Школьный хор Веселая капель

Кущевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г.

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол
№ 1 от 31.08.2023 года
Председатель педсовета
____________Е.В. Ковш

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО
П.Г.
БЮДЖЕТНОЕ
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснодарский
Кущевский, Красная Поляна, Мира ул, 38", L=Кущевский
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО край,
район, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
Е УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО
П.Г., OGRN=1022304245710, SNILS=10993988318,
INNLE=2340013096, INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru,
СРЕДНЯЯ
G=Елена Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА БЮДЖЕТНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г.
Я являюсь автором этого документа
Я ШКОЛА № 9 ИМЕНИ Основание:
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-10-11 14:41:13
ПОЛЕВОГО П.Г.
Foxit Reader Версия: 9.7.2

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Школьный хор «Веселая капель»

Ступень обучения (класс) 1-4 классы
Количество часов 34 часов; в неделю-1 час
Учитель Алексеенко Наталья Константиновна
Программа разработана на основе примерной программы курса внеурочной
деятельности «Хоровое пение» Москва 2022

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Школьный хор» 1 года обучения
разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований
к дополнительной внеурочной общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Хоровое пение».
Учебный предмет «Школьный хор» направлен на приобретение детьми знаний,
умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и
художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика, на
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и
Российской Федерации.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью
выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма
художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение
занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам
исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение
красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику
и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают
специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные
качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может
ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его
совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного
образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается
интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух,
ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет
свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Данная программа составлена и разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
в контексте с целевыми установками нормативных документов и
рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся и
направлена на достижение следующей цели:
- создание условий для включения детей в музыкально – творческую
деятельность через исполнение детских песен, песен из мультфильмов и
музыкальных сказок, русских народных песен и прибауток.
Задачи:
- формировать основы вокальной и сценической культуры;
- содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
- развивать творческую активность и самостоятельность детей;
- воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт
концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические
комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает
детям опыт самопрезентации.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 7 - 10 лет. Занятия
проводятся по 1 час неделю, 34часа в год.
Формы организации вокально-хоровой деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает
взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального
подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с
психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом,
каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими
интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При
наборе детей специального отбора не предполагается.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной
деятельности:
- сольное и хоровое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие
художественно-педагогические принципы обучения:
- духовность;
-личностное ориентирование;
-образность;
-интерес и увлечённость;
-связь с жизнью;
-креативность;
-эмоциональное насыщение;
-вариативность и свобода выбора.
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (мультимедиа);

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- методические ошибки.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные
содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с
психофизическими и возрастными особенностями детей.
Занятия в кружке групповые.
Группа включает в себя 15 человек .
При наборе детей специального отбора не предполагается.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 1 часу .
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее
сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового
воспитания.
Оснащение образовательного процесса:
кабинет ;
компьютер;
записи фонограмм в режиме + и -;
мультимедиа
Результаты освоения программы вокально-хорового кружка
По итогам обучения воспитанники должны
знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- музыкальные штрихи;
- средства музыкальной выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над
репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются
ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи;
воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и
ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой
деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона
и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося,
формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие
и через эстетическое переживание и освоение способов творческого
самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокального кружка
являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая
компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде
искусства.
Способы отслеживания результатов освоения программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и
навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия –
концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью
методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные
выступления.
Содержание программы
Вводное занятие
Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными
данными учеников. Знакомство с основными разделами и темами программы,
режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами
личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время
пения, распевания, знакомство с упражнениями.
Вокально-хоровая работа
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая
установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и
музыкально-выразительными средствами.
Пение
специальных
упражнений
для
развития
слуха
и
голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая,
мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование
тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его
выработку.
Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение
staccato. Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы
голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.

Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования
короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку
рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения
на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани
и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник»,
«Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа,
направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и
муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая
атака.
Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие
манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука.
Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.
Развитие навыков уверенного пения.
Знакомство с музыкально-выразительными средствами:
мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
ритм, акцент (лёгкий, сильный);
гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая,
грозная, тревожная и др.);
лад (мажорный, минорный, переменный);
темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
регистр (высокий, средний, низкий);
тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
Работа над репертуаром
Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная)
осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для
создания образа песни.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение.
Соединение муз. материала с танцевальными движениями.
Концертно-исполнительская
деятельность - результат,
по
которому
оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников
коллектива. План концертной деятельности составляется на год как с учётом
традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со
специфическими особенностями школы, так и с учетом восприятия номеров
слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром
на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год.
Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции - работа над
ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом
каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене,
на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно
раскрепощено,
разбор
ошибок
и
поощрение удачных
моментов.
Календарно-тематическое планирование на 2023/2024 учебный год
№
Тема урока
Приме Дата урока
п/п
чание
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16

Вводное занятие. Диагностика детских голосов. Правила
гигиены певческого голоса. Исполнение знакомые песен.
Вокальная музыка.
«Россия, Россия, нет слова красивей»
Вокальная музыка.
«Россия, Россия, нет слова красивей»
Вокальная музыка.
«Россия, Россия, нет слова красивей»
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками
пения. Песни осени.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками
пения. Песни осени.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками
пения. Песни осени.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками
пения. Песни о друзьях.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками
пения. Песни о друзьях.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками
пения. Песни о России.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками
пения. Песни о России.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками
пения. Песни о маме, доме, семье.
Знакомство с основными вокально-хоровыми
пения. Песни о маме, доме, семье.
Знакомство с основными вокально-хоровыми
пения. Сочиняем песню.
Знакомство с основными вокально-хоровыми
пения. Сочиняем песню.
Знакомство с основными вокально-хоровыми
пения. Песни о зиме.

навыками
навыками
навыками
навыками

32

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками
пения. Песни о зиме.
Сценический образ, сценическое движение. Народная
песня, сказки небылицы. Рождественские игры.
Сценический образ, сценическое движение. Народная
песня, сказки небылицы. Рождественские игры.
Сценический образ, сценическое движение. Шуточные
песни.
Сценический образ, сценическое движение. Шуточные
песни.
Сценический образ, сценическое движение. Песни о
животных.
Сценический образ, сценическое движение. Песни о
животных.
Сценический образ, сценическое движение. Масленица.
Сценический образ, сценическое движение. Песни 8
Марта.
Сценический образ, сценическое движение. Играем в
оперу.
Сценический образ, сценическое движение. Играем в
оперу.
Сценический образ, сценическое движение. Театр
пантомимы и пародий
Сценический образ, сценическое движение. Театр
пантомимы
Сценический образ, сценическое движение. Литературномузыкальная композиция. Песни Победы.
Сценический образ, сценическое движение. Литературномузыкальная композиция. Песни Победы.
Песни лета

33

Песни лета

34

Отчётный концерт.

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Примерный репертуар
Песни о школе: «Если б не было школ». Муз. В.Шаинского, сл. Ю.
Энтина; «Песня первоклассника». Муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана; «Вот тогда
ты пожалеешь Кулакова». Муз. Г. Струве, сл. Ф.Лаубе; «Игра». Муз.
Шаинского, сл.Р.Рождественского.
Песни осени: «Осень». Муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Некрасовой, «Осень
постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова.

Песни о друзьях: «Настоящий друг» из м/ф «Тимка и Димка». Муз. Б.Савельева,
сл.М. Пляцковского; «Если с другом вышел путь». Муз.В. Шаинского, сл.
М.Танича ; «Ты, да я, да мы с тобой». Муз. В.Иванова, сл. М.Пляцковского из
к/ф «Тихие троечники».
Песни о России, о Мире: «Ромашковая Русь». Муз. Ю.Чикова, сл.
М.Пляцковского; «Солнечная песенка».Сл. и муз. Степана Булдакова.
Песни о маме, доме, семье: «Разноцветная семья». Муз. А.Варламова, сл. Р.
Паниной; «Папа может».Муз. В.Шаинского, сл. М.Танича; «Золотая свадьба».
Муз.
Р.Паулса,
сл.
И.Резника; «Моя
мама
лучшая
на
свете»
Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского ,
Песни
о
животных: «Про
Мурзика». Муз.
А.Варламов,
сл.
Р.
Паниной; «Розовый слон», Муз. С.Пожлакова, сл. Г.Горбовского; «33 коровы».
Муз. М.Дунаевского, сл. Н.Олева,
Песни
о
зиме: «Если
б
не
было
зимы»из
м/ф
«Зима
в
Простоквашино». Муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Этина; «Песня о снежинке» из к/ф
«Чародеи». Муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева.
Шуточные песни: «Посиделки» муз. А.Варламова; «Монолог сына» или
«Детская воздухоплавательная». Муз. и сл. Е. Егорова
Песни 8 марта: «5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова,
В.Ильичева; «Наши мама самые красивые»; «Когда моя бабуля приходит в гости
к нам»; «Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.
Песни Победы: «Несовместимы дети и война». Муз. О. Хромушина, сл. М.
Садовского; «Вальс Победы». Муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.
Песни лета: «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз.
Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова;
«Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.
Согласовано
Протокол заседания ШМО
среднего и старшего звена
МБОУСОШ № 9 им. Полевого П.Г.
от 29.08.2023 г. № 1
__________Аникеева Г.И.
подпись руководителя МО Ф.И.О.

Согласовано
зам. директора
_________Кохан Е.А
подпись

30.08.2023 г.

Ф.И.О.

Согласовано
заместитель директора
____________Е.А. Кохан
«___» августа 2023 года

с Красная Поляна Кущевского района Краснодарского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9им Полевого П Г

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ

Внеурочной деятельности Школьный хор «Веселая капель»
Ступень обучения (класс) 3-4 классы
Количество часов 34 часов; в неделю -1 час
Учитель Алексеенко Наталья Константиновна
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя МБОУ
СОШ №9 им. Полевого П.Г. Алексеенко Н.К., утверждённой решением
педагогического совета № 1 от 31.08. 2023 г.
Программа разработана на основе примерной программы курса внеурочной
деятельности «Хоровое пение» Москва 2022

Календарно-тематическое планирование на 2023/2024 учебный год
№
п/п

Тема урока

1

Вводное занятие. Диагностика
детских голосов. Правила гигиены
певческого голоса. Исполнение
знакомые песен.
Вокальная музыка.
«Россия, Россия, нет слова
красивей»
Вокальная музыка.
«Россия, Россия, нет слова
красивей»
Вокальная музыка.
«Россия, Россия, нет слова
красивей»
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения. Песни
осени.
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения. Песни
осени.
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения. Песни
осени.
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения. Песни о
друзьях.
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения. Песни о
друзьях.
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения. Песни о
России.
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения. Песни о
России.
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения. Песни о

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Примечание

Дата урока
план

факт

маме, доме, семье.
13

14

15

16

17

18

19

20
21
22
23
24
25
26
27
28

Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения. Песни о
маме, доме, семье.
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения.
Сочиняем песню.
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения.
Сочиняем песню.
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения. Песни о
зиме.
Знакомство с основными вокальнохоровыми навыками пения. Песни о
зиме.
Сценический образ, сценическое
движение. Народная песня, сказки
небылицы. Рождественские игры.
Сценический образ, сценическое
движение. Народная песня, сказки
небылицы. Рождественские игры.
Сценический образ, сценическое
движение. Шуточные песни.
Сценический образ, сценическое
движение. Шуточные песни.
Сценический образ, сценическое
движение. Песни о животных.
Сценический образ, сценическое
движение. Песни о животных.
Сценический образ, сценическое
движение. Масленица.
Сценический образ, сценическое
движение. Песни 8 Марта.
Сценический образ, сценическое
движение. Играем в оперу.
Сценический образ, сценическое
движение. Играем в оперу.
Сценический образ, сценическое
движение. Театр пантомимы и
пародий

32

Сценический образ, сценическое
движение. Театр пантомимы
Сценический образ, сценическое
движение. Литературномузыкальная композиция. Песни
Победы.
Сценический образ, сценическое
движение. Литературномузыкальная композиция. Песни
Победы.
Песни лета

33

Песни лета

34

Отчётный концерт.

29
30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».