кино, телевидение, литература, делать выводы. Комментировать значимые события в театральноконцертной жизни кубанского региона. Называть имена выдающихся деятелей науки и культуры (В. А. Порханов, В. И. Лихоносов, Л. Г. Гатов). Готовить проекты по теме. Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 социалистический реализм, художник-монументалист, городская (уличная) скульптура, вантовая конструкция. Используя дополнительные источники информации, характеризовать особенности развития изобразительного искусства на Кубани в конце XX - начале XXI в. Называть имена известных художников, скульпторов (С. Д. Воржев, Л. А. Самокиш, А. А. Аполлонов, А. П. Корнаев и др.), готовить сообщения, презентации об их творчестве. Рассказывать о спортивной жизни края и достижениях кубанских спортсменов. Называть имена выдающихся представителей спорта (А. И. Лавров, И. В. Караваева, А. Н. Москаленко и др.), готовить презентации об их достижениях. Приводить примеры, раскрывающие особенности повседневной жизни кубанского региона в конце XX - начале XXI в. Давать собственную оценку событиям повседневной жизни кубанцев. Готовить проекты по теме. Заключение (1 ч) 30. Портрет сcовременной Кубани. Итоговвое повторение и проектная деятельность. Раскрывать значение понятий 1,2,3,4,5 инвестиции, менталитет. Систематизировать знания о важнейших событиях, происходивших на Кубани с 1914 г. до настоящего времени. Характеризовать обстановку в регионе в годы войн и революций. Рассказывать о подвигах кубанцев на фронтах Первой мировой и Великой Отечественной войн. Закрепить знания об особенностях социально-экономического развития кубанского региона в XX - начале XXI в. Приводить примеры, характеризующие повседневную жизнь кубанского общества в разные периоды XX столетия и в первые десятилетия нынешнего века. Отмечать многонациональный колорит кубанского региона и такие черты характера жителей Кубани как любовь к малой родине, веротерпимость, толерантность. Приводить примеры добрососедских отношений и взаимовлияния культур народов, проживающих на территории Краснодарского края. Объяснять, почему Кубань называют житницей, здравницей и жемчужиной России. Оценивать перспективы развития региона в XXI в. Создавать «портрет» современной Кубани. Готовить проект по одной из изученных тем. РАЗДЕЛ V. «ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ» 4 ЧАСА 1 Вызовы современного мира и 1,2,3,4,5 религия. Понятие духовности. Православные ценности. Вера в 31.Православные ценности в жизни современного человека. современном мире Смысл жизни в понимании христианина. Традиционные семейные ценности. Традиции православного воспитания. 1 32. Образовательная и просветительская деятельность РПЦ. 33.Диалог культур. Дети разных народов, мы мечтою о мире живём 34. Итоговое повторение Понятия «любовь», «вера», «надежда», «верность», «доброта»,«милосердие». История религиозного 1,2,3,4,5 образования в России и на Кубани. Новомученики Кубани. Жития священномучеников Михаила Лекторского, Иоанна Яковлева, Григория Конокотина, Андрея Ковалева, Григория Троицкого. Икона «Новомученики и исповедники Кубанские» Особенности современной образовательной деятельности РПЦ. Основы социальной концепции РПЦ. Просветительская деятельность Кубанской митрополии в настоящее время. Народы Кубани с древности до 1,2,3,4,5 наших дней. Вхождение народов региона в состав России. История формирования региональной многонациональной общности.