Читательская грамотность 1-4 класс

Краснодарский край, Кущёвский район х. Красная Поляна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО
Е УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА
Я ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г.

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2023 года протокол № 1
Председатель ________ Е.В. Ковш

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г.
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснодарский край, Кущевский,
Красная Поляна, Мира ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г., OGRN=1022304245710, SNILS=10993988318,
INNLE=2340013096, INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена
Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-10-11 14:34:39
Foxit Reader Версия: 9.7.2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Читательская грамотность»
для 1-4 классов начального общего образования

Составитель: Марушка Ю.Н.,
Петракова Т.А.,
Пособило Н.Н.,
Шангарева Е.А.
учителя начальных классов

с. Красная Поляна, 2023 год

РАЗДЕЛ 1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
1. Гражданско-патриотическое воспитание
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение
Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и
правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная,
доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Ценностные представления о любви к России, народам Российской
Федерации, к своей малой родине;
первоначальные нравственные представления о долге, чести и
достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье,
школе, одноклассникам;
элементарные представления о политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах
государства;
представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и
гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная
организация;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни
России, субъекта Российской Федерации, края (населенного пункта), в
котором находится образовательная организация;
уважительное отношение к русскому языку как государственному,
языку межнационального общения;
первоначальные представления о народах России, об их общей
историческойсудьбе, о единстве народов нашей страны;
первоначальные представления о национальных героях и важнейших
событияхистории России и ее народов;
уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему
нашей страны,уважение к защитникам Родины.
 ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,
отечественному культурно-историческому наследию, государственной
символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку,
народным традициям, старшему поколению;
 элементарные
представления о государственном устройстве и
социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах
истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего
края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
 первоначальный
опыт ролевого взаимодействия и реализации
гражданской, патриотической позиции;
 первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и
взрослыми – представителями разных народов России;

 уважительное

отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей
страны, уважение к защитникам Родины.
2. Нравственное и духовное воспитание
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость;
милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства
человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь,
мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и
вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и
светской этике.
первоначальные представления о морали, об основных понятиях этики;
первоначальные представления о значении религиозной культуры в
жизни человека и общества, связи религиозных культур народов России и
российской гражданской (светской) этики, свободе совести и
вероисповедания, роли традиционных религий в развитии Российского
государства, в истории и культуренашей страны;
первоначальные представления о духовных ценностях народов России;
уважительное отношение к традициям, культуре и языку своего
народа и других народов России;
знание и выполнение правил поведения в образовательной организации,
дома, наулице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;
уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к
сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на
взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть
упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости,
оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании
художественных фильмов и телевизионных передач.
 начальные представления о традиционных для российского общества
моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об
этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами,
носителями разных убеждений, представителями различных социальных
групп;
 нравственно-этический
опыт взаимодействия со сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными
нравственными нормами;
 уважительное отношение к традиционным религиям народов России;
 неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной ситуации;
 способность эмоционально реагировать на негативные проявления в
детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону
своих поступков и поступков других людей;
 уважительное отношение к родителям (законным представителям), к
старшим, заботливое отношение к младшим;

 знание

традиций своей семьи и образовательной организации,
бережноеотношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни.
Ценности: уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание;
стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость;
бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к
труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в
профессии.
первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей
ролиобразования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о современной экономике;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при
разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и
настойчивость ввыполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к
школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе,
небережливомуотношению к результатам труда людей.
 ценностное
отношение к труду и творчеству, человеку труда,
трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
 ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание
важностиобразования для жизни человека;
 элементарные представления о различных профессиях;
 первоначальные навыки трудового, творческого сотрудничества со
сверстниками,старшими детьми и взрослыми;
 осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания
нового;
 первоначальный опыт участия в различных видах общественно
полезной иличностно значимой деятельности;
 потребности и начальные умения выражать себя в различных
доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой
деятельности;
 осознание важности самореализации в социальном творчестве,
познавательной ипрактической, общественно полезной деятельности;
 умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
3. Интеллектуальное воспитание
Ценности: образование, истина, интеллект, наука, интеллектуальная
деятельность,интеллектуальное развитие личности, знание, общество знаний.
первоначальные представления о возможностях интеллектуальной
деятельности,о ее значении для развития личности и общества;

представление
об
образовании
и
самообразовании
как
общечеловеческой ценности, необходимом качестве современного человека,
условии достиженииличного успеха в жизни;
элементарные представления о роли знаний, науки в развитии
современного производства, в жизни человека и общества, об инновациях,
инновационномобществе, о знании как производительной силе, о связи науки
и производства;
первоначальные представления о содержании, ценности и безопасности
современного информационного пространства;
интерес к познанию нового;
уважение интеллектуального труда, людям науки, представителям
творческихпрофессий;
элементарные навыки работы с научной информацией;
первоначальный
опыт
организации
и
реализации
учебноисследовательских проектов;
первоначальные представления об ответственности за использование
результатовнаучных открытий.
 первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального
труда и творчества в жизни человека и общества, возможностях
интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности;
 элементарные навыки учебно-исследовательской работы;
 первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со
сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной
деятельности;
 элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни. Ценности: здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый
образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и
спорт, стремление кздоровому образу жизни
первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной
ценности, его значения для полноценной человеческой жизни, о физическом,
духовном и нравственном здоровье;
формирование начальных представлений о культуре здорового образа
жизни; базовые навыки сохранения собственного здоровья, использования
здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и во внеурочное
время; первоначальные представления о ценности занятий физической
культурой и спортом, понимание влияния этой деятельности на развитие
личности человека,на процесс обучения и взрослой жизни;
элементарные знания по истории российского и мирового спорта,
уважение к спортсменам;
отрицательное отношение к употреблению психоактивных веществ, к
курению и алкоголю, избытку компьютерных игр и интернета;
понимание опасности, негативных последствий употребления
психоактивных веществ, алкоголя, табака, наркотических веществ,
бесконтрольного употребление лекарственных препаратов, возникновения
суицидальных мыслей.

 первоначальные

представления о здоровье человека как абсолютной
ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной
связи здоровья человека с его образом жизни;
 элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни;
 элементарный опыт организации здорового образа жизни;
 представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр,
телевидения, рекламы на здоровье человека;
 представление
о негативном влиянии психо-активных веществ,
алкоголя,табакокурения на здоровье человека;
 регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к
нимотношение.
4. Социокультурное и медиа-культурное воспитание
Ценности: миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство,
межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная
икультурная консолидация общества; поликультурный мир.
первоначальное
понимание значений понятий «миролюбие»,
«гражданское согласие», «социальное партнерство», важности этих явлений
для жизни и развития человека, сохранения мира в семье, обществе,
государстве;
первоначальное понимание значений понятий «социальная агрессия»,
«межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм»,
формирование негативного отношения к этим явлениям, элементарные
знания о возможностях противостояния им;
первичный опыт межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
первичный опыт социального партнерства и межпоколенного диалога;
первичные
навыки
использования
информационной
среды,
телекоммуникационных технологий для организации межкультурного
сотрудничества, культурного взаимообогащения.
 первоначальное представление о значении понятий «миролюбие»,
«гражданское согласие», «социальное партнерство»;
 элементарный
опыт,
межкультурного,
межнационального,
межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
 первичный опыт социального партнерства и диалога поколений;
 первичный опыт добровольческой деятельности, направленной на
решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к
школе территории;
 первичные навыки использования информационно
среды, телекоммуникационных
технологий
для
организации
межкультурного
сотрудничества.
5. Культуротворческое и эстетическое воспитание
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое
развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, индивидуальные
творческиеспособности, диалог культур и цивилизаций

первоначальные представления об эстетических идеалах и ценностях;
первоначальные навыки культуроосвоения и культуросозидания,
направленные на приобщение к достижениям общечеловеческой и
национальной культуры;
проявление и развитие индивидуальных творческих способностей;
способность формулировать собственные эстетические предпочтения;
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение
видеть красоту природы, труда и творчества;
начальные представления об искусстве народов России;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к
опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
 умение видеть красоту в окружающем мире;
 первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
 элементарные представления об эстетических и художественных
ценностях отечественной культуры;
 первоначальный
опыт эмоционального постижения народного
творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
 первоначальный
опыт эстетических переживаний, наблюдений
эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к
окружающему миру и самому себе;
 первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой
деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в
доступных видах творчества;
 понимание
важности реализации эстетических ценностей в
пространстве образовательной организации и семьи, в быту, в стиле одежды.
6. Правовое воспитание и культура безопасности
Ценности: правовая культура, права и обязанности человека, свобода
личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная
среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное
поведение в природной и техногенной среде
элементарные представления об институтах гражданского общества, о
возможностях участия граждан в общественном управлении;
первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях
человека;
элементарные представления о верховенстве закона и потребности в
правопорядке, общественном согласии;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека
вобществе;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего
села,города;

умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению человеком своих обязанностей;
знание правил безопасного поведения в школе, быту, на отдыхе,
городской среде, понимание необходимости их выполнения;
первоначальные представления об информационной безопасности;
представления о возможном негативном влиянии на моральнопсихологическое состояние человека компьютерных игр, кинофильмов,
телевизионных передач, рекламы;
элементарные представления о девиантном и делинквентном поведении.
 первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях
человека;
 первоначальные умения отвечать за свои поступки, достигать
общественного согласия по вопросам школьной жизни;
 элементарный
опыт ответственного
социального
поведения,
реализации прав школьника;
 первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;
 элементарные представления об информационной безопасности, о
девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей
отдельных молодежных субкультур;
 первоначальные представления о правилах безопасного поведения в
школе, семье,на улице, общественных местах.
Воспитание семейных ценностей
Ценности: семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и
психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям,
прародителям; забота о старших и младших.
первоначальные представления о семье как социальном институте, о
роли семьи вжизни человека и общества;
знание правил поведение в семье, понимание необходимости их
выполнения;представление о семейных ролях, правах и обязанностях членов
семьи; знание истории, ценностей и традиций своей семьи;
уважительное, заботливое отношение к родителям, прародителям,
сестрам ибратьям;
элементарные представления об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.
 элементарные представления о семье как социальном институте, о роли
семьи в жизни человека;
 первоначальные представления о семейных ценностях, традициях,
культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений,
нравственных взаимоотношениях в семье;
 опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных
программ и проектов.
7. Формирование коммуникативной культуры

Ценности: русский язык, языки народов России, культура общения,
межличностная и межкультурная коммуникация, ответственное отношение к
слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.
первоначальные представления о значении общения для жизни человека,
развитияличности, успешной учебы;
первоначальные знания правил эффективного, бесконфликтного,
безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими и
младшими; понимание значимости ответственного отношения к слову как
к поступку,действию;
первоначальные знания о безопасном общении в Интернете; ценностные
представления о родном языке;
первоначальные представления об истории родного языка, его
особенностях иместе в мире;
элементарные
представления
о
современных
технологиях
коммуникации;элементарные навыки межкультурной коммуникации;
 первоначальные представления о значении общения для жизни
человека, развития личности, успешной учебы;
 знание
правил эффективного, бесконфликтного, безопасного
общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими;
 элементарные основы риторической компетентности;
 элементарный опыт участия в развитии школьных средств массовой
информации;
 первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о
современных технологиях коммуникации;
 первоначальные представления о ценности и возможностях родного
языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;
 элементарные навыки межкультурной коммуникации.
8. Воспитание ценностного отношения к природе,
9. окружающей среде
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное
освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая
культура, забота обокружающей среде, домашних животных.
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным;
понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры;
первоначальные навыки определения экологического компонента в
проектной иучебно-исследовательской деятельности, других формах
образовательной деятельности;
элементарные знания законодательства в области защиты окружающей
среды.
 ценностное отношение к природе;
 элементарные представления об экокультурных ценностях, о
законодательстве вобласти защиты окружающей среды;

 первоначальный

опыт эстетического, эмоционально-нравственного

отношения кприроде;
 элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения
к природе вкультуре народов России, нормах экологической этики;
 первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в
школе, на пришкольном участке, в посёлке.
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы
гражданской
идентичности,
своей
этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательной организации, понимания необходимости
учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на

основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего
ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном
поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь
другими обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с
критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию,
соответствии с поставленными задачами
содержание и условиядеятельности в речи;

выражать свои мысли в
и отображать предметное

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты изучения курса:
– понимание основных фактов, основной идеи текста, поиск в тексте
информации, представленной в различном виде, формулирование прямых
выводов и заключений на основе имеющейся в тексте информации;
–анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в
тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных
суждений;
– использование информации из текста для различных целей;
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей;
– способность оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (17 часов)
Занятие 1. Рыба-стрелок
Анализ содержания текста. Характеристика героя.
Занятие 2. Когда обедает крокодил
Анализ содержания текста. Логический вывод.
Занятие 3. Теплолюбивые кошки
Анализ содержания текста. Логический вывод. Составление вопросов к
тексту.
Занятие 4. Как видят змеи
Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Пересказ
текста.
Занятие 5. Зачем слону хобот
Анализ содержания текста. Характеристика героя. Пересказ текста.
Занятие 6. Удивительные киты
Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие 7.Зачем сове пушистые перья
Анализ содержания текста. Характеристика героя. Восстановление
деформированного текста.
Занятие 8. Зимние грибы
Анализ содержания текста. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях. Логический вывод.
Занятие 9.Почему так говорят?
Анализ содержания текста. Составление вопросов к тексту. Логический
вывод. Выборочное чтение.
Занятие 10.Виталий Бианки. Лис и мышонок
Содержание сказки. Жанр произведения. Качество: осторожность,
предусмотрительность. Дополнение текста. Пересказ сказки.
Занятие 11.Русская народная сказка. Мороз и заяц
Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев.
Качество: выносливость, упорство. Наблюдение над синонимами.
Толкование значений устойчивых выражений. Истинность и ложность
высказываний.
Занятие 12.Владимир Сутеев. Живые грибы
Содержание сказки. Жанр произведения. Характеристика героев.
Качество: трудолюбие. Дополнение предложений с опорой на текст.
Пересказ сказки.

Занятие 13.Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко
Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев.
Качество:
вежливость,
умение
признавать
свои
ошибки.
Последовательность событий.
Занятие 14.Михаил Пляцковский. Урок дружбы
Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев.
Дружба, жадность. Составление плана. Продолжение сказки.
Занятие 15.Грузинская сказка. Лев и заяц
Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев.
Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Наблюдение за
антонимами. Объяснение смысла пословиц.
Занятие 16.Русская народная сказка. Как лиса училась летать
Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Характеристика героев.
Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Составление
вопросов к тексту.
Занятие 17.Евгений Пермяк. Четыре брата
Анализ содержания сказки. Жанр произведения. Семейные ценности.
Образные выражения. Сравнение смысла пословиц с содержанием
сказки.
2 класс (17 часов)
Занятие 1.Михаил Пришвин. Беличья память
Анализ содержания текста. Различия научно-познавательного и
художественного текстов. Жанр текста, тема, характеристика героев.
Занятие 2. И. Соколов-Микитов.В берлоге
Анализ содержания текста. Отличия художественного, научнопознавательного и газетного стилей. Жанр текста, тема, характеристика
героев. Толкование значенияслов. Составление вопросов к тексту.
Занятие 3. Лев Толстой. Зайцы
Анализ содержания текста. Сравнение научно-познавательного и
художественного текстов. Жанр текста, тема, характеристика героев.
Сравнение авторского текста и текста из энциклопедии, общее и
различное.
Занятие 4.Николай Сладков. Весёлая игра
Анализ содержания научно-познавательноготекста. Тип, тема,
персонажи текста. Толкование значения слов. Истинность и ложность
утверждений. Составление инструкций.
Занятие 5. Обыкновенные кроты
Анализ содержания научно-познавательного текста. Тип текста.

Толкование значения слов. Работа с синонимами. Составление вопросов
к тексту.
Занятие 6. Эдуард Шим. Тяжкий труд
Анализ содержания текста. Тип текста. Толкование значения слов.
Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 7.Полевойхомяк
Анализ содержания текста. Описание героя. Подборка сравнений.
Составление плана при подготовке к сообщению.
Занятие 8. Про бобров
Анализ содержания текста. Тип и тема текста. Толкование значения
слов. Сравнение текстов.
Занятие 9. Мастер пейзажа
Анализ содержания текста. Тип текста. Толкование значения слов.
Художественные средства выразительности. Поиск информации в
справочниках иэнциклопедиях.
Занятие 10. Берёза
Анализ содержания текста. Тип текста. Деление теста на части.
Составление плана. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие 11. Праздник весны
Анализ содержания текста. Тип текста. Эпитеты и сравнения.
Занятие 12. Ромашка
Анализ содержания текста. Тип текста. Художественные средства
выразительности. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 13. Байкал
Анализ содержания текста. Тип текста. Подбор заголовка. Толкование
значения слов. Художественные средства выразительности.
Занятие 14. Таёжный ветер
Анализ содержания текста. Тип текста. Подбор заголовка. Деление теста
на части.Составление плана.
Занятие 15. Море
Анализ содержания текста. Тип текста. Толкование значения слов.
Художественные средства выразительности. Поиск информации в
справочниках иэнциклопедиях.
Занятие 16. Золотая осень
Анализ содержания текста. Тип текста. Толкование значения слов.
Художественные средства выразительности. Поиск информации в
справочниках иэнциклопедиях.
Занятие 17. В лесу

Анализ содержания текста. Тип текста. Подбор заголовка. Определение
персонажей. Деление теста на части. Составление плана.
3 класс (17 часов)
Занятие 1. Про дождевого червяка
Анализ содержания текста. Тип текста. Выбор утверждений,
соответствующихтексту. Составление вопросов к тексту.
Занятие 2. Кальций
Анализ содержания текста. Тип текста. Толкование
значения
слов.
Выбор утверждений, соответствующих тексту.
Занятие 3. Сколько весит облако?
Анализ содержания текста. Тип и главная мысль текста. Толкование
значенияслов. Дополнение плана текста. Составление вопросов к тексту.
Занятие 4. Хлеб – всему голова
Анализ содержания текста. Тип и главная мысль текста. Толкование
значения слов. Составление вопросов к тексту. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
Занятие 5. Про мел
Анализ содержания текста. Тип и главная мысль текста. Толкование
значения слов. Составление плана текста.
Занятие 6. Про мыло
Анализ содержания текста. Тип и тема текста. Толкование значения
слов. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 7. История свечи
Анализ содержания текста. Тип и тема текста. Составление вопросов к
тексту. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 8. Магнит
Анализ содержания текста. Тип и тема текста. Поиск отличий между
предметами с помощью текста. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие 9. На берегу моря
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль
текста. Характеристика героев. Пересказ текста.
Занятие 10. Ландыш
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль
текста. Поиск отличий между предметами с помощью текста. Поиск
информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 11. В лесу будь другом
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль

текста. Характеристика героя. Толкование словосочетаний. Поиск
информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 12. Лесной доктор
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль
текста. Характеристика героев. Толкование значения слов. Поиск
информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 13. Берегите птиц и зверей
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль
текста. Характеристика героев. Толкование значения слов.
Занятие 14. У какой птицы гнездо самое лучшее
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль
текста. Деление текста на части. Составление плана.
Занятие 15. Как появились столовые приборы
Анализ содержания текста. Тип, тема, главная мысль текста. Толкование
значенияслов. Пересказ текста.
Занятие 16. Понимают ли животные друг друга?
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная
мысль текста.Толкование значения слов. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
Занятие 17. Театр – это праздник
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная
мысль текста.Толкование значения слов. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
4 класс (17 часов)
Занятие 1. Старинная женская одежда
Анализ содержания научно-познавательного текста. Тип, тема, главная
мысль текста. Толкование значения слов. Составление плана в виде
вопросов. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 2. Старинные женские головные уборы
Анализ содержания научно-познавательного текста. Тип, тема, главная
мысль текста. Толкование значения слов. Составление плана. Поиск
информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 3. Старинная мужская одежда
Анализ содержания научно-познавательного текста. Тип, тема, главная
мысль текста. Толкование значения слов. Составление плана. Поиск
информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 4. Старинные мужские головные уборы
Анализ содержания научно-познавательного текста. Тип, тема, главная

мысль текста. Толкование значения слов. Составление плана. Поиск
информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 5. Жилище крестьянской семьи на Руси
Анализ содержания научно-познавательного текста. Тип, тема, главная
мысль текста. Толкование значения слов. Пересказ текста. Поиск
информации всправочниках и энциклопедиях.
Занятия 6. Внутреннее убранство русской избы
Анализ содержания научно-познавательного текста. Тип, тема, главная
мысль текста. Толкование значения слов. Сравнение описания
предметов с их рисунками. Описание назначения предметов.
Составление обобщающего плана.
Занятия 7. Предметы обихода русской избы
Анализ содержания научно-познавательного текста. Тип, тема, главная
мысль текста. Толкование значения слов. Сравнение описания предметов
с их рисунками. Описание назначения предметов. Составление
обобщающего плана.
Занятие 8. История посуды на Руси
Анализ содержания научно-познавательного текста. Тип, тема, главная
мысль текста. Толкование значения слов. Дополнение текста по
заданному условию. Поиск информации в справочниках и
энциклопедиях.
Занятие 9. Какие деньги были раньше в России
Анализ содержания научно-познавательного текста. Тип, тема, главная
мысль текста. Толкование значения слов. Составление плана. Поиск
информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 10. Береги эту красоту!
Анализ содержания текста. Тип, тема, главная мысль текста. Толкование
значения слов. Эпитеты и олицетворения. Деление текста на части.
Составление плана.
Занятие 11. Спор деревьев
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль
текста. Характеристика героев. Толкование значения слов. Деление
текста на части. Составление плана. Поиск информации в справочниках
и энциклопедиях.
Занятие 12.Тяжкий труд
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль
текста. Толкование значения слов. Подбор синонимов. Составление
плана. Поискинформации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 13.К людям за помощью

Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль
текста. Характеристика героев. Толкование значения слов. Пересказ
текста.
Занятие 14.Гордый и могучий красавец
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная
мысль текста. Толкование значения слов. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях.
Занятие 15. Как деревья засыпают на зиму
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль
текста. Толкование значения слов. Эпитеты и олицетворения. Подбор
синонимов. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 16. Дельфинья дружба
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль
текста. Толкование значения слов. Эпитеты. Подбор синонимов.
Пересказ текста. Поиск информации в справочниках и энциклопедиях.
Занятие 17. Мир музыки
Анализ содержания текста. Подбор заголовка. Тип, тема, главная мысль
текста. Толкование значения выражений. Эпитеты. Поиск информации в
справочниках и энциклопедиях

РАЗДЕЛ 3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (17 часов)
№

Содержание
(разделы, темы)

Тип
Колво занятия
часов

Форма
проведения

1. Рыба-стрелок

1

аудитор. Работа с текстом.
Анализ содержания.

2. Когда обедает
крокодил

1

аудитор. Работа с текстом.
Составление
вопросов к тексту.

3. Теплолюбивые
кошки
4. Как видят змеи

1

5. Зачем слону хобот

1

6. Удивительные киты

1

аудитор. Работа с текстом.
Анализ содержания.
аудитор. Работа стекстом.
Пересказ текста.
аудитор. Работа стекстом.
Пересказ текста.
аудитор. Работа с текстом.
Анализ содержания.

1

ОСНОВН
ЫЕ
ВОСПИТ
АТЕ
ЛЬНЫЕ
НАПРАВ
ЛЕН ИЯ
https://learni 1,2, 3, 4,6,
7, 8,10,
nga
12
pps.org/index
.ph
1,2,6,7
p?s=чтение
ЦОР/ЭОР

http://skiv.ins
trao.ru/bankzadaniy/chita
telskayagramotnost/
https://infour
ok.

1,2,6,7
1,2,5,10,
12
1,2,5,10,
12
1,2,6,7

7. Зачем сове
пушистые перья

1

8. Зимние грибы

1

9. Почему так
говорят?
10. Виталий Бианки.
Лис и мышонок
11. Русская народная
сказка. Мороз и
заяц

1

12. Владимир Сутеев.
Живые грибы

1

13. Геннадий Цыферов.
Петушоки
солнышко
14. Михаил
Пляцковский.Урок
дружбы
15. Грузинская сказка.
Лев и заяц

1

16. Русская народная
сказка. Как
лисаучилась летать
17. Евгений Пермяк.
Четыре брата

1

1
1

аудитор. Восстановление
деформированного
текста.
аудитор. Работа с текстом.
Анализ содержания.
аудитор. Работа стекстом.
Выборочное чтение.
аудитор. Дополнение текста.
Пересказ текста.
аудитор. Наблюдение над
синонимами.
Толкование значений
устойчивых
выражений.
аудитор. Дополнение
предложений с
опорой на текст.
Пересказ сказки.
аудитор. Работа с текстом.
Анализсодержания.

ru/zadaniya- 1,2, 3, 4,6,
7, 8,10,
po12
formirovaniy
u4,8,11
chitatelskojgramotnosti1,2,6,7
5681392.htm
l
4,8,11
https://multiu
1,2,6,7
rok
.ru/files/sbor
nikpraktichieski
kh1,2, 3, 4,6,
matierialov7, 8,10,
po12
formirovani.
html
1,2,5,10,
12

1

аудитор. Составление плана.
Продолжение сказки.

1,2,6,7

1

аудитор. Наблюдение за
антонимами.
Объяснение смысла
пословиц.
аудитор. Составление
вопросов к тексту.

4,8,11

1

1,2, 3, 4,6,
7, 8,10,
12
4,8,11

аудитор. Работа стекстом.
Викторина.

2 класс (17 часов)
№

Содержание
Тип
Кол(разделы, темы) во занятия
часов

1.

Михаил
Пришвин.
Беличья память
И.СоколовМикитов.
В берлоге
Лев Толстой.
Зайцы

2.

3.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

Форма
проведения

Работа с текстом.
Анализсодержания.

Работа стекстом.
Составление
вопросов к тексту.
аудитор.
Работа с текстом.
Анализ содержания.

ОСНОВН
ЫЕ
ВОСПИТ
АТЕ
ЛЬНЫЕ
НАПРАВ
ЛЕН ИЯ
https://learnin 1,2, 3, 4,6,
ga
7, 8,10,
pps.org/index
12
.ph
1,2,6,7
p?s=чтение
http://skiv.ins
trao.ru/bank1,2,6,7
zadaniy/chita
ЦОР/ЭОР

1

аудитор.

1

аудитор.

1

аудитор.

7.

Николай
Сладков.
Весёлая игра
Обыкновен
ныекроты
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
Полевой хомяк

1

аудитор.

8.

Про бобров

1

аудитор.

9.

Мастер пейзажа

1

аудитор.

10.

Берёза

1

аудитор.

11.

Праздник весны

1

аудитор.

12.

Ромашка

1

аудитор.

13.

Байкал

1

аудитор.

14.

Таёжный ветер

1

аудитор.

15.

Море

1

аудитор.

16.

Золотая осень

1

аудитор.

17.

В лесу

1

аудитор.

4.

5.
6.

Работа стекстом.
Составление
инструкций.
Работа стекстом.
Пересказ текста.
Работа с текстом.
Анализ содержания.
Составление плана
при подготовке к
сообщению.
Работа с текстом.
Анализ содержания.
Работа стекстом.
Выборочное чтение.
Дополнение текста.
Пересказ текста.
Наблюдение над
синонимами.
Толкование значений
устойчивых
выражений.
Дополнение
предложений с опорой
на текст.
Пересказ сказки.
Работа с текстом.
Анализ содержания.
Деление теста начасти.
Составление плана.
Наблюдение за
антонимами.
Объяснение
Смысла пословиц
Составление вопросов
к тексту.

telskayagramotnost/

1,2,5,10,
12

https://multir 1,2,5,10,
ok.ru/files/sbo
12
rnik1,2,6,7
praktichieskik
h1,2, 3, 4,6,
matierialov7, 8,10,
po12
formirovani.h
4,8,11
tml
1,2,6,7
4,8,11
1,2,6,7

1,2, 3, 4,6,
7, 8,10,
12
1,2,5,10,
12
1,2,6,7
4,8,11

1,2, 3, 4,6,
7, 8,10,
12
4,8,11

Литературная
игра.

3 класс (17 часов)
№

1.
2.

Содержание
Тип
Форма
Кол(разделы, темы) во занятия
проведения
часов
Про дождевого
1 аудитор. Работа с текстом.
Анализ содержания.
червяка
Работа с текстом.
Кальций
1 аудитор.
Составление
вопросов к тексту.

ЦОР/ЭОР

ОСНОВНЫЕ
ВОСПИТАТЕ
ЛЬНЫЕ
НАПРАВЛЕН
ИЯ

https://learnin 1,2, 3, 4,6,
ga
7, 8,10,12
pps.org/index
1,2,6,7
.php?s=чтен
ие

3. Сколько весит
облако?
4. Хлеб - всему
голова
5. Про мел

1

6. Про мыло
7.

История свечи

8. Магнит
9.

На берегу моря

10. Ландыш
11.

В лесу будь
другом

аудитор.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

1

13. Берегите птиц и
зверей

1

14. У какой птицы
гнездо самое
лучшее
15. Как появились
столовые
приборы

1

аудитор.

1

Понимают ли
животные друг
друга?
Театр – это
праздник

1

17.

1

1,2,6,7
http://skiv.ins
trao.ru/bankzadaniy/chita
telskayagramotnost/

1,2,5,10,
12
1,2,5,10,
12
1,2,6,7

https://multir
ok.ru/files/sbo 1,2, 3, 4,6,
rnik7, 8,10,
praktichieskik
12
h4,8,11
matierialovpo1,2,6,7
formirovani.h
tml

Дополнение текста.
Пересказ текста.
аудитор.
Наблюдение над
синонимами.
Толкование значений
Устойчивых
выражений.
аудитор.
Дополнение
предложений с
опорой на текст.
Пересказ сказки.
Работа с текстом.
аудитор.
Анализ содержания.

12. Лесной доктор

16.

Работа с текстом.
Анализ содержания.
Работа с текстом.
Пересказ текста.
Работа с текстом.
Пересказ текста.
Работа с текстом.
Анализ содержания.
Восстановление
деформированного
текста.
Работа с текстом.
Анализ содержания.
Работа с текстом.
Выборочное чтение.

4,8,11
1,2,6,7

1,2, 3, 4,6,
7, 8,10,
12
1,2,5,10,
12

Составление плана.
Продолжение сказки.

1,2,6,7

аудитор.

Наблюдение за
антонимами.
Объяснение
смысла пословиц
аудитор. Составление вопросов
к тексту.

4,8,11

аудитор.

1,2, 3, 4,6,
7, 8,10,
12
4,8,11

Игра - путешествие

4 класс (17 часов)
№

Содержание
Тип
Кол(разделы, темы) во занятия
часов

Форма
проведения

ЦОР/ЭОР

ОСНОВНЫЕ
ВОСПИТАТЕ
ЛЬНЫЕ
НАПРАВЛЕН
ИЯ

1

11.

Старинная
женскаяодежда
Старинные
женские
головные уборы
Старинная
мужская одежда
Старинные
мужские
головные уборы
Жилище
крестьянской
семьи на Руси
Внутреннее
убранство
русской избы
Предметы
обихода русской
избы
История посуды
на Руси
Какие деньги
были раньше в
России
Береги эту
красоту!
Спор деревьев

12.

Тяжкий труд

1

13.

К людям за
помощью
Гордый и
могучий красавец
Как деревья
засыпают на зиму

1

16.

Дельфинья
дружба

1

17.

Мир музыки

1

1.
2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.
9.

10.

14.
15.

1

1
1

аудитор.

Работа с текстом.
Анализ содержания.
аудитор. Работа с текстом.
Составление
вопросов ктексту.
аудитор.
Работа с текстом.
Анализсодержания.
аудитор.
Работа с текстом.
Пересказ текста.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

аудитор.

1

1
1

http://skiv.instr 1,2,6,7
ao.ru/bankzadaniy/chitatel 1,2,5,10,
skaya12
gramotnost/

Работа стекстом.
Пересказ текста.

https://multiuro 1,2,5,10,
12
k
.ru/files/sbornik
Работа с текстом.
1,2,6,7
Анализсодержания. praktichieskikh
-matierialovpoВосстановление
1,2, 3, 4,6,
formirovani.ht
деформированного
7, 8,10,
ml
12
текста.
Работа с текстом.
4,8,11
Анализ содержания.
Работа стекстом.
1,2,6,7
Выборочноечтение.

Дополнение текста.
Пересказ текста.
аудитор.
Наблюдение над
синонимами.
Толкование значений
устойчивых
выражений.
аудитор.
Дополнение
предложений с
опорой на текст.
Пересказ сказки.
аудитор.
Работа с текстом.
Анализ содержания.
аудитор. Составление плана.
Продолжение сказки.
Наблюдение за
аудитор.
антонимами.
Объяснение смысла
пословиц.
аудитор. Составление вопросов
к тексту.
аудитор.

https://learning 1,2, 3, 4,6,
7, 8,10,12
a
pps.org/index.p 1,2,6,7
hp?s=чтение

Работа с текстом.
Викторина.

4,8,11
1,2,6,7

1,2, 3, 4,6,
7, 8,10,
12
1,2,5,10,
12
1,2,6,7
4,8,11

1,2, 3, 4,6,
7, 8,10,
12
4,8,11

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г.
от «___» августа 2023 года № 1
____________ Н.Н. Пособило

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по ВР
_____________ Е.А. Кохан
«___» августа 2023 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».