Казачьи игры

Кущевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29 августа 2024года протокол №1
Директора
МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г.
____________________ Е.В Ковш

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
БЮДЖЕТНОЕ
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснодарский край,
Кущевский, Красная Поляна, Мира ул, 38", L=Кущевский район,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО T=Директор,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО
Е УЧРЕЖДЕНИЕ
П.Г., OGRN=1022304245710, SNILS=10993988318,
INNLE=2340013096, INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru,
СРЕДНЯЯ
G=Елена Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА СРЕДНЯЯ
ПОЛЕВОГО П.Г.
Я являюсь автором этого документа
Я ШКОЛА № 9 ИМЕНИ Основание:
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-11-02 10:46:14
Foxit Reader Версия: 9.7.2
ПОЛЕВОГО П.Г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
спортивное направление
«Казачьи игры»
Начальное общее образование: 1-4 классы
Количество часов:
Учитель:

135

Деева Людмила Валерьевна

Программа разработана на основе авторской программы «Программа физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений на
основе традиционных казачьих средств», 5-9 классы. Авторы - Долуда Н.А и
др. Краснодар, КГУФКСТ, 2008 г.

2024-2025 учебный год

Пояснительная записка.
Цель программы:
- формирование гармоничной личности будущих казаков на основе программно
– нормативной базы, объединяющей современные и традиционные казачьи
средства патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания.
Задачи:
- содействие развитию казачьей народной, в том числе и физической культуры;
- возрождение традиций кубанского казачества в области духовнонравственного и физического воспитания;
- патриотическое, духовно-нравственное и физическое развитие детей и подростков;
- формирование у будущих казаков позитивной мотивации к духовнонравственному и физическому развитию на основе традиционных казачьих
средств;
- профессиональная ориентация будущих казаков в части несения государственной, военной и иной службы;
- пропаганда традиционных казачьих средств и методов физического воспитания, повышения уровня организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г.
Значение казачьего военно-спортивного образования в школе заключается в
расширении кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания спорта и физической подготовки, истории и традиций кубанского казачества, их влияния на человека, развитии у школьников особого
чувства гордости за культуру, историю и традиции своих предков. Активное
восприятие традиционных казачьих военно-прикладных дисциплин как основы
военно-спортивного воспитания в целом, на данном этапе обучения становится
фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего
разностороннего, военно-спортивного и духовного развития учащихся, формирования у них основ казачьего мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития физкультуры, спорта и казачества.
Согласно учебному плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 18 с
УИОП г. Армавира курс «Казачьи игры» изучается в 1-4 классах в объеме 1час в
неделю (33 ч. в 1 классе, 34 ч. во 2-4 классе) Итого 135ч.
Таблица тематического распределения количества часов.
№
КолиКлассы
Разделы
чество
1 кл. 2кл. 3 кл. 4 кл.
часов
1 «Традиционные казачьи игры и специализи50ч. 14 ч. 14 ч. 12 ч. 10 ч.
рованные эстафеты»
2 «Элементы традиционных казачьих танцев в
9ч.
6 ч. 5 ч. 6 ч. 4ч.
физическом воспитании будущих казаков»
3 «Традиционные казачьи гимнастики»
20 ч.
5 ч. 5 ч. 5 ч. 5ч.
4 «Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное
40 ч.
5 ч. 7 ч. 7 ч. 10 ч.
передвижение»

5

«Гигиена и закаливание. Оздоровительные
гимнастики кубанских казаков»
Итого:

16 ч.

3 ч.

3 ч.

4 ч.

5 ч.

135ч.

33ч.

34ч.

34ч.

34ч.

2. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты на конец 1 класса:
1.Гражданское воспитание
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; кубанского казачества, его истории и традиций;
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
— ответственное отношение к обучению, готовность и способность к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
Метапредметные результаты на конец 1 класса:
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов.
Предметные результаты на конец 1 класса:
обучающийся научится
- истории развития казачьих военно-прикладных дисциплин, о положительном
их влиянии на укрепление физического и духовного здоровья будущих казаков;
получит возможность научиться
- знанию основных направлений развития физической культуры в казачьем
обществе, их целей, задач и форм организации;
Личностные результаты на конец 2 класса:
1.Гражданское воспитание
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; кубанского казачества, его истории и традиций;

3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
4.Приобщение детей к культурному наследию
— физические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира, активной деятельности военно-спортивного характера.
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8. Экологическое воспитание
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты на конец 2 класса:
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты на конец 2 класса:
обучающийся научится
- знанию основных направлений развития физической культуры в казачьем
обществе, их целей, задач и форм организации;
получит возможность научиться
- знанию о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек;
- способности отбирать физические упражнения, естественные силы природы,
гигиенические факторы, составлять из них индивидуальные комплексы для
осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих
процедур, профилактика нарушения осанки;
Личностные результаты на конец 3 класса:
1.Гражданское воспитание
— участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
4.Приобщение детей к культурному наследию
— физические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира, активной деятельности военно-спортивного характера.
8. Экологическое воспитание

— признание

ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты на конец 3 класса:
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и
собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты на конец 3 класса:
обучающийся научится
- знание о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек;
- способности отбирать физические упражнения, естественные силы природы,
гигиенические факторы, составлять из них индивидуальные комплексы для
осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих
процедур, профилактика нарушения осанки;
получит возможность научиться
- способность составлять планы занятий с использованием физических
упражнений разной направленности, регулировать величину физической
нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению
осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных
физических способностей, контролировать и анализировать эффективность
этих занятий.
Личностные результаты на конец 4 класса:
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
— принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
4.Приобщение детей к культурному наследию
— физические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как
результат освоения художественного наследия народов России и мира, активной деятельности военно-спортивного характера.
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
— коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8. Экологическое воспитание
— признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты на конец 4 класса:
- умению анализировать собственную учебную деятельность, адекватно
оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и

собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для
достижения запланированных результатов;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты на конец 4 класса:
обучающийся научится
- способность составлять планы занятий с использованием физических
упражнений разной направленности, регулировать величину физической
нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей
организма;
получит возможность научиться
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению
осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных
физических способностей, контролировать и анализировать эффективность
этих занятий;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной физкультурной и военно-спортивной деятельности, включая
казачьи военно-прикладные дисциплины.
3.Содержание учебного курса
1 класс- 33 часа
1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 14
часов.
Основы техники безопасности на занятиях подвижными играми. Форма одежды участников и инвентарь для проведения игр, правила и навыки его изготовления. Основы судейства: критерии и правила, по которым оценивается команда или участник игры. Основные требования к спортивным сооружениям.
Простые по своему содержанию народные игры («вилюшки», «дерево», «звонок» и др.). Простые по своему содержанию народные эстафеты. Игры без игрушек: «кабылка», «хвост-левка», «шагайдары», «расколушки, или горю, пень»,
«горелки», «грыбаки», «хрен», «деркач», «дитя», «перетяжка», «жни просо»,
«игра в шапку и прыгание через шапку», «четыре угла», «жмурки».
2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании
будущих казаков
- 6 часов.
Комплексное воздействие казачьих народных танцев на развитие физических
качеств. Формирование военно-прикладных навыков и умений средствами казачьих танцевальных элементов. Духовно-нравственное и физическое совершенствование будущих казаков на основе казачьих народных танцев. Изучение
простейших плясовых движений. Первый квадрат плясовой в спасе казака. Подготовительные упражнения с целью укрепления и развития нижних конечностей. Элементы танцев с преимущественным развитием ловкости – простая
полька. Парный бытовой танец.
3. Традиционные казачьи гимнастики - 5 часа.
Влияние гимнастики на развитие физических качеств. Влияние гимнастики на
развитие физических качеств. Формирование военно-прикладных навыков и

умений средствами казачьих гимнастик. Формирование военно-прикладных навыков и умений средствами казачьих гимнастик. Уставные казачьи гимнастики:
гимнастика с палкой, упражнений вольной гимнастики.
4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 5 часов.
Влияние легкоатлетической подготовки на развитие физических качеств.
Формирование военно-прикладных навыков и умений легкоатлетическими
средствами. Классификация способов преодоления препятствий и ускоренного
передвижения. Преодоление препятствий: пролезая, переползая, прыжком в шаге, прыжком наступая, согнув ноги, прыжком «перешагивая», опорным прыжком боком, барьерным шагом, многоскоками, длинным кувырком.
5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа.
Режим дня. Режим питания и сна, их связь с традиционным казачьим укладом. Традиционна система питания на Кубани. Правила питания во время постов.
2 класс – 34 часа.
1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 14
часов.
Правила, оценки и критерии судейства народных игр. Народные игры кубанского казачества, направленные на развитие основных физических качеств.
Игры с преимущественным проявлением ловкости, быстроты. Игры, способствующие военно-патриотическому воспитанию и развитию чувства любви к Родине. Игры с коновязью (коновязь высотой по пояс взрослому): общая характеристика. «Скакание» и «рубка» деревянными шашками или прутиками. Формирование навыков вскакивания на лошадь. Формирование навыков удержания
верхом без седла и работы оружием с учётом габаритов лошади. Перевороты
ногами вперёд- с разбега, опорой животом о коновязь и инерционной посылкой
ноги под неё. Перевороты ногами вперёд – с вращением вокруг коновязи в
стойку со стороны начала движения. Чехарда с опорой на спину партнёра. Игры
с игрушками: «игра в дудочки», «камушки и казанки», «цурки», «чушки»,
«клетки», «казанки», «чижик».
2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании
будущих казаков - 5 часов.
Характеристика танцевальных элементов по их содержанию: по направленности на развитие физических качеств, выраженные военно-прикладные;
индивидуальные, парные, групповые. Танцевальные элементы с преимущественным развитием силы и быстроты. Первый квадрат плясовой в спасе казака.
Хлопки, удары и хлопушки. Одинарные хлопки и удары - фиксирующие, хлопки – фиксирующие, удар по бедру, различные удары по сапогу.
3. Традиционные казачьи гимнастики - 5 часов.
Прикладная гимнастика. Понятие «джигитовка», её виды. «Джигитовка» с применением гимнастических скамеек. «Джигитовка» с применением гимнастических скамеек. Понятие «военная гимнастика». Упражнения с подвижными снарядами.

4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 7 часов.
Преодоление препятствий с помощью подручных средств. Преодоление высоких вертикальных препятствий: стена, забор, зацепом, перемахиванием,
переваливанием. Спрыгивание со средних препятствий. Техника безопасного
падения. Техника безопасного падения при преодолении препятствий. Техника безопасного падения при передвижении.
Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа. Представления кубанских казаков об устройстве человека. Связь
праздников с духовным здоровьем казака и их значения. Игры и состязания казаков на различных праздниках.
3 класс – 34 часа.
1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 12 часов.
Народные игры кубанского казачества, направленные на развитие основных
физических качеств. Игры с преимущественным проявлением ловкости, быстроты. Обучение массовым спортивным играм («стенка на стенку», «сцеплялкасвалка» и др.). Основные правила взаимодействия в команде и общем строю.
Навыки взаимостраховки. Игры с коновязью (коновязь высотой по пояс взрослому): перевороты туловищем вперёд, то же в обратном направлении. Перескоки
с проходом под коновязью. Прохождение по всей длине коновязи. Чередование
перескока с подсидом. Отскоки от коновязи. Ходьба и бег по коновязи. Игры со
жгутом: «обыкновенный жгут», «жгутик без жгута», «царь». Игры с палкой:
«пицва», «палка», «пласт», «пан». Игры с ножом: «игра с ножом», «царство»,
«вал».
2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании
будущих казаков- 6 часов.
Танцевальные элементы с преимущественным развитием силы. Военноприкладные танцевальные элементы и их практическое применение. Танцевальные элементы как основа традиционных боевых движений, использовавшихся
казаками в рукопашном бое. Выделение ударных элементов в технике хлопков и
вращений. Ознакомление и изучение элементов танца «казачья ночка» - массовый бытовой танец. Элементы танца вприсядку.
3. Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов.
Гимнастика, направленная на преимущественное развитие силы, гибкости.
Силовая гимнастика «разминка оборотня». Гимнастика по Уставу строевой казачьей службы 1899 г. Военная гимнастика. Упражнения на неподвижных снарядах.
4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 7 часов.
Преодоление препятствий. Общая характеристика. Преодоление полосы из 6-8
различных препятствий за исключением широких и высоких. Преодоление препятствий с помощью подручных средств. Ускоренное передвижение. Переползание на четвереньках, на получетвереньках, боком, по-пластунски до 30-60 м. Ускоренная ходьба. Чередование ходьбы и бега.

5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 4 часа.
Традиционные представления казаков о пользе и оздоровительных свойствах
колодезной воды. Купели. Святые источники. Крещенское купание.
4 класс – 34 часа.
1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 10 часов.
Формирование военно-прикладных навыков и умений у казачьей молодёжи игровыми средствами. Духовно-нравственное и физическое воспитание казачьей
молодёжи на основе народных казачьих игр и состязаний. Развитие чувства патриотизма при занятиях казачьими играми. Морально-нравственные аспекты использования народных казачьих игр. Игры с нагайкой и шашкой, кинжалом:
вращения по разным траекториям, переходы с траектории на траекторию, перехваты из руки в руку, перекидки, сбивание предметов, сочетание с пляской. Рубка струи, лозы и т. д. Игры творческие и обусловленные правилами. Изучение и
отработка приёмов тактики в народной забаве «Стенка на стенку».
2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании
будущих казаков- 4 часов.
Танцевальные элементы с преимущественным развитием гибкости и ловкости. Трюковые элементы пляса. Изучение и отработка трюков в одиночку и в
парах. Выполнение трюков по кругу.
Изучение техники вращения. Формы и способы организации тренировки с использованием каза-чьих танцевальных элементов в круге, индивидуально, в парах, в разминке, в качестве приёма единоборства.
3. Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов.
Гимнастика «круговая разминка». Прикладная гимнастика «Джигитовка».
Гимнастика, направленная на преимущественное развитие силы. Гимнастика,
направленная на преимущественное развитие гибкости. Силовая гимнастика
«разминка оборотня».
4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 10 часов.
Марш-броски 2-3 км. Быстрый бег по прямой. Бег по кругу 60-120 м. Бег по
слабопересечённой и умеренно пересечённой местности средней интенсивности
2-3 км. Передвижение в гору (умеренно крутой подъём). Передвижение с горы
(умеренно крутой спуск). Ускоренное передвижение по травяному грунту до
1500 м. Ускоренное передвижение по пашне до 1500 м. Ускоренное передвижение по мягкому грунту: песку, снегу. Ускоренное передвижение по мягкому
грунту: песку, снегу.
5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 5 часа.
Оздоровительные гимнастики кубанских казаков: казачья разминка. Гимнастика «Благодать». Казачьи народные песни как дыхательная гимнастика. Народная медицина кубанских казаков. Общие представления о лечении природными средствами: травами, минералами и т.д.

5. Тематическое планирование с определением основных видов учеб-

ной деятельности.
1 класс
Содержание
(разделы, темы)

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1.Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты -14 часов.
4.Приобщение детей к культурному наследию
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Основы техники безопасности на занятиях подвиж- Знакомятся с правилами проведения игр и эстаными играми.
фет, техникой безопасности на занятиях подФорма одежды участников и инвентарь для прове- вижными играми. Отрабатывают основные движения игрока. Овладевают знаниями об особендения игр, правила и навыки его изготовления.
Основы судейства: критерии и правила, по которым ностях формы одежды и инвентаря для провеоценивается команда или участник игры. Основные дения игр, индивидуального здоровья и
о функциональных возможностях организма.
требования к спортивным сооружениям.
Простые по своему содержанию народные игры и Проявляют способность управлять соревноваэстафеты («вилюшки», «дерево», «звонок» и др.). тельной деятельности. Овладевают умением
Игры без игрушек: «расколушки, или горю, пень» предупреждать конфликтные ситуации во время
совместных занятий казачьими играми и эстаИгры без игрушек: «кабылка», «хвост-левка». «шафетами. Разрешать спорные проблемы на осногайдары», «жмурки», «грыбаки», «горелки».
ве уважительного и доброжелательного отноИгры без игрушек: «хрен», «деркач», «жни просо»,
шения к окружающим, самообладанием при
«дитя», «перетяжка», «игра в шапку и прыгание че- проигрыше и выигрыше.
рез шапку», «четыре угла».
2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков
- 6 часов.
1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
4.Приобщение детей к культурному наследию
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Комплексное воздействие казачьих народных танОвладевают знаниями казачьих народных танцев на развитие физических качеств.
цев. Анализируют влияние казачьих танцевальДуховно-нравственное и физическое совершенство- ных элементов на формирование и выработку
военно-прикладных навыков и умений. Отрабавание будущих казаков на основе казачьих народтывают основные танцевальные движения. Орных танцев.
Формирование военно-прикладных навыков и уме- ганизуют использование танцевальных движений в повседневной жизни. Проявляют умение
ний средствами казачьих танцевальных элементов.
Изучение простейших плясовых движений. Первый максимально проявлять физические способности при выполнении танцевальных движений.
квадрат плясовой в спасе казака.
Подготовительные упражнения с целью укрепления Проявляют умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах
и развития нижних конечностей.
движения и передвижений.
Элементы танцев с преимущественным развитием
ловкости – простая полька. Парный бытовой танец.
3.Традиционные казачьи гимнастики - 5 часов
1.Гражданское воспитание
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

Влияние гимнастики на развитие физических каОвладевают знаниями об истории гимнастики и
честв.
её влиянии на развитие физических качеств.
Формирование военно-прикладных навыков и уме- Различают предназначение каждого из видов
казачьих гимнастик на формирование военноний средствами казачьих гимнастик.
Уставные казачьи гимнастики: гимнастика с палкой, прикладных навыков и умений. Анализируют и
характеризуют уставные казачьи гимнастики.
упражнений вольной гимнастики.
4.Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное
передвижение - 5 часов.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Формирование военно-прикладных навыков и уме- Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетической
подготовки на развитие физических качеств человений легкоатлетическими средствами.
ка. Характеризуют и классифицируют способы преПреодоление препятствий: пролезая, переползая,
одоления препятствий и ускоренного передвижения.
прыжком в шаге, прыжком наступая.
Применяют данные движения для развития соответПреодоление препятствий: согнув ноги, прыжком
ствующих качеств выбирают индивидуальный ре«перешагивая», опорным прыжком боком.
жим физической нагрузки. Взаимодействуют со
Преодоление препятствий: барьерным шагом, мно- сверстниками в процессе совместного освоения фигоскоками, длинным кувырком.
зических упражнений, соблюдают технику безопасности.

5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
8. Экологическое воспитание
Режим дня. Режим питания и сна, их связь с тра- Формирование потребностей соблюдать нормы
диционным казачьим укладом.
здорового образа жизни с традиционным каТрадиционна система питания на Кубани. Прави- зачьим укладом.
ла питания во время постов.

2 класс
Содержание

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 14 часов.
4.Приобщение детей к культурному наследию
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Знакомятся с правилами проведения игр и эстафет,
Правила, оценки и критерии судейства народных
техникой безопасности на занятиях подвижными
игр.
Игры с преимущественным проявлением ловкости, играми. Отрабатывают основные движения игрока.
Овладевают знаниями об особенностях формы одебыстроты.
жды и инвентаря для проведения игр, индивидуальНародные игры кубанского казачества, направленного здоровья и о функциональных возможностях
ные на развитие основных физических качеств.
организма. Проявляют способность управлять своиИгры, способствующие военно-патриотическому
ми эмоциями, проявлять культуру общения и взаивоспитанию и развитию чувства любви к Родине.
модействия в процессе занятий игровой и соревно«Скакание» и «рубка» деревянными шашками или
вательной деятельности. Овладевают умением предупреждать конфликтные ситуации во время совмепрутиками.
стных занятий казачьими играми и эстафетами. РазЧехарда с опорой на спину партнёра.
решают спорные проблемы на основе уважительного
Игры с игрушками: «игра в дудочки», «камушки и
и доброжелательного отношения к окружающим,
казанки», «казанки».
самообладанием при проигрыше и выигрыше. ПроИгры с игрушками: «цурки», «чушки».

Игры с игрушками: «чижик», «клетки».
Чехарда с опорой на спину партнёра.

являют умение длительно сохранять правильную
осанку при разнообразных формах движения и передвижений.

2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков
- 5 часов.
1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
4.Приобщение детей к культурному наследию
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Овладевают знаниями казачьих народных танцев.
Комплексное воздействие казачьих народных танАнализируют влияние казачьих танцевальных элецев на развитие физических качеств.
Духовно-нравственное и физическое совершенство- ментов на формирование и выработку военноприкладных навыков и умений. Отрабатывают освание будущих казаков на основе казачьих народновные танцевальные движения. Организуют исных танцев.
пользование танцевальных движений в повседневФормирование военно-прикладных навыков и уме- ной жизни. Проявляют умение максимально проявний средствами казачьих танцевальных элементов.
лять физические способности при выполнении танИзучение простейших плясовых движений.
цевальных движений. Проявляют умение длительно
Первый квадрат плясовой в спасе казака.
сохранять правильную осанку при разнообразных
формах движения и передвижений.

3. Традиционные казачьи гимнастики - 5 часов.
1.Гражданское воспитание
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Прикладная гимнастика.
Овладевают знаниями о прикладной и военной
гимнастиках и её влиянии на развитие физичеПонятие «джигитовка», её виды.
ских качеств. Овладевают правилами техники
«Джигитовка» с применением гимнастических скамеек.
безопасности и страховки во время занятий каПонятие «военная гимнастика»
зачьими гимнастиками.
Упражнения с подвижными снарядами.
4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное
передвижение - 7 часов.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Преодоление препятствий с помощью подручных
Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетичесредств.
ской подготовки на развитие физических качеств человека. Характеризуют и классифициПреодоление высоких вертикальных препятствий:
стена, забор, зацепом, перемахиванием, перевалива- руют способы преодоления препятствий. Демонстрируют варианты выполнения различных
нием,
элементов преодоления препятствий. ПрименяСпрыгивание со средних препятствий.
Техника безопасного падения при преодолении пре- ют данные движения для развития соответствующих качеств.
пятствий, при передвижениях.
5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
8. Экологическое воспитание
Объясняют связь праздников с духовным здоровьем
Представления кубанских казаков об устройстве
казаков, основные положения о здоровом образе
человека.
жизни. Характеризуют сущность традиционных наСвязь праздников с духовным здоровьем казака и
родных праздников. Объясняют значение каждого из
их значения.

Игры и состязания казаков на различных празд- праздников с его обрядами, играми, состязаниями.
Усваивают правила организации и празднования наниках.
родных праздников казаков

3 класс
Содержание
(разделы, темы)

Основные виды учебной деятельности (УУД)

1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 12 часов.
4.Приобщение детей к культурному наследию
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Знакомятся с правилами проведения игр и эстафет,
Народные игры кубанского казачества, направлентехникой безопасности на занятиях подвижными
ные на развитие основных физических качеств.
Игры с преимущественным проявлением ловкости, играми. Отрабатывают основные движения игрока.
Овладевают знаниями об особенностях формы одебыстроты.
жды и инвентаря для проведения игр, индивидуальОбучение массовым спортивным играм («стенка на
ного здоровья и о функциональных возможностях
стенку», «сцеплялка-свалка» и др.).
организма. Проявляют способность управлять своиОсновные правила взаимодействия в команде и об- ми эмоциями, проявлять культуру общения и взаищем строю. Навыки взаимостраховки.
модействия в процессе занятий игровой и соревновательной деятельности. Разрешать спорные проИгры со жгутом: «обыкновенный жгут», «жгутик
блемы на основе уважительного и доброжелательнобез жгута», «царь».
го отношения к окружающим, самообладанием при
Игры с палкой: «пицва» , «палка», «пласт», «пан».
проигрыше и выигрыше.

2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков- 6
часов.
1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
4.Приобщение детей к культурному наследию
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Овладевают знаниями казачьих народных танцев.
Характеристика танцевальных элементов по их содержанию: по направленности на развитие физиче- Анализируют влияние казачьих танцевальных элементов на формирование и выработку военноских качеств.
прикладных навыков и умений. Отрабатывают осХарактеристика танцевальных элементов по их содержанию: выраженные военно-прикладные, инди- новные танцевальные движения. Организуют использование танцевальных движений в повседневвидуальные, парные, групповые.
ной жизни. Проявляют умение максимально проявТанцевальные элементы с преимущественным разлять физические способности при выполнении танвитием силы и быстроты.
цевальных движений. Находят адекватные способы
поведения и взаимодействия с партнерами

3.Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов.
1.Гражданское воспитание
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Гимнастика, направленная на преимущественное
Овладевают знаниями об истории гимнастики и
развитие силы.
её влиянии на развитие физических качеств.
Различают предназначение видов казачьих гимГимнастика, направленная на преимущественное
настик на формирование военно-прикладных
развитие гибкости.
навыков и умений. Анализируют и характериСиловая гимнастика «разминка оборотня».
зуют уставные казачьи гимнастики. Овладевают
Гимнастика по Уставу строевой казачьей службы
правилами техники безопасности и страховки во
1899 г. Военная гимнастика.
время занятий казачьими гимнастиками.
Упражнения на неподвижных снарядах.

4.Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное
передвижение - 7 часов.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Преодоление препятствий. Общая характеристика.
Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетичеПреодоление полосы из 6-8 различных препятствий ской подготовки на развитие физических качеств человека. Характеризуют и классифициза исключением широких и высоких.
руют способы преодоления препятствий и ускоПреодоление препятствий с помощью подручных
ренного передвижения. Применяют данные
средств. Ускоренное передвижение.
движения для развития соответствующих каПереползание на четвереньках, получетвереньках,
честв выбирают индивидуальный режим физибоком, боком, по-пластунски до 30-60 м.
ческой нагрузки.
Ускоренная ходьба. Чередование ходьбы и бега.
5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 4 часа.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
8. Экологическое воспитание
Традиционные представления казаков о пользе и
Формируют потребность соблюдать нормы здооздоровительных свойствах колодезной воды. Курового образа жизни с традиционным казачьим
пели. Святые источники. Крещенское купание.
укладом. Объясняют значение колодезной воды,
крещенских купаний.

4 класс
Содержание
Основные виды учебной деятельности (УУД)
(разделы, темы)
1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 10 часов.
4.Приобщение детей к культурному наследию
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Игры в содержании традиционной культуры кубан- Знакомятся с правилами проведения игр и эстаских казаков. Место и роль казачьих игр в формиро- фет, техникой безопасности на занятиях подвании основных физических и духовных качеств.
вижными играми. Отрабатывают основные движения игрока. Овладевают знаниями об особенПрименение игр для военно-патриотического восностях формы одежды и инвентаря для провепитания казачьей молодёжи.
дения игр, индивидуального здоровья и о функИгры с преимущественным проявлением силы и
циональных возможностях организма.. Овладеловкости. Чехарда без опоры на спину.
вают умением предупреждать конфликтные сиИгры: «Три бабки», «Городки», «Город», «Тучи».
«На гурт», «Переездной конь» «Переезд», «Котлы». туации во время совместных занятий казачьими
играми и эстафетами. Разрешать спорные про«Ярки», «Высокий дуб», «Зевака», «Пятнашки».
блемы на основе уважительного и доброжелаВозня – борьба: только за руки, только за шею,
тельного отношения к окружающим, самооблатолько за пояса.
данием при проигрыше и выигрыше.
2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков- 4
часа.
1.Гражданское воспитание
3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей
4.Приобщение детей к культурному наследию
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Танцевальные элементы с преимущественным разОвладевают знаниями казачьих народных танвитием силы.
цев. Анализируют влияние казачьих танцеваль-

Танцевальные элементы как основа традиционных
боевых движений
Выделение ударных элементов в технике хлопков и
вращений. Элементы танца вприсядку.
Ознакомление и изучение элементов танца «казачья
ночка» - массовый бытовой танец.

ных элементов на формирование и выработку
военно-прикладных навыков и умений. Отрабатывают основные танцевальные движения. Организуют использование танцевальных движений в повседневной жизни. Проявляют умение
максимально проявлять физические способности при выполнении танцевальных движений.
3. Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов.
1.Гражданское воспитание
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение
Гимнастика «круговая разминка»
Различают предназначение видов казачьих гимнастик на формирование военно-прикладных
Прикладная гимнастика «Джигитовка».
навыков и умений. Овладевают правилами техГимнастика, направленная на преимущественное
ники безопасности во время занятий казачьими
развитие силы, гибкости.
гимнастиками.
Силовая гимнастика «разминка оборотня».
4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное
передвижение - 10 часов.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
5. Популяризация научных знаний среди детей
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
Марш-бросок 1 км.
Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетической подготовки на развитие физических каБыстрый бег по прямой. Бег по кругу 60-120 м.
Бег по слабопересечённой и умеренно пересечённой честв человека. Характеризуют и классифицируют способы преодоления препятствий и ускоместности средней интенсивности 1 км.
ренного передвижения. Применяют данные
Передвижение в гору (умеренно крутой подъём,
движения для развития соответствующих каспуск).
честв выбирают индивидуальный режим физиУскоренное передвижение по травяному грунту до
ческой нагрузки.
500 м.
5.Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 5 часов.
2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности
6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
8. Экологическое воспитание
Оздоровительные гимнастики кубанских казаков: Формируют потребность соблюдать нормы здоказачья разминка. Гимнастика «Благодать».
рового образа жизни с традиционным казачьим
Казачьи народные песни как дыхательная гимна- укладом. Характеризуют казачьи песни и танцы
как элементы оздоровительной гимнастики. Хастика. Народная медицина кубанских казаков.
рактеризуют и классифицируют казачьи методы
Общие представления о лечении природными
ПМП. Анализируют методы народной кубансредствами: травами, минералами и т.д
ской медицины, применяют на практике.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».