Основы правослваной культуры 1-3 класс

Краснодарский край Кущёвский район с. Красная Поляна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 имени Полевого П.Г.

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УТВЕРЖДЕНО
решением педсовета
от 29 августа 2024 года
протокол № 1
Председатель педсовета
___________/ Ковш Е.В./
подпись руководителя ОУ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г.
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="
БЮДЖЕТНОЕ
Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна, Мира ул,
L=Кущевский район, T=Директор,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 38",
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г., OGRN=1022304245710,
SNILS=10993988318, INNLE=2340013096,
СРЕДНЯЯ
INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена
SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ Васильевна,
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
НАЯ ШКОЛА № 9
Основание: Я являюсь автором этого документа
место подписания
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.Местоположение:
Дата: 2024-10-11 15:38:39
Foxit Reader Версия: 9.7.2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружок «Основы православной культуры»
Уровень образования (класс) 1-3 классы, начальное общее образование
Количество часов 51 (по 17 часов в каждом классе)
Учитель: Пособило Н.Н.
Программа разработана на основе авторской программы
А. В. Бородиной, культурологического курса для начальной школы
общеобразовательных учреждений. Издательство «Москва» 2017 года
В соответствии с ФГОС НОО

Пояснительная записка.
Рабочая программа курса по основам православной культуры разработана на основе авторской
программы культурологического курса для общеобразовательных школ, начальная школа(1—4классы).
Издание 3-е, переработанное. Москва 2017 года. Автор А.В.Бородина.
Данная программа полностью соответствует Федеральному государственному стандарту (второго
поколения) для начальных классов и является частью Программы историко-культурологического курса
«История религиозной культуры» для 1—11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.
Рабочая программа
рассчитана на 51 час. Специфика предмета заключается в комплексном
освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов
православной культуры.
Цель учебного курса «Основы православной культуры»
— совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования
систематических знаний о христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного
воспитывающего ресурса
Задачи курса:
 организация систематического и системного изучения основ православной культуры;
 духовно-нравственное развитие младших школьников;
 ознакомление с особенностями церковного искусства;
 приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
 ознакомление с православными святынями мира;
 формирование представлений о единстве православной культуры народов мира;
 создания условия для реализации прав школьников на убеждения;
 формирование целостного восприятия мира;
 воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
 формирование культуры общения;
 предупреждение возможных тупиков личностного развития;
 воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
 выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе
традиций культуры Отечества;
 предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;
 воспитание патриотизма;
 формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского
народа и важности сохранения культурно-национального единства;
- формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав каждого
человека на религиозные и иные убеждения;
- обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историкокультурологического значения;
- оказание помощи младшим школьникам в успешной социализации в отечественной культуре;
- укрепление православных основ семьи;
- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;
- воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости;
- творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об
отечественной культуре и истории;
- формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении русского
языка, природы и созидании культуры Отечества.
Программа рассчитана на 3 года обучения. Рабочая программа рассчитана на 51 час и предусматривает
следующее распределение из расчёта 0,5 час в неделю: 1-3 классы-17 часов.
Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей
учащихся.
«Роль религиозной культуры в жизни человека»
1.
«Мы и наша культура» для 1 класса.
2.
Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.
3.
«О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.

Занятия проводятся каждую неделю

Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Программа курса «Основы православной культуры» позволяет приобщать школьников к базовым
национальным ценностям, определённым
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
o Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
o Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества, справедливость,
милосердие, честь, достоинство;
o Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и
правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
o Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и
младших, забота о продолжении рода;
o Труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и
настойчивость;
o Наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
o Традиционные российские религии 1 представление о вере, духовности, религиозной жизни
человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального
диалога;
o Искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл
жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
o Природа - родная земля, планета Земля, экологическое сознание;
o Человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества,
международное сотрудничество.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования,
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного
курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов.
Личностные результаты.
Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика:
-осознающий свою российскую гражданскую идентичность;
-сознающий свою национальную принадлежность;
-патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими
пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную
культуру, родной язык;
-обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание
базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины;
-обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи;
-обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь,
благожелательность;
-имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религии;
-понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека;
-умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека;
-доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию;
-умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения;
-владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации;
-отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях;
-имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-имеющий представления о традиционных нравственных установках;
-имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное
бережное отношение к здоровью, природе, всему живому;
-уважительно относящийся к святыням;
-владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию;
-способный к организации собственной деятельности;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
-способный к творческому труду;

-бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика
следующим образом:
-владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
-освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
-умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; ---способный конструктивно
действовать в ситуации неуспеха;
-освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
-умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных
действий;
-умеющий использовать знаково-символические средства информации;
-активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий
для решения коммуникативных и познавательных задач;
-использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации
информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной
избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим
сопровождением);
-овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
-овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления
причинно-следственных связей, построения рассуждения;
-готовность слушать собеседника, вести диалог;
-умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
-умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия,
поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты.
Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному
совершенствованию и духовному саморазвитию;
- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
-знающий историю формирования отечественной культуры;
-имеющий понятие о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и других
славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви;
-владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
-овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
-имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России,
о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры,
объединении многочисленных народов России;
- имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности;
- имеющий представление о Священном Писании и Священном Предании, знающий содержание
основных событий Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества;
-имеющий представление о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об
историческом событии Крещения Руси;
-знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;
-имеющий представления о таинствах Церкви;
-знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи,
архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись,
летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.);
-имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии с нормами
поведения в обществе и правовыми нормами;
осознающий ценность человеческой жизни;
-нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания. на отечественных духовных
традициях.

Содержание программы.
1 класс
РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» — 17 часов
Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 1 ч.
Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы.
Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.
Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель
культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский:
образы святости в отечественной церковной и светской культуре.
Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 3 ч.
Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты.
Евангелие.
Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях
отечественного изобразительного искусства.
Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел
Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».
Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение
библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.
Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия
каждого человека в сохранении общенародного достояния.
Представление о единстве культуры России.
Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 2 ч.
Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о
роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.
Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как
святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой
культуры. Святая Троица. Иверская икона Божьей Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей
Рублёв.
Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность
храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической
ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.
Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.
Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол.
Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.
Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении
народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.
Тема 4. «НАША РОДИНА» – 5 ч.
Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её
историческое и культурное единство.
Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков,
Ярославль, Курск.и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских
городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории
русских кремлей.
Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль
Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский
собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.
Поэты и художники России – о Москве.
Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и
культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.
Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как
созидателя культуры и государства России.
Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.
Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами
(недостатками).
Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан.
Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр
Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления
культуры, передаваемые от поколения к поколению.
Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская
культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».
Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.
Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч.
Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово»,
Почаевская икона Пресвятой Богородицы.
Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».
Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.
Тема 6. «СЕМЬЯ» – 3 ч.
Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное
отношение к иконе в православных семьях.
Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божьей Матери.
Заключительный урок – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии.
Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения
мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец»
(«Семистрельная»).
2 класс
РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 17 часов
Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3ч.
Самая древняя книга о духовном мире — Библия.
Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и
порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.
Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего
восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья
человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.
Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление —
настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как
единой системе, объединяющей физическую и духовную области.
Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной
душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение
общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл
человеческой жизни.
Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА
И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 13 ч.
С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и
о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.
Рождество Христово.
Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение
евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.
Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.
Сретение Господне.
Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи.
Крещение Иисуса Христа.
Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.
Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса
Христа.
Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.
Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.
Исцеление расслабленного.
Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.
Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.
Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

Чудесное приумножение хлебов и рыб.
Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне.
Воскрешение Лазаря.
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.
Тайная вечеря.
Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.
Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа.
Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.
Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.
Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов.
Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.
Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы.
Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.
Заключительный урок – 1 ч. Обобщение знаний о Библии, о жизни Иисуса Христа и
православных праздниках.
З класс
РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 17 часов
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» — 1 ч.
Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие
смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.
Как распространялось Евангелие.
Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 3 ч.
Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Устроение и значение частей храма. ГосподьВседержитель.
Умеют ли говорить иконы? Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе.
О чём рассказывает цвет? Особенности использования цвета в иконе.
Как иконы представляют святых. Понятие о каноне. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых,
целителей, бессребреников.
Иконы святых апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Святая равноапостольная Нина. Святые равноапостольные князь Владимир
и княгиня Ольга.
Понятие об иконографии. Образ и первообраз.
История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и иконы «Нечаянная радость».
Представление об истории иконоборчества и иконопочитания.
Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ
ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» — 4 ч.
Иконы о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Праведные Иоаким и Анна.
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы.
Иконы Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господа Иисуса Христа.
Иконы «Преображение Господне» и «Вход Господень в Иерусалим». Фавор, Фаворский свет. Пророки Илия и Моисей.
Небесный Иерусалим.
Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. Пятидсятница. День Святой Троицы.
История и духовный смысл иконы Воздвижения Креста Господня. Святой равноапостольный Константин Великий.
Святая равноапостольная царица Елена. Патриарх Макарий.
Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ
ДО СПАСИТЕЛЯ» — 8 ч.
Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого
вещественного мира. Священное Писание. Ветхий Завет и Новый Завет. Бытие. Понятие о духах, Деннице, аде.
Второй – пятый дни творения мира.
Шестой день творения мира. Первые люди. Представление о рае.
Дерево жизни и дерево познания добра и зла. Грехопадение. Изгнание из рая. Последствия грехопадения и миссия
Спасителя.
Каин и Авель. Первое человекоубийство.
Расселение людей. Потомки Сифа. Патриархи. Святой Енох.
Всемирный потоп.
Ной. Строительство ковчега. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей.
Праведный Авраам. Идолопоклонство. Сарра. Лот. Земля Ханаанская. Хеврон и дубрава Мамре.
Завет Господа с Авраамом.
Рождение Измаила. Агарь.
Явление Святой Троицы Аврааму. Ипостась. Икона Андрея Рублева «Троица».
Гибель нечестивых городов Содома и Гоморры. Соленое море — Мёртвое море.
Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.
Призвание пророка Моисея. Неопалимая Купина. Аарон.
Пасха Ветхозаветная. Пасхальный агнец. Выход израильтян из Египта. Манна. Гора Синай. Синайское законодательство.
Скрижали. Золотой телец. Земля обетованная.
Ветхозаветное законодательство. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.
Новый Израиль. Отражение преемственности Ветхого и Нового Заветов в иконостасе. Ветхозаветные пророки о Мессии.
Заключительный урок – 1 ч. Обобщение знаний о Евангелии, о событиях до Спасителя.

.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Раздел

1. «МЫ И
НАША
КУЛЬТУРА»
-17 ч

1,2,3
2 .«МИР
ВОКРУГ И
ВНУТРИ
НАС» -17 ч

Тема

«КРАСОТА В
НАШЕМ МИРЕ»

Основные виды учебной деятельности учащихся

Работать в парах, обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному
миру. Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить
примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

«ХРАНИЛИЩА
КУЛЬТУРЫ»

3

Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры,
задавать вопросы, формулировать выводы.

«ВСЕГДА ЖИВОЕ»

2

«НАША РОДИНА»

5

«СПАСИТЕЛЬ»

3

. «СЕМЬЯ»

3

Знать содержание основных событий Евангелия отличать текст молитвы от
стихотворений, иконы от картин, фотографий
Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать
фотографии сувениры.
Изучать историю христианства правила поведения при посещении храма,
знать внутреннее устройство храма
проявлять уважительное отношение: к православным традициям семьи, к
родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

ИТОГОВЫЕ УРОКИ
«ДУХОВНОЕ В
РЕАЛЬНОМ МИРЕ»

1

ЖИЗНЬ ИИСУСА
ХРИСТА
И ПРАВОСЛАВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ»
3.«О ЧЁМ
РАССКАЗЫВ
АЕТ

Количество
часов
1
2
3
кл.
кл.
кл.
1

«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О
ЕВАНГЕЛИИ?»

1
3

1
Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры
,задавать вопросы, формулировать выводы.
Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на
культуру и общество.
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий,
отразивших этапы становления православной культуры России;

13

1

Знать: содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого
Завета

БИБЛИЯ» - 17
ч
«ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ
В ПРАВОСЛАВНОЙ
КУЛЬТУРЕ»

2

ПО ПРАЗДНИЧНЫМ
ИКОНАМ
ВСПОМИНАЕМ
ЕВАНГЕЛИЕ»
«БИБЛИЯ
РАССКАЗЫВАЕТ О
СОБЫТИЯХ ДО
СПАСИТЕЛЯ»

4

8

Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на
культуру и общество.
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий,
отразивших этапы становления православной культуры России;
Знать: содержание и значение православной этики в контексте социальных норм,
регулирующих общественные отношения;
узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа, Богородицы, святых Веры, Надежды,
Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного
Серафима Саровского и лики других святых
Знать: содержание основных событий библии, некоторые сюжеты Ветхого Завета.
Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на
культуру и общество.
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в
истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую
культуру.
использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для
решения учебных задач;

Распределение учебных часов по разделам рабочей программы
в соответствии с учебным планом
№
п/п

1.

Количество часов
Разделы, темы

«МЫ И НАША КУЛЬТУРА»

Авторская
программа

Рабочая
программа

17

17

Рабочая программа по классам
1 кл.

«КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ»

1

«ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ»

3

«ВСЕГДА ЖИВОЕ»

2

«НАША РОДИНА»

5

2 кл.

3 кл.

2

3

«СПАСИТЕЛЬ»

3

. «СЕМЬЯ»

3

«МИР ВОКРУГ И
ВНУТРИ НАС»
«ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ
МИРЕ»
ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА
И ПРАВОСЛАВНЫЕ
ПРАЗДНИКИ»
«О
ЧЁМ
РАССКАЗЫВАЕТ
БИБЛИЯ»
«ЧТО МЫ ЗНАЕМ О
ЕВАНГЕЛИИ?»
«ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В
ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ»
ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ
ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ»
«БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О
СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ»
Итоговые уроки
Итого:

Согласовано
Протокол заседания МО
МБОУ СОШ № 9
От ________________№_____

17

17
3
13

17

17
1
3
4
8

51

51

1

1

1

17

17

17

Согласовано
Зам.директора по УВР
______________/Кохан Е.А./
От «29» августа 2024г

___________ / Пособило Н.Н./


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».