Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 им. Полевого П.Г. муниципального образования Кущевский район МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН АЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна, Мира ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., OGRN=1022304245710, SNILS=10993988318, INNLE=2340013096, INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2024-11-02 10:44:58 Foxit Reader Версия: 9.7.2 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от ________ 20 24 года протокол №1 Председатель ________ /Е.В. Ковш/ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» Сроки реализации программы начальное общее образование (1-4 классы) Возраст обучающихся 7-10 лет Место курса в учебном плане - 68 часов (1 час в неделю по полугодиям): 1 классы - 8 часов, 2 классы - 7 часов, 3 классы - 8 часов, 4 классы - 8 часов. Программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» Ю. Н. Корлюговой (2-4 классы общеобразоват. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019). Составитель старшая вожатая Деева Людмила Валерьевна Пояснительная записка. Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Основы финансовой грамотности» составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2019 год. Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям. Целями изучения курса «Основы финансовой грамотности» выступают: • развитие основ экономического образа мышления; • воспитание ответственного и грамотного финансового поведения; • развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности. Задачи: - создать основы для финансово - грамотного поведения граждан. - развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами. Программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» предназначена для реализации в 1- 4 классах начальной школы и рассчитана на 8 часов (при 0,25 часа в неделю). 2 Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: • осознание себя как члена семьи, общества и государства; • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные: • понимание цели своих действий; • составление простых планов с помощью учителя; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • умение слушать собеседника и вести диалог; • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются: • понимание и правильное использование экономических терминов; • представление о роли денег в семье и обществе; • умение характеризовать виды и функции денег; • знание источников доходов и направлений расходов семьи; • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их 3 решения; • проведение элементарных финансовых расчётов. II. Содержание программы Содержание программы для 1 класса Тема 1. Дети и деньги: программа финансовой грамотности - детям. Понятие финансовая грамотность; понятие денег. Тема 2. Наш семейный бюджет: учимся экономить. Что нужно семье. Понятие семейного бюджета; статьи доходов и расходов. Расходы семьи, обязательные и необязательные расходы. Тема 3. Экономить и беречь мы учимся с детства. Понятия "экономия", "бережливость", "скупость"; экономия и ограниченность ресурсов; рациональное поведение потребителя. Тема 4. Как распоряжаться карманными деньгами. Карманные деньги, покупки, накопления. Тема 5. Сколько стоит автомобиль. Стоимость, затраты, деньги, обслуживание покупки. Тема 6. Что такое «свое дело». Товар, продукция, свое дело. Своё дело требует особых умений и позволяет зарабатывать, занимаясь тем, что интересно и привлекательно. Содержание программы для 2-3 классов Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств. Основные понятия Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры. Компетенции • Объяснять причины и приводить примеры обмена. • Объяснять проблемы, возникающие при обмене. • Описывать свойства товарных денег. • Приводить примеры товарных денег. • Приводить примеры первых монет. Тема 2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. 4 Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег. Основные понятия Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики. Компетенции • Объяснять, почему появились монеты. • Описывать купюры и монеты. • Сравнивать металлические и бумажные деньги. •Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Тема 3.Какие деньги были раньше в России. Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты. Основные понятия «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация. Компетенции • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. Тема 4.Современные деньги России и других стран. Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов. Основные понятия Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции • Описывать современные российские деньги. • Решать задачи с элементарными денежными расчётами. • Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта. • Приводить примеры иностранных валют. Тема 5.Откуда в семье деньги. Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги. Основные понятия Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты. Компетенции 5 • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, кому и почему платят пособия. • Приводить примеры того, что можно сдать в аренду. Тема 6.На что тратятся деньги. Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки. Основные понятия Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби. Компетенции • Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки. • Сравнивать покупки по степени необходимости. • Различать планируемые и непредвиденные расходы. • Объяснять, как появляются сбережения и долги. Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции • Объяснять, как управлять деньгами. • Сравнивать доходы и расходы. • Объяснять, как можно экономить. • Составлять бюджет на простом примере. Тема 8. Как делать сбережения. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход. Основные понятия Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды. Компетенции • Объяснять, в какой форме можно делать сбережения. • Приводить примеры доходов от различных вложений денег. • Сравнивать разные виды сбережений. Содержание программы для 4 класса 1. Что такое деньги и какими они бывают Тема 1. Как появились деньги. Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с 6 несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться. Основные понятия Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Монеты. Банкноты (банковские билеты). Купюры. Номинал. Покупательная сила. Товары. Услуги. Компетенции • Объяснять выгоды обмена. • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег. • Объяснять, почему драгоценные металлы стали деньгами. • Описывать ситуации, в которых используются деньги. • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться. • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег. • Составлять задачи с денежными расчётами. Тема 2. История монет. Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными. Основные понятия Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий. Тенге. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл». «Решка». Компетенции • Объяснять, почему появились монеты. • Описывать устройство монеты. • Приводить примеры первых монет. • Описывать старинные российские деньги. • Объяснять происхождение названий денег. Тема 3.Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением. Основные понятия Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. 7 Компетенции • Объяснять, почему появились бумажные деньги. • Оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег. • Приводить примеры первых бумажных денег. • Описывать первые российские бумажные деньги. • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением. Тема 4.Безналичные деньги. Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты. Основные понятия Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые) карты. Кредитные карты. Компетенции • Сравнивать виды денег. • Объяснять роль банков. • Объяснять условия вкладов и кредитов. • Рассчитывать проценты на простых примерах. • Объяснять принцип работы пластиковой карты. Тема 5.Валюты. Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Основные понятия Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк. Компетенции • Приводить примеры валют. • Объяснять, что такое резервная валюта. • Объяснять понятие валютного курса. • Проводить простые расчёты с использованием валютного курса. 2. Из чего складываются доходы в семье Тема 6.Откуда в семье берутся деньги. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает 8 пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. Основные понятия Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес. Компетенции • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Объяснять причины различий в заработной плате. • Объяснять, как связаны профессии и образование. • Объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке. • Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать Тема 7. На что семьи тратят деньги. Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные. Основные понятия Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы. Компетенции • Объяснять причины, по которым люди делают покупки. • Описывать направления расходов семьи. • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. • Сравнивать и оценивать виды рекламы. • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. • Составлять собственный план расходов. 4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет. Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся брать кредит и платить 9 проценты. Основные понятия Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг. Компетенции • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения. • Объяснять последствия образования долгов. • Составлять семейный бюджет на условных примерах. 10 III. Тематическое планирование программы № 1 2 3 4 ЦОР/ЭОР Дата Отметка о проведения выполнени и план факт Форма Кол-во Содержание (разделы, темы) часов проведения Тема 1. Дети и деньги: программа финансовой грамотности - детям. (1 часа) Беседа, 1 https://sberegiplanetu.ru/ 08.11 практикум categories/obuchenie-detey Что такое финансовая https://learningapps.org/ грамотность? index.php? Будущее в наших руках. s=финансовая+грамотнос Решение практических задач. ть Тема 2. Наш семейный бюджет: учимся экономить. (1 часа) Наш семейный бюджет: учимся экономить. Что нужно семье? 15.11 https://fmc.hse.ru/ Беседа. Семейные 1 Мини-исследование «Расходы primarySchool истории https://school.skysmart.ru моей семьи». Экскурсия «В Исследование. / магазин с мамой». Экскурсия Тема 3. Экономить и беречь мы учимся с детства. (1 часа) В гостях у гнома Эконома. 22.11 Понятия "экономия", "бережливость", "скупость". https://sberegiplanetu.ru/ 1 Практикум «Рациональное categories/obuchenie-detey Беседа. поведение потребителя». https://minfin.gov.ru/ru/ Игра- путешествие Коллективный проект «Дети и om/fingram/directions/ Практикум. экономия». programs/books/ Проект Тема 4. Как распоряжаться ка] рманными деньгами. (1 часа) Карманные деньги. Умные 29.11 покупки. 1 https://sberegiplanetu.ru/ Беседа. Игра 11 1 класс (8 часов) 5 6 7 8 Тема 2. Сколько стоит автомобиль. (1 часа) Стоимость покупки. Затраты, https://fmc.hse.ru/ 06.12 primarySchool деньги, обслуживание покупки. 1 Беседа. Групповое Роскошь или необходимость? обсуждение Миниисследование Диспут. «Необходимые затраты». Исследование Тема 6. Что такое «свое дело». (3 часа) Товар и продукция. Что такое https://sberegiplanetu.ru/ 13.12 «свое дело»? categories/obuchenie-detey Беседа, групповое Подготовка проекта 1 https://minfin.gov.ru/ru/ обсуждение «Сказочные герои открывают om/fingram/directions/ Подготовка «свое дело». проекта programs/books/ Презентация Презентация проекта https://learningapps.org/ 20.12 проекта «Сказочные герои открывают Диспут. index.php? Викторина «свое дело». s=финансовая+грамотнос 1 Как распорядиться личными ть доходами? «Хочешь есть калачи - не лежи на печи». Игра. Практикум 27.12 1 Ролевая игра «Идём за Эвристическая покупками». Практикум беседа Конкурс «Отмечаем день рождения». Всякий человек в деле познается. «Доброе начало половина дела». «Мало хотеть - надо уметь». 12 2 класс (7 часов) № Кол-во часов Форма проведения ЦОР/ЭОР Дата Отметка о проведения выполнении план Содержание (разделы, темы) Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (3 часа) 1 1. Что такое деньги и откуда они взялись. Обмен игрушками, книгами, играми. Практикум «Покупка товаров в магазине». Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. факт 11.11 https://sberegiplanetu.ru/ Беседа. Игра. Практикум. 13 2 3 4 5 Решение практических задач. Знакомство с коллекцией нумизмата. Экскурсия в музей. Какие деньги были раньше в России. 18.11 1 1 Работа с интерактивными карточками Работа с коллекцией монет. Экскурсия Работа с коллекцией бумажных денег. Беседа Исследование. Беседа Исследование. Экскурсия Мини-исследование «Русские пословицы и поговорки о деньгах». 25.11 Современные деньги России и других стран. Отгадываем кроссворды. Знакомство с пластиковой картой, сберкнижкой. Экскурсия к банкомату. Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (4 часа) Откуда в семье деньги. Знакомство с https://fmc.hse.ru/ 02.1 primarySchool 2 работой родителей и заработной Беседа. Устный 1 https://minfin.gov.ru/r платой. журнал u/ «Дерево решений» - «Доходы бывают Игра. om/fingram/directions разные». Мини-исследование «Банки Исследование Беседа. Экскурсия. 1 / programs/books/ 09.12 моего На чторайона». тратятся деньги. Сравнение цен Диспут на товары в разных магазинах. Диаграмма связей «Почему мы делаем покупки?». Проект «День рождения моего 14 одноклассника». 6 Как умно управлять своими деньгами. Группы покупок. Ролевая игра «Идём за покупками». Мини-исследование «Готовим праздничный пирог». Как делать сбережения. Кейс «Семья». Мини-исследование «Бюджет сказочных героев». Отгадываем кроссворды. Игровой проект «За покупками в сказочный лес». Творческая 7 работа «Моя копилка». 1 Групповая работа. Викторина. Игра. Исследование 16.12 https://minfin.gov.ru/ru/ 23.12 om/fingram/directions/ programs/books/ https://sberegiplanetu.ru/ categories/obuchenie-detey 1 Беседа. Кейсметод Исследование. Работа в группах Игровой проект. Творческая работа 15 3 класс (8 часов) № 1 2 ЦОР/ЭОР Дата проведения Форма Кол-во часов план факт Содержание (разделы, темы) проведения Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (9 часов) Беседа. 1 Для чего нужны деньги? Покупка https://minfin.gov.ru 06.11 Практикум. /ru/ товаров в магазине. Проект. Викторина. om/fingram/directio Коллективный проект «Школа ns/ programs/books/ будущего». Игра «Мозаика 1 https://sberegiplanet 13.11 Почему вопросов».все монеты похожи? u.ru/ Миниисследование «Монеты categories/obuchenie разных стран». Экскурсия в музей. -detey Проект «Рассчитай бюджет Групповое литературного героя». обсуждение. Исследование. Экскурсия. Проект Беседа Исследование 3 История русских денег. Как устроены монеты. Мини-исследование «Путешествие в прошлое». 20.11 1 16 4 1 Творческая работа https://minfin.gov.ru/ru/ Беседа. Практикум om/fingram/directions/ 27.11 Творческая работа «Постер «На страницах истории». programs/books/ https://learningapps.org/ Особенности современных денег. index.php? Оплата счетов через платёжные s=финансовая+грамотност устройства. Снятие денег со счёта ь через банкомат. Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов) https://fmc.hse.ru/ 04.12 Семейные доходы. Открытие вклада. primarySchool Диаграмма связей «Доходы людей». https://minfin.gov.ru/ru/ Мини-исследование «Обсуждении Беседа. om/fingram/directions/ семейного бюджета». Почему полезно Практикум. programs/books/ 5 составлять бюджет семьи? 1 Диспут. Исследование 11.12 Почему люди тратят деньги? Обсуждение в семье покупки товаров 6 в кредит. 1 Групповое Поиск и покупка товаров в Интернете. обсуждение. Беседа Ролевая игра «Интернет-покупатель». Практикум. Игра Беседа 18.12 7 Знакомство с бизнесом родителей Диспут (родственников, знакомых). 1 Диаграмма связей «Почему мы делаем покупки?» Как можно экономить. «Дерево решений» - «Чёрный день». https://minfin.gov.ru/ru/ 25.12 Мини- проект «Сохраним бюджет». «Финансы — это 1 8 Брейн-ринг интересно и увлекательно». Групповое обсуждение. Проект 17 4 класс (8 часов) № Содержание Форма ЦОР/ЭОР Кол-во часов 1 (разделы, темы) проведения Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (4 часа) 1 Как появились деньги. История монет. Беседа. Работа с Выгода обмена. интерактивными Составление задач с денежными расчётами. карточками. Мини-проект «Алгоритм покупки». Практикум. Проект 2 3 4 5 Мини-исследование «Старинные монеты». Разгадываем анаграммы. 1 Исследование Работа в парах Бумажные деньги. Творческая работа 1 Беседа. Творческая «Дизайн купюры сказочной страны». работа Безналичные деньги. Беседа. Беседа. 1 Валюты. Простые расчёты с использованием Практикум валютного курса. Работа в группах. Решаем анаграммы. Посещение обменного пункта. Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (1 час) Откуда в семье берутся деньги. Составление собственного плана расходов. Тренинг «Выгодная покупка». Творческая работа «Постер «Доходы бывают разные». 1 Дата проведения план факт Отметка о выполне нии https://sberegiplane 05.11 tu.ru/ categories/obucheni e-detey https://minfin.gov.r u/ru/ 12.11 om/fingram/directi ons/ 19.11 programs/books 26.11 Беседа. https://sberegiplane 03.12 Составление плана tu.ru/ Тренинг. categories/obucheni Творческая работа e-detey https://minfin.gov.r u/ru/ om/fingram/directi ons/ programs/books 18 Тема 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (1час) Беседа. Практикум На что семьи тратят деньги. Рассчитываем https://learningapps.org/ 10.12 Викторина. проценты на простых примерах. index.php? Исследование 6 1 Викторина по теме «Деньги». Миниs=финансовая+грамотн исследование «Рекламный слоган». ость равлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (5 Тема 4. Деньги счёт любят, или как уп] часов) 7 Как правильно планировать семейный https://minfin.gov.ru/ru 17.12 Групповое обсуждение. / бюджет. Воздействие рекламы. Диспут 1 om/fingram/directions/ Участие в промоакциях. Мини-проект Практикум. Составление programs/books/ «Собственный план расходов на месяц». плана https://sberegiplanetu.r 24.12 Беседа. Работа в парах 8 u/ Кейсметод Бюджет Российской Федерации. Отгадываем categories/obuchenieКонкурс. Викторина кроссворды. detey 1 Кейс «Бюджет моей семьи». Конкурс «Юный финансист». Аукцион знаний. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. от «___» августа 2024 года № 1 ____________ Н.Н. Пособило СОГЛАСОВАНО заместитель директора по ВР _____________ Е.А. Кохан «___» августа 2024года 19 18