Кущевский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г. УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от 29.08.2024 года Председатель педсовета ____________Е.В. Ковш МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ Подписан: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ БЮДЖЕТНОЕ ПОЛЕВОГО П.Г. DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET=" край, Кущевский, Красная Поляна, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ Краснодарский Мира ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., OGRN=1022304245710, СРЕДНЯЯ SNILS=10993988318,подпись INNLE=2340013096,руководителя ОУ Ф.И.О E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ INN=234004089883, Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЬНАЯ ШКОЛА № 9 УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. Я являюсь автором этого документа ИМЕНИ ПОЛЕВОГО Основание: Местоположение: место подписания Дата: 2024-10-11 14:33:16 Foxit Reader Версия: 9.7.2 П.Г. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ» Ступень обучения (класс) 5-8 класс Количество часов 34 часов; в неделю-1 час Учитель Долгополов Анатолий Сергеевич Программа разработана в соответствии с ФГОС и на основе авторской программы: «Наш Краснодарский край: изучаем и путешествуем», доцент кафедры начального образования ГБОУ ИРО Краснодарского края Кара Алла Петровна. «Институт развития образования» Краснодарского края, 2022 1.Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Краеведческий туризм разработана на основе рабочей программы внеурочной деятельности «Наш Краснодарский край: изучаем и путешествуем» Кара А.П., ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края». 2022 Данная программа предполагает подробное знакомство с географическими особенностями, историей, культурой, традициями Краснодарского края. Большое внимание уделяется практической деятельности. Разнообразие совершенных экскурсий и походов позволяют лучше узнать достопримечательности, приобрести навыки ориентирования в различных условиях, реализовать полученные знания и приобрести социальный опыт, повысить уровень активности личности. Программа имеет модульный характер. Педагог может варьировать последовательность модулей, расширять их содержание за счет местного материала. 2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты -получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; -готовность и способность обучающихся к саморазвитию; -сформированность мотивации к учению и познанию; -позитивные ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; -социальные компетентности, личностные качества; -сформированность основ российской, гражданской идентичности; -развитие таких качеств как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность; -стремление к осознанию и принятию истории, культуры и окружающей среды родного края и готовность содействовать ознакомлению с нем представителями других регионов. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные) Коммуникативные: -развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя различные социальные роли; -развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; взаимодействовать с различными по составу социальными группами и общностями. Регулятивные: -умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; -развитие исследовательских учебных действий; -осуществлять самоконтроль,самооценку. Познавательные: По окончании данного курса обучающиеся должны знать основные этапы исторического и культурного развития Кубани, знать особенности этнокультуры народов нашего края. Уметь составить кроссворд, игру, викторину, экскурсию, туристический маршрут с использованием данных по истории и культуре Кубани. Планируемые результаты по уровням: 1.Результаты первого уровня (приобретение обучающимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимся знаний об этике и эстетике поведения в общественных местах (музее, библиотеке, галерее); о принятых в обществе нормах отношения к памятникам истории и культуры; о возрождении казачества; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни кубанских предков; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования. 2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений обучающегося к родному Отечеству, родной культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности. 3.Результаты третьего уровня (приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия): приобретает опыт исследовательской деятельности; публичного выступления на основе материалов школьного музея, музейной комнаты; охраны памятников истории и культуры; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; общения с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; участниками боевых действий конца XX -XXI вв., представителями казачества, волонтёрской деятельности; заботы о малышах и организации их досуга; самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми, иными участниками процесса; управления другими людьми и взятия на себя ответственности за деятельность партнеров. 3. Содержание учебного предмета № темы 1 2 Введение Основы туристско-бытовых навыков юного туриста Часы 2 12 3 4 5 6 7 Основы топографии Туристское и экскурсионное ориентирование Оказание первой доврачебной помощи Спортивно-оздоровительный туризм Общая и специальная физическая подготовка туриста Итого Согласовано Протокол заседания ШМО среднего и старшего звена МБОУСОШ № 9 им. Полевого П.Г. от 29.08.2024 г. № 1 __________Аникеева Г.И. подпись руководителя МО Ф.И.О. 3 3 3 5 6 34 Согласовано зам. директора __________Кохан Е.А подпись Ф.И.О. 29.08.2024 г. заместитель директора ____________Е.А. Кохан «30» августа 2024 года село Красная Поляна Кущевского района Краснодарского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ТУРИЗМ» Ступень обучения (класс) 5-8класс Количество часов 34 часов; в неделю-1 час Учитель Долгополов Анатолий Сергеевич Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Наш Краснодарский край: изучаем и путешествуем» Кара Алла Петровна, доцент кафедры общественных дисциплин и регионоведения ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, к.и.н., Армавир 2022г. Календарно-тематическое планирование «Туризм» № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Содержание (разделы темы) Инструктаж по технике безопасности. Оздоровительная и познавательная роль туризма.. Туризм. Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений. Основы безопасности в природной среде. Игры: «Если ты потерялся», «Если произошло ЧС». ОФП Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки. Уход за личным снаряжением. Личная гигиена юного туриста при занятиях спортом и туризмом. Специальная физическая подготовка. Топографическая и спортивная карта. Определение масштабов карт. Условные топографические знаки. Рисование условных знаков. Ориентирование по горизонту, азимуту. Выработка навыков определения сторон горизонта по солнцу, по местным признакам в условиях леса. Компас. Виды компасов по их назначению. Общая физическая подготовка. Определение направлений С,З,Ю,В на КП. Определение направлений С,З,Ю,В на удалённые предметы во время туристской прогулки Азимут. Ориентирование карты по компасу. Ориентирование на местности: в лесу, у реки, в поле. Знакомство с основами правил соревнований по туристскому ориентированию. Занятия на местности – прохождение маршрута ориентирования по легенде. Занятия на местности – прохождение маркированного маршрута. Игра-состязание на местности «Отметься на КП». Пешеходный туризм. Техника передвижения юных туристов: спуски, подъёмы. Способы преодоления простейших естественных препятствий (без туристского специального снаряжения). Переправа через условное болото по кочкам. Переправа по бревну на равновесие. Туристские узлы и их применение. Занятия на местности – прохождение маршрутов Кол-во часов По плану 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 06.11 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 18.12 25.12 15.01 22.01 29.01 05.02 Дата По факту 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 ориентирования по выбору. Вязка узлов. Узлы, применяемые для крепления верёвки к опоре, для осуществления самостраховки и страховки. Параллельная и навесная переправы, прохождение траверса. Соблюдение ТБ при преодолении препятствий. Прохождение полосы препятствий (личная техника). Групповое снаряжение и уход за ним. Полоса препятствий (командная техника). Упаковка группового снаряжения. Распределение группового снаряжения перед туристской прогулкой. Костровое и кухонное снаряжение. Палатки и тенты, их виды, назначение и устройство. Установка палаток. Организация биваков и охрана природы. Костровой и его обязанности. Занятия на местности. Установка и снятие палаток на местности, защита палаток от дождя. Закаливание. Упаковка продуктов питания для приёма пищи во время туристской прогулки. Техника вязки узлов (без времени и на время). Движение с использованием карты и компаса. Измерение расстояний по карте. Прохождения полосы препятствий. Определение высоты и расстояния. Азимут на предмет. Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи. Приёмы транспортировки пострадавшего Спуск и подъём с наведением и снятием. Полоса препятствий (личная и командная техника). Игра. Подведение итогов. 12.02 19.02 26.02 05.03 12.03 19.04 02.04 09.04 16.04 23.04 30.04 07.05 14.05 21.05