История и культура кубанского казачества

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
УО администрации МО Кущёвский район
МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г.

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол
№1 от 31.08.2023 года
Председатель педсовета
____________Е.В. Ковш

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснодарский край,
БЮДЖЕТНОЕ
Кущевский, Красная Поляна, Мира ул, 38", L=Кущевский район,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО T=Директор,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.,
SNILS=10993988318, INNLE=2340013096,
Е УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯOGRN=1022304245710,
INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена
SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА Васильевна,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
подпись
Я являюсь автором этого документа
Я ШКОЛА № 9 ИМЕНИ Основание:
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-10-08 14:39:11
ПОЛЕВОГО П.Г.
Foxit Reader Версия: 9.7.2

руководителя ОУ Ф.И.О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности

«История и культура кубанского казачества»
для 1-4 классов
начального общего образования

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Пособило Наталья Николаевна,
учитель начальных классов

1

РАЗДЕЛ 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ученик научится (базовый уровень)
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)
- рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории Кубани;
- рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
- использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов
(семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и
особенностях культурного развития первых жителей Кубани;
- показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные
населённые пункты, места важнейших исторических событий;
- различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические
источники;
- работать с различными источниками знаний о населении, истории своей
местности;
- отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических
героев - от реальных исторических лиц;
- высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей
прошлого, к памятникам культуры;
- излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории
Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах
выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); занимаясь проектной деятельностью;
- описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и
водоёмов;
- оценивать последствия своих действий по отношению к природным
компонентам;
- осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ,
Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;
- реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;
- высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории
Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;
- понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество
народных мастеров Кубани.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни с целью:
- осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества
и пространства, гражданином России;
- воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и
историческим традициям народов Кубани;
- выработки умения общаться с людьми различных национальностей и
религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса,
эмоциональноценностного отношения к художественно-культурному наследию.
- создавать научные проекты на краеведческую тему.

2

Программа «История Кубанского казачества» способствует формированию у
школьников следующих качеств личности:
патриотизм;
 терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку
Кубанского казачества;
 ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
 трудолюбие;
 настойчивость;
 дисциплинированность;
 любовь к малой родине;
 неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества:


Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества
формирование:

является

1. Гражданско-патриотическое воспитание:


познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;

2 . Духовно-нравственное воспитание:


всесторонне образованной, развитой личности;

3 . Эстетическое воспитание:



понимания значения культуры Кубанского казачества;
чувства гордости за свою малую родину;

5. Трудовое воспитание:


уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;

7. Ценность научного познания:


представления о Кубани как неотделимой части России;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал,
нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору,
историческим личностям Кубани;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной
деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского
казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
3

Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и
навыков;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её,
определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на
практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать
тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного
диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных
достижений.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств
и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные
утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять
тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники
информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и
задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов,
происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых
формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения,
для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
4

– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их
фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат
технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в
малых группах, а также использование на уроках элементов технологии
продуктивного чтения.
Предметные результаты
знать (понимать):
основные этапы и главные события истории казачества с момента
переселения до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в
ходе их жизни;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении
различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показать на карте области границы края, города, места значительных
исторических событий;
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий
и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при
написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять
смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия
сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного
материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания исторических причин, и исторического значения
событий и явлений современной жизни;
высказывать собственные суждения об историческом наследии населения
нашего края;

5

РАЗДЕЛ 2.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 год обучения
Кубанские казаки.
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие
казаки. Наши предки – казаки.
Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья
семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат.
Верный друг казака.
Труд и быт.
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство
жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники.
Обязанности детей в казачьих семьях.
Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции.
Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.
Кубанское казачье войско: история и современность.
Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди.
Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
Традиционная культура кубанского казачества.
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат.
Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
2 год обучения
Кубанские казаки.
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя.
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества
Труд и быт.
Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в
храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского
казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые
среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.
Кубанское казачье войско: история и современность.
Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар –
град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев
Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.
Традиционная культура кубанского казачества.

6

Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.
Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий
музыкальный инструмент.
3 год обучения
Кубанские казаки.
Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила
духа и доблесть казаков.
Традиции и обычаи кубанских казаков.
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки.
Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского
казачества.
Труд и быт.
Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда
казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.
Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм.
Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Кубанское казачье войско: история и современность.
Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм
кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское
казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского
казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска.
Час Славы Кубани.
Традиционная культура кубанского казачества.
Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор
кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор
Андреевич Щербина.
4 год обучения
Кубанские казаки.
Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи
заповеди.
Традиции и обычаи кубанских казаков.
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни.
Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий
круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
Труд и быт.
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное
творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России.
Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.
Кубанское казачье войско: история и современность.
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего
7

войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим
войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в
чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани.
Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии
Кубанского казачьего войска.
Традиционная культура кубанского казачества.
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в
истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый
фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.

Учебный план программы.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Разделы, темы

Количество часов на тему
1
2
3
4
класс класс класс класс
3
2
2
2
кубанских 3
2
3
3

Кубанские казаки.
Традиции и обычаи
казаков.
Труд и быт.
Православие в жизни кубанского
казачества.
Кубанское казачье войско: история и
современность.
Традиционная культура кубанского
казачества.
Итого:
ВСЕГО:

8

3
3

3
4

2
3

2
2

3

3

4

5

2

3

3

3

17

17

17
17
68 часов

РАЗДЕЛ 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№п/п Наименование разделов, блоков, тем

1
2
3

4
5
6

7
8

9

10
11
12

13
14

Всего
часов
3
1

Кубанские казаки.
Зачем мы изучаем курс «История и
культура кубанского казачества».
Кто такие казаки.
1
Наши предки-казаки.
1
Традиции и обычаи кубанских 3
казаков.
Казачья станица.
Уважение к старшим, к старикам.
Обычай взаимопомощи.
Традиции и обычаи семьи.
Обычаи, связанные с рождением и
детством казачат.
Верный друг казака.
Труд и быт.
Как жили казаки.
Хата казака. Красный угол.
Быт казачьей семьи. Обустройство
жилища, домашняя утварь.
Труд казачьей семьи.
Мастеровые руки.
Дети-помощники. Обязанности детей
в казачьих семьях.
Православие в жизни кубанского
казачества.
Казак без веры – не казак.
Храм. Правила поведения в храме.
Казачьи традиции.
Рождество Христово.
Светлое рождество христово.
Экскурсия в храм.
Кубанское казачье войско: история
и современность.
Как казаки на Кубань пришли.
Кубанское казачье войско. Атаман.
Казачьи заповеди.
Казачья служба.
9

Количество часов
теория
практика
1
1
1

1

1

1

1
1

1

3
1

1

1
1
1

1

3
1
1
1

1

1

1

3
1

1

1
1

15

16

17

Казаки
в
годы
Великой 1
Отечественной войны.
Кущёвская атака.
Традиционная культура
2
кубанского казачества.
1
Дети в казачьей семье.
Как казачат учили.
Мы - казачата. Поведение и форма
казачат.
1
Семейные реликвии.
Игры кубанских казачат.
Казачьи пословицы.
Всего
17

10

1

1

11

1
6

2 класс
№п/п Наименование разделов, блоков, тем

Количество часов
теория
практика

1

1

2

3

4

5
6
7

8
9

10

11

12

13

Всего
часов
Кубанские казаки.
2
Нравственные ценности казаков: 1
труд, правда. Казачьи заповеди.
Нравственные ценности казаков: 1
честь, Отечество. Экскурсия в музей.
Традиции и обычаи кубанских 2
казаков.
Казачья станица.
1
Традиции и обычаи кубанских
казаков.
Почитание гостя.
1
Календарные праздники и обряды
Кубанского казачества.
Труд и быт.
3
Двор.
Дом.
Уклад казачьей семьи.
Занятия казаков.
Казачья пища.
Экскурсия в музей.
Православие в жизни кубанского 4
казачества.
Казак без веры- не казак.
Православный храм родного села.
Казак в храме.
Для чего приходят в Православный
храм.
Святой, покровитель Кубанского
казачьего войска- благоверный князь
Александр Невский.
Святые, особо почитаемые среди
кубанских казаков.
Икона в храмах и жилищах.
Экскурсия в храм.
Кубанское казачье войско: история 3
и современность.
Кубанские
казаки
на
рубеже
Отечества.
Основание первых куреней.
Екатеринодар - град казачий.
11

1

1

1

1
1
1

1
1

1

1

1

1

14

15

16

17

Памятник казака – переселенцам.
Поминовения
казаков-героев
Кубанского казачьего войска.
Наше казачье общество.
Традиционная
культура
кубанского казачества.
Народное творчество для казачат.
Песни, сказки, поговорки, предания в
своей семье.
Кубанская «балачка».
Песенная
культура
кубанских
казаков.
Бандураказачий
музыкальный
инструмент.
Проект по теме «Традиционная
культура кубанского казачества».
Всего

1

3
1

1

1

1

1

1

17

11

6

Всего
часов
2
1

Количество часов
теория
практика

1

1

3 класс
№п/п Наименование разделов, блоков, тем

1
2

3

4
5

6

7

Кубанские казаки.
Народы Кубани.
Добрососедство.
Нравственные качества кубанского
казака.
Сила духа и доблесть казаков.
Традиции и обычаи кубанских
казаков.
Уважение к женщине: бабушке,
матери, сестре, жене, вдове.
День матери – казачки.
Казачий род.
Моя родословная.
Календарные праздники и обряды
Кубанского казачества.
Труд и быт.
Казак-хозяин и труженик.
Занятия, ремёсла и промыслы
кубанских казаков.
Одежда казаков. Одежда казачек.
Декоративно
–
прикладное
творчество кубанских казаков.
12

1

3

1
1

1
1

2
1

1

1

1

8
9
10

11

12

13
14

15

16

17

Православие в жизни кубанского
казачества.
Казак без веры – не казак.
Молитва.
Православные храмы Кубани.
Войсковой храм.
Войсковой священник.
Православный праздник Покрова
Пресвятой Богородицы.
Кубанское казачье войско: история
и современность.
Переселение казаков на Кубань.
Лента времени. Основные памятные
даты.
Героизм
кубанских
казаков.
Поминовения казаков Кубанского
казачьего общества.
Кубанское казачье войско в наши дни.
Отделы Кубанского казачьего войска.
Атаман кубанского казачьего войска.
Несение
службы
современными
казаками.
Почётный караул войска. Час Славы
Кубани.
Традиционная
культура
кубанского казачества.
Устное
Народное
творчество
кубанских казаков.
Казачьи сказы, былички.
Говор кубанских казаков.
Танцевальная культура кубанских
казаков.
«Казачий дид» Фёдор Андреевич
Щербина.
Проект по теме «Традиционная
культура кубанского казачества».
Всего

13

3
1

1
1

1

1

4
1

1

1

1

1
1
1

1

3
1

1

1

1

1

1

17

9

8

4 класс
№п/п Наименование разделов, блоков, тем

1

2

3

4

5

6

7

8
9

10

11

Кубанские казаки.
Территория
проживания,
язык,
культура казаков.
Казачьи войска России.
Казачьи заповеди.
Экскурсия в музей.
Традиции и обычаи кубанских
казаков.
Родители и дети.
Воспитание мальчиков. Подготовка к
службе, к взрослой жизни.
Воспитание девочек – казачек.
Подготовка к взрослой жизни.
Казачий курень.
Казачий круг.
Календарные праздники и обряды
Кубанского казачества.
Труд и быт.
Традиционные ремёсла и промыслы
кубанских казаков.
Декоративно
–
прикладное
творчество кубанских казаков.
Казачий военный костюм. Оружие
казака.
Награды.
Православие в жизни кубанского
казачества.
Казак без веры – не казак.
Заповеди божьи.
Православные храмы Кубани и
России.
Традиции и обычаи казаков по
православному календарю.
Кубанское казачье войско: история
и современность.
Лента времени. Основные памятные
даты.
Поминовения казаков Кубанского
казачьего войска.
Кубанское казачье войско в наши дни.
14

Всего
часов

Количество часов
теория
практика

2
1

1

1
1
3
1

1

1

1

1

1

2
1

1

1

1

2
1

1
1

1

5
1

1

1

1

12

13
14

15
16

17

Управление Кубанским казачьим
войском.
Несение казаками службы в наше 1
время.
Охрана
порядка.
Помощь
в
чрезвычайных ситуациях.
Помощь в охране природы.
Выдающиеся казаки Кубани.
Сохранение
истории
кубанского
казачества.
Памятники и музеи.
Регалии и реликвии Кубанского
казачьего войска.
Традиционная
культура
кубанского казачества.
Казачья семья в современной жизни.
Отношение к семье на Кубани.
История семьи в истории родной
Кубани.
Сохранение
и
приумножение
семейных традиций.
Обрядовый
фольклор
кубанских
казаков.
Кубанский казачий хор.
Всего

Согласовано
Протокол заседания ШМО
начального звена
МБОУСОШ № 9 им. Полевого П.Г.
от 29.08.2023 г. № 1
__________Пособило Н.Н.

1

1

1
1

1

3
1

1

1

1

1

1

17

12

5
Согласовано
зам. директора
__________Кохан Е.А
подпись

Ф.И.О.

30.08.2023 г.

подпись руководителя ШМО Ф.И.О.

15

16

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».