Кущевский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от 31.08.2023 года Председатель педсовета ____________Е.В. Ковш Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна, Мира ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., OGRN=1022304245710, SNILS=10993988318, INNLE=2340013096, INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2024-10-11 14:39:46 Foxit Reader Версия: 9.7.2 подпись руководителя ОУ Ф.И.О ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Школьный театр «Маскарад» Ступень обучения (класс) 5-6 классы Количество часов 34 часов; в неделю-1 час Учитель Алексеенко Наталья Константиновна Программа разработана на основе примерной программы курса внеурочной деятельности «Школьный театр» Москва 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности Школьный театр «Маскарад» составлена на основе примерной программы курса внеурочной деятельности «Школьный театр» Москва 2022 Цели и задачи Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии). - поэтапное освоение детьми различных видов творчества. - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса. -воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане на изучение программы «Маскарад» в 5-6 классах, отводится 34 занятия по 1 часу в неделю. Формы работы: Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия . Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсия в театр (заочная), спектакли, праздники. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ■ выразительно читать и правильно интонировать; ■ различать произведения по жанру; читать наизусть, правильно расставлять логические ударения; ■ освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи; ■ использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики; ■ использовать упражнения для снятия мышечных зажимов; ■ ориентироваться в сценическом пространстве; ■ выполнять простые действия на сцене; ■ взаимодействовать на сценической площадке с партнёром; ■ произвольно удерживать внимание на заданном объекте; ■ создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ■ умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения; ■ приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ■ способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей; ■ осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; ■ стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Регулятивные УУД: ■ приобретение навыков самоконтроля и самооценки; ■ понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем; ■ планирование своих действий на отдельных этапах работы; ■ осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности; ■ анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД позволяют: ■ развить интерес к театральному искусству; ■ освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); ■ сформировать представления о театральных профессиях; ■ освоить правила проведения рефлексии; ■ строить логическое рассуждение и делать вывод; ■ выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); ■ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста. Коммуникативные УУД позволяют: ■ организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; ■ работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; ■ формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; ■ отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); ■ соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях, во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с правилами противопожарной безопасности. Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» – умение представить себя публике. Разработка Устава коллектива 2. АЗБУКА ТЕАТРА Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства. Правила поведения в театре. Театральный этикет. Практическая часть. «Посвящение в «театральные зрители» 3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ Теоретическая часть. Знакомство со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор. Практическая часть. Творческие задания и театральные игры. Сценический этюд «Представить профессию…». 4. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА Теоретическая часть. Просмотр фрагментов спектакля. Практическая часть. Обсуждение «Мои впечатления», «Что бы вы добавили или поменяли в сценарии спектакля» 5. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ Теоретическая часть. Дыхательная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Практическая часть. На занятиях преобладают игровые технологии. Игры применяются в соответствии с возрастными интересами. 6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ Теоретическая часть. Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Знакомство с законами художественного чтения. Темп речи. Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой фразы. Практическая часть. Работа с дикцией на скороговорках и чистоговорках. Чтение вслух лирепертуарного произведения и его разбор. Развитие навыка логического анализа текста на материале народных и литературных сказок. 7. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ Теоретическая часть. В игровой форме идет работа на развитие внимания, воображения и фантазии. Важно также развивать физическое самочувствие, коллективную согласованность действий. Сценическое действие. Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие сценического внимания. 8. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Понятие «театральная игра». Язык жестов, движений и чувств. Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях, сюжетных играх. 9. РИТМОПЛАСТИКА Теоретическая часть. Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Жесты. Пластика. Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под музыку). Пластическая импровизация на музыку разного характера. Практическая часть. Участие в играх и выполнение упражнений на развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений). Речевое взаимодействие. Такт, музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая доля. Правильная техника дыхания. Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. 10. РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ МИНИАТЮРАМИ, МИНИСПЕКТАКЛЯМИ) (ИНСЦЕНИРОВКОЙ, Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного произведения. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей театральной постановки. Читка по ролям. Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов. Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Этюдные репетиции. Разбор мизансцен. Отработка монологов. Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная репетиция. 11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ Практическая часть. Показ спектакля, инсценировок или проведение мероприятия. Подведение итогов. 3.Учебно-тематический план N п\п Содержание программы Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика часов 1. Вводные занятия 1 1 беседа, игра, инструктаж. 2. Азбука театра 2 1 3. Театральное закулисье 1 1 4. Посещение театра (заочное) 1 0,5 0,5 просмотр фрагментов спектакля, обсуждение 5. Сценическая речь. Культура и 3 1 2 беседа, наблюдение; 1 беседа, игры, «посвящение в театральные зрители» заочная экскурсия техника речи выполнение творческих заданий 6. Художественное чтение. 2 2 беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий 7 Основы актерской грамоты 2 1 беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий 8 Предлагаемые обстоятельства. 2 Театральные игры 2 беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий 9 Ритмопластика. Сценическое движение 5 5 беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий 10 Работа над спектаклем, показ спектакля 14 14 наблюдение; выполнение творческих заданий 11 Итоговое занятие 1 1 творческий отчёт Итого: 34 1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Проектор, компьютер; Телевизор музыкальная фонотека; элементы костюмов для создания образов, декорации необходимые для работы над созданием театральных постановок; 5. Электронные презентации «Правила поведения в театре» «Виды театрального искусства» 6. Сценарии сказок, пьес, 1. 2. 3. 4. Согласовано Протокол заседания ШМО среднего и старшего звена МБОУСОШ № 9 им. Полевого П.Г. от 29.08.2023 г. № 1 __________Аникеева Г.И. подпись руководителя МО Ф.И.О. Согласовано зам. директора _________Кохан Е.А подпись Ф.И.О. 30.08.2023 г. Согласовано заместитель директора по ВР ____________Е.А. Кохан «___» августа 2023 года с Красная Поляна Кущевского района Краснодарского края Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9им Полевого П Г КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Внеурочной деятельности Школьный театр «Маскарад» Ступень обучения (класс) 5- 7 классы Количество часов 34 часов; в неделю -1 час Учитель Алексеенко Наталья Константиновна Планирование составлено на основе рабочей программы учителя МБОУ СОШ №9 им. Полевого П.Г. Алексеенко Н.К., утверждённой решением педагогического совета № 1 от 31.08. 2023 г. Программа разработана на основе примерной программы курса внеурочной деятельности «Школьный театр» Москва 2022 Тема Основное содержание занятия № урока Кол-во Вид деятельности часов Дата План. 1 Вводное занятие Задачи и особенности занятий в 1 театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: Решение организационных вопросов. 4.09 2-3 Азбука театра Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Просмотр презентаций «Правила поведения в театре» 11.09 2 « Правила поведения на сцене» Познакомить детей с правилами поведения в театре. Понятие «Сценическое внимание» Как вести себя на сцене. 4 5 Театральное закулисье Театр - искусство коллективное, 1 спектакль - результат Разыгрывание сценки ко творческого труда многих людей Дню Учителя различных профессий ;актер, «Ожидание и режиссер, сценарист, художник, реальность» декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор. Заочная экскурсия Посещение театра (заочное) Заочная экскурсия (просмотр презентации) Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Знакомство с театрами России 18.09 1 25.09 Упражнения на развитие зрительской памяти 2.10 Факт. 6,7 8 Сценическая речь. Упражнения на постановку дыхания Разучивание скороговорок, считалок и их обыгрывание Культура и техника речи Упражнения на развитие артикуляционного аппарата 2 Упражнения на развитие сценического внимания 9.10 16.10 Работа над постановкой дыхания 1 Упражнения на развитие сценического внимания 23.10 Работа над постановкой дикции 9,10 11,12 Художественное чтение Знакомство с содержанием, 2 выбор литературного материала, Разучивание распределение ролей, диалоги стихотворений ко Дню героев, репетиции, показ народного единства Конкурс на лучшего чтеца Основы актерской грамоты 27.11 Игры на развитие образного мышления, 4.12 фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игрыпантомимы. Сценка «Друг в беде не бросит» Театр - искусство коллективное, 2 спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий Музыкальные пластические игры и упражнения 13,14 Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. 2 13.11 20.11 Упражнения на развитие эмоциональной памяти Упражнения на развитие сценического воображения 11.12 18.12 Инсценирование «Новогодняя сказка» 15,16, Ритмопластика 17,18 19 Сценическое движение «Коляда» музыкально литературная композиция Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью Создание образов с помощью жестов, мимики. 2 25.12 Работа над созданием различных образов при 15.01 помощи жестов и мимики распределение ролей, диалоги героев 3 Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики 22.01 1 Репетиции, подбор костюмов, реквизита Репетиция сказки 11.02 1 Понятие «Сценическое действие» 19.02 20 Работа над спектаклем Знакомство с содержанием, 14 (час) «Теремок» -р.н. сказка 21 Знакомство со сценарием сказки распределение ролей, диалоги героев 29.01 5.02 22,23 Сценка-миниатюра «А ну-ка, мальчики» Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов 24, 25 Сценка «Чем девчонок 26,27 удивить?» Выразительное чтение по ролям. Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. 2 Упражнения на развитие сценического воображения 26.02 Упражнения на развитие слуховой памяти 11.03 4.03 Игры-пантомимы. Репетиция 4 18.03 1.04 8.04 28 Обсуждение декораций, Репетиция костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. 1 Упражнения на развитие верного действия на площадке 15.04 29,30 Изготовление декораций и костюмов к сказке. 2 Работа в творческой мастерской 22.04 31 Репетиция в костюмах с Музыкальные пластические игры и упражнения декорациями 1 Упражнения на развитие осязательной памяти 6.05 32 Генеральная репетиция 1 Упражнение 13.05 Генеральный прогон сцен 29.04 спектакля 33 Показ спектакля Сценка ко дню Победы «Что ты знаешь о войне?» 34 Итоговое занятие итого спектакля Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. «Сценическое воображение» 1 Упражнение «Сценическое действие» 20.05 1 Отчёт, показ любимых инсценировок. 27.05 34