Краснодарский край Кущевский район с. Красная Поляна муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 имени Полевого П.Г. УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО Е УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА Я ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. протокол №1 от 29.08. 2024года Председатель педсовета Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна, Мира ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., OGRN=1022304245710, SNILS=10993988318, INNLE=2340013096, INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2024-10-15 11:06:20 Foxit Reader Версия: 9.7.2 _________________Е.В. Ковш подпись руководителя ОУ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Подготовка в ГИА по информатике Уровень образования (класс) 9 класс Количество часов 34 часов Учитель Долгополов Анатолий Сергеевич Ф.И.О. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Информатика.» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов: ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 года № 1897; Методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 1672 («О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Срок реализации: 1 год, занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа. Программа рассчитана на учащихся 9 класса. Цель: обобщение знаний учащихся по информатике, отработка умений в решении заданий, предлагаемых ОГЭ для успешной подготовки и сдачи экзаменов. - Задачи: сформировать представления о приемах и методах решения заданий ОГЭ по информатике; формировать навыки эффективного взаимодействия и коммуникации учащихся. Актуальность программы курса: Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию. Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире; • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.); • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ. Для осуществления образовательного процесса на факультативе используются следующие формы организации учебной деятельности: • Комбинированный урок; • Урок-лекция; • Урок-практикум; • Урок-демонстрация; • Урок-консультация. Основная форма деятельности учащихся на занятиях – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы учащихся. Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса. Личностные: • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; • понимание роли информационных процессов в современном мире; • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные: • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные • структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации. Предметные: • дальнейшее формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; • углубление понятий представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; • закрепление развития алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; • развитие умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; • углубление навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Формы проверки знаний: • Тематические зачеты; • Решение задач; • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала; • Письменный ответ; • Решение демонстрационных заданий ОГЭ; • Итоговые контрольные работы. Система оценивания результатов оценки планируемых результатов изучения учебного предмета Основная цель обучения в рамках курса «Подготовка к ОГЭ Информатика» – освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации; • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. В процессе изучения темы проводятся различные виды контроля знаний: устный опрос, выполнение заданий на интерактивной доске, выполнение практических работ, решение задач. На уроках информатики прежде всего следует оценивать: - предметную компетентность (способность решать проблемы средствами предмета); - ключевые компетентности (коммуникативные, учебно-познавательные); - обще учебные и интеллектуальные умения (умения работать с различными источниками информации, текстами, таблицами, схемами, Интернет-страницами и т.д.); - умение работать в коллективе (в парах, в группе), а также самостоятельно. Обучение должно быть личностно ориентированным, и, следовательно, достижения нужно оценивать не только по отношению к усвоению предметных знаний, сколько по отношению к личности и изменениям в ней в процессе развития и обучения. Центром внимания педагога является познавательная деятельность самого учащегося, продуктивные формы учебной деятельности. В основе системы контроля знаний должно лежать целеполагание, которое позволяет самим учащимся ставить проблему развития себя как личности. Переход на новые педагогические развивающие технологии, позволяют осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексию (применять в новых условиях полученные знания). ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОГЭ ПО ИНФОРМАТИКЕ 2025 ГОДА Работа состоит из 16 заданий: базового уровня сложности 10, повышенного -3, высокого -2. Заданий с кратким ответом - 12, с развернутым ответом -3. Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий. Проверяемые элементы содержания и виды деятельности Уровень сложности задания Примерное Максимальный время балл за выполнения выполнение задания задания (мин.) Задание 1. Оценивать объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных Б 1 3 Задание 2. Уметь декодировать кодовую последовательность Б 1 4 Задание 3. Определять истинность составного высказывания Б 1 3 Задание 4. Анализировать простейшие модели объектов Б 1 3 Задание 5. Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд Б 1 6 Задание 6. Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования Б 1 4 Задание 7. Знать принципы адресации в сети Интернет Б 1 3 Задание 8. Понимать принципы поиска информации в Интернете П 1 5 Задание 9. Умение анализировать информацию, представленную в виде схем П 1 4 Задание 10. Записывать числа в различных системах счисления Б 1 3 Задание 11. Поиск информации в файлах и каталогах компьютера Б 1 6 Задание 12. Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию Б 1 6 Задание 13. Создавать презентации (вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания 13.2) П 2 25 Задание 14. Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы В 3 30 Задание 15. Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя В 2 45 Задание 16. Создавать и выполнять программы на универсальном языке программирования В 2 45 Содержание курса Информация и информационные процессы (2 часа) Информация содержательный и кибернетический (алфавитным) подход; что такое информационные процессы; виды информации; функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки Практическая деятельность: определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал; измерять информационный объем текста в байтах; пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб); рассчитывать скорость передачи информации по объему и времени передачи, решать обратные задачи Обработка текстовой Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, информации (6 часа) абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений. Практическая деятельность: уметь использовать инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода; сохранять документа в различных текстовых форматах; уметь выполнять форматирование страниц документа, ориентацию страниц, размеры страницы, величина полей, нумерация страниц, колонтитулы Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объѐм фрагмента текста. числовой Электронные таблицы. Использование формул. информации (8 часа) Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчѐтов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке Аналитическая деятельность: Обработка (упорядочивании) данных • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства; • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач; • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач. Практическая деятельность: • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчѐты по встроенным и вводимым пользователем формулам; • строить диаграммы и графики в электронных таблицах. Операционная система и моделирование (4 часа) Операционная система Windows 8. Файл. Каталог (директория). Аналитическая деятельность: • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств Файловая система. Графический пользовательский существенные свойства с точки зрения целей интерфейс (рабочий стол, окна, моделирования; диалоговые окна, меню). • определять вид информационной Оперирование компьютерными модели в зависимости от стоящей задачи; информационными объектами в • анализировать пользовательский наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, интерфейс используемого программного удаление объектов, организация их средства; семейств. Организация • выявлять общее и отличия в разных индивидуального программных продуктах, предназначенных информационного пространства. для решения одного класса задач. Гигиенические, эргономические и Практическая деятельность: технические условия безопасной • строить и интерпретировать различные эксплуатации компьютера. информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов); • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации; • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей; • осуществлять поиск записей в готовой базе данных; Коммуникационные технологии (4 часа) Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Аналитическая деятельность: выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации; распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения. Практическая деятельность: осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума; определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками; проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций; КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема п/п Информация и информационные процессы Информация и информационные процессы. Измерение информации. Количество информации Алфавит языка. Кодирование информации. Решение задач. 1. 2. Операционная система и моделирование Кол-во Дата изучения часов 2 1 1 04.09 11.09 2 3. Операционная система Windows: дополнительные возможности. 1 18.09 4. Работа с носителями информации. 1 25.09 Обработка текстовой информации 4 5, 6 Текстовый редактор Word: поиск и замена фрагментов текста. Оформление страницы документа: Печать документов. 2 02.10, 09.10 7, 8 Грамматика в процессоре MS Word. Дополнительные возможности Word. Колонки. Буквица 2 16.10, 23.10 Системы счисления 9, 10 11. 12, 13 5 Системы счисления. Позиционные и непозиционные с.с. Перевод из любой с.с. в 10 с.с. 2 06.11, 13.11 Перевод из 10 с.с. в любую другую 1 20.11 Двоичная арифметика. Проверочная работа 2 27.11 04.12 Логические основы работы компьютера 4 14, 15 Логические основы работы компьютера. Логические элементы И, ИЛИ, НЕ 2 11.12, 18.12 16, 17 Круги Эйлера. Решение задач по теме «Логика». 2 25.12, 15.01 Обработка числовой информации 18, 19 Логические операции в Excel. Математические модели. 20, 21 Создание графиков и диаграмм. 22, 23 Защита таблиц. Дополнительные возможности. База данных 24, 25 Понятие БД, СУБД. Функции, виды СУБД. Элементы БД 26, 27 Поиск информации. Запрос, выборка. Форма, отчет. Коммуникационные технологии 6 2 22.01, 29.01 2 2 4 05.02, 12.02 19.02, 26.02 2 05.03, 12.03 2 5 19.03, 02.04 09.04,16.04 28, 29 Понятие телекоммуникации. Локальные и глобальные сети. Internet 2 30, 31 32 Поиск информации в Internete. Электронная почта. Зачетное занятие. 2 1 Итоговый мониторинг образовательных достижений учащихся 33,34 Итоговый мониторинг образовательных достижений учащихся 23.04. 30.04 07.05 2 2 14.05, 21.05 Программное обеспечение: 1. Пакет MS OFFICE 2. Интернет-ресурс onlinetestpad.ru 3. Интернет-ресурс school-collection.edu.ru 4. Интернет-ресурс inf-oge.sdamgia.ru Перечень учебно-методического обеспечения по информатике 1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 7–9 классы. – М.: Просвещение, 2021. 2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Рабочая тетрадь для 9 класса 3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 9 класс» 4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/) .