Кущевский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 29 августа 2024года протокол №1 Директора МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. ____________________ Е.В Ковш Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. БЮДЖЕТНОЕ DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна, Мира ул, 38", L=Кущевский район, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО T=Директор, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО Е УЧРЕЖДЕНИЕ П.Г., OGRN=1022304245710, SNILS=10993988318, INNLE=2340013096, INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, СРЕДНЯЯ G=Елена Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА СРЕДНЯЯ ПОЛЕВОГО П.Г. Я являюсь автором этого документа Я ШКОЛА № 9 ИМЕНИ Основание: Местоположение: место подписания Дата: 2024-11-02 10:46:14 Foxit Reader Версия: 9.7.2 ПОЛЕВОГО П.Г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ спортивное направление «Казачьи игры» Начальное общее образование: 1-4 классы Количество часов: Учитель: 135 Деева Людмила Валерьевна Программа разработана на основе авторской программы «Программа физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений на основе традиционных казачьих средств», 5-9 классы. Авторы - Долуда Н.А и др. Краснодар, КГУФКСТ, 2008 г. 2024-2025 учебный год Пояснительная записка. Цель программы: - формирование гармоничной личности будущих казаков на основе программно – нормативной базы, объединяющей современные и традиционные казачьи средства патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания. Задачи: - содействие развитию казачьей народной, в том числе и физической культуры; - возрождение традиций кубанского казачества в области духовнонравственного и физического воспитания; - патриотическое, духовно-нравственное и физическое развитие детей и подростков; - формирование у будущих казаков позитивной мотивации к духовнонравственному и физическому развитию на основе традиционных казачьих средств; - профессиональная ориентация будущих казаков в части несения государственной, военной и иной службы; - пропаганда традиционных казачьих средств и методов физического воспитания, повышения уровня организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. Значение казачьего военно-спортивного образования в школе заключается в расширении кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания спорта и физической подготовки, истории и традиций кубанского казачества, их влияния на человека, развитии у школьников особого чувства гордости за культуру, историю и традиции своих предков. Активное восприятие традиционных казачьих военно-прикладных дисциплин как основы военно-спортивного воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, военно-спортивного и духовного развития учащихся, формирования у них основ казачьего мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития физкультуры, спорта и казачества. Согласно учебному плану внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 18 с УИОП г. Армавира курс «Казачьи игры» изучается в 1-4 классах в объеме 1час в неделю (33 ч. в 1 классе, 34 ч. во 2-4 классе) Итого 135ч. Таблица тематического распределения количества часов. № КолиКлассы Разделы чество 1 кл. 2кл. 3 кл. 4 кл. часов 1 «Традиционные казачьи игры и специализи50ч. 14 ч. 14 ч. 12 ч. 10 ч. рованные эстафеты» 2 «Элементы традиционных казачьих танцев в 9ч. 6 ч. 5 ч. 6 ч. 4ч. физическом воспитании будущих казаков» 3 «Традиционные казачьи гимнастики» 20 ч. 5 ч. 5 ч. 5 ч. 5ч. 4 «Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное 40 ч. 5 ч. 7 ч. 7 ч. 10 ч. передвижение» 5 «Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков» Итого: 16 ч. 3 ч. 3 ч. 4 ч. 5 ч. 135ч. 33ч. 34ч. 34ч. 34ч. 2. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты на конец 1 класса: 1.Гражданское воспитание - участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; кубанского казачества, его истории и традиций; 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья - коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение — ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Метапредметные результаты на конец 1 класса: - умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Предметные результаты на конец 1 класса: обучающийся научится - истории развития казачьих военно-прикладных дисциплин, о положительном их влиянии на укрепление физического и духовного здоровья будущих казаков; получит возможность научиться - знанию основных направлений развития физической культуры в казачьем обществе, их целей, задач и форм организации; Личностные результаты на конец 2 класса: 1.Гражданское воспитание — участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края; кубанского казачества, его истории и традиций; 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей — принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 4.Приобщение детей к культурному наследию — физические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, активной деятельности военно-спортивного характера. 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья — коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 8. Экологическое воспитание — признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Метапредметные результаты на конец 2 класса: умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Предметные результаты на конец 2 класса: обучающийся научится - знанию основных направлений развития физической культуры в казачьем обществе, их целей, задач и форм организации; получит возможность научиться - знанию о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек; - способности отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактика нарушения осанки; Личностные результаты на конец 3 класса: 1.Гражданское воспитание — участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей; 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей — принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 4.Приобщение детей к культурному наследию — физические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, активной деятельности военно-спортивного характера. 8. Экологическое воспитание — признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Метапредметные результаты на конец 3 класса: умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Предметные результаты на конец 3 класса: обучающийся научится - знание о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек; - способности отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактика нарушения осанки; получит возможность научиться - способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; - умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий. Личностные результаты на конец 4 класса: 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей — принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 4.Приобщение детей к культурному наследию — физические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, активной деятельности военно-спортивного характера. 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья — коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 8. Экологическое воспитание — признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; Метапредметные результаты на конец 4 класса: - умению анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Предметные результаты на конец 4 класса: обучающийся научится - способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма; получит возможность научиться - умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий; - приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной физкультурной и военно-спортивной деятельности, включая казачьи военно-прикладные дисциплины. 3.Содержание учебного курса 1 класс- 33 часа 1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 14 часов. Основы техники безопасности на занятиях подвижными играми. Форма одежды участников и инвентарь для проведения игр, правила и навыки его изготовления. Основы судейства: критерии и правила, по которым оценивается команда или участник игры. Основные требования к спортивным сооружениям. Простые по своему содержанию народные игры («вилюшки», «дерево», «звонок» и др.). Простые по своему содержанию народные эстафеты. Игры без игрушек: «кабылка», «хвост-левка», «шагайдары», «расколушки, или горю, пень», «горелки», «грыбаки», «хрен», «деркач», «дитя», «перетяжка», «жни просо», «игра в шапку и прыгание через шапку», «четыре угла», «жмурки». 2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков - 6 часов. Комплексное воздействие казачьих народных танцев на развитие физических качеств. Формирование военно-прикладных навыков и умений средствами казачьих танцевальных элементов. Духовно-нравственное и физическое совершенствование будущих казаков на основе казачьих народных танцев. Изучение простейших плясовых движений. Первый квадрат плясовой в спасе казака. Подготовительные упражнения с целью укрепления и развития нижних конечностей. Элементы танцев с преимущественным развитием ловкости – простая полька. Парный бытовой танец. 3. Традиционные казачьи гимнастики - 5 часа. Влияние гимнастики на развитие физических качеств. Влияние гимнастики на развитие физических качеств. Формирование военно-прикладных навыков и умений средствами казачьих гимнастик. Формирование военно-прикладных навыков и умений средствами казачьих гимнастик. Уставные казачьи гимнастики: гимнастика с палкой, упражнений вольной гимнастики. 4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 5 часов. Влияние легкоатлетической подготовки на развитие физических качеств. Формирование военно-прикладных навыков и умений легкоатлетическими средствами. Классификация способов преодоления препятствий и ускоренного передвижения. Преодоление препятствий: пролезая, переползая, прыжком в шаге, прыжком наступая, согнув ноги, прыжком «перешагивая», опорным прыжком боком, барьерным шагом, многоскоками, длинным кувырком. 5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа. Режим дня. Режим питания и сна, их связь с традиционным казачьим укладом. Традиционна система питания на Кубани. Правила питания во время постов. 2 класс – 34 часа. 1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 14 часов. Правила, оценки и критерии судейства народных игр. Народные игры кубанского казачества, направленные на развитие основных физических качеств. Игры с преимущественным проявлением ловкости, быстроты. Игры, способствующие военно-патриотическому воспитанию и развитию чувства любви к Родине. Игры с коновязью (коновязь высотой по пояс взрослому): общая характеристика. «Скакание» и «рубка» деревянными шашками или прутиками. Формирование навыков вскакивания на лошадь. Формирование навыков удержания верхом без седла и работы оружием с учётом габаритов лошади. Перевороты ногами вперёд- с разбега, опорой животом о коновязь и инерционной посылкой ноги под неё. Перевороты ногами вперёд – с вращением вокруг коновязи в стойку со стороны начала движения. Чехарда с опорой на спину партнёра. Игры с игрушками: «игра в дудочки», «камушки и казанки», «цурки», «чушки», «клетки», «казанки», «чижик». 2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков - 5 часов. Характеристика танцевальных элементов по их содержанию: по направленности на развитие физических качеств, выраженные военно-прикладные; индивидуальные, парные, групповые. Танцевальные элементы с преимущественным развитием силы и быстроты. Первый квадрат плясовой в спасе казака. Хлопки, удары и хлопушки. Одинарные хлопки и удары - фиксирующие, хлопки – фиксирующие, удар по бедру, различные удары по сапогу. 3. Традиционные казачьи гимнастики - 5 часов. Прикладная гимнастика. Понятие «джигитовка», её виды. «Джигитовка» с применением гимнастических скамеек. «Джигитовка» с применением гимнастических скамеек. Понятие «военная гимнастика». Упражнения с подвижными снарядами. 4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 7 часов. Преодоление препятствий с помощью подручных средств. Преодоление высоких вертикальных препятствий: стена, забор, зацепом, перемахиванием, переваливанием. Спрыгивание со средних препятствий. Техника безопасного падения. Техника безопасного падения при преодолении препятствий. Техника безопасного падения при передвижении. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа. Представления кубанских казаков об устройстве человека. Связь праздников с духовным здоровьем казака и их значения. Игры и состязания казаков на различных праздниках. 3 класс – 34 часа. 1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 12 часов. Народные игры кубанского казачества, направленные на развитие основных физических качеств. Игры с преимущественным проявлением ловкости, быстроты. Обучение массовым спортивным играм («стенка на стенку», «сцеплялкасвалка» и др.). Основные правила взаимодействия в команде и общем строю. Навыки взаимостраховки. Игры с коновязью (коновязь высотой по пояс взрослому): перевороты туловищем вперёд, то же в обратном направлении. Перескоки с проходом под коновязью. Прохождение по всей длине коновязи. Чередование перескока с подсидом. Отскоки от коновязи. Ходьба и бег по коновязи. Игры со жгутом: «обыкновенный жгут», «жгутик без жгута», «царь». Игры с палкой: «пицва», «палка», «пласт», «пан». Игры с ножом: «игра с ножом», «царство», «вал». 2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков- 6 часов. Танцевальные элементы с преимущественным развитием силы. Военноприкладные танцевальные элементы и их практическое применение. Танцевальные элементы как основа традиционных боевых движений, использовавшихся казаками в рукопашном бое. Выделение ударных элементов в технике хлопков и вращений. Ознакомление и изучение элементов танца «казачья ночка» - массовый бытовой танец. Элементы танца вприсядку. 3. Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов. Гимнастика, направленная на преимущественное развитие силы, гибкости. Силовая гимнастика «разминка оборотня». Гимнастика по Уставу строевой казачьей службы 1899 г. Военная гимнастика. Упражнения на неподвижных снарядах. 4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 7 часов. Преодоление препятствий. Общая характеристика. Преодоление полосы из 6-8 различных препятствий за исключением широких и высоких. Преодоление препятствий с помощью подручных средств. Ускоренное передвижение. Переползание на четвереньках, на получетвереньках, боком, по-пластунски до 30-60 м. Ускоренная ходьба. Чередование ходьбы и бега. 5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 4 часа. Традиционные представления казаков о пользе и оздоровительных свойствах колодезной воды. Купели. Святые источники. Крещенское купание. 4 класс – 34 часа. 1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 10 часов. Формирование военно-прикладных навыков и умений у казачьей молодёжи игровыми средствами. Духовно-нравственное и физическое воспитание казачьей молодёжи на основе народных казачьих игр и состязаний. Развитие чувства патриотизма при занятиях казачьими играми. Морально-нравственные аспекты использования народных казачьих игр. Игры с нагайкой и шашкой, кинжалом: вращения по разным траекториям, переходы с траектории на траекторию, перехваты из руки в руку, перекидки, сбивание предметов, сочетание с пляской. Рубка струи, лозы и т. д. Игры творческие и обусловленные правилами. Изучение и отработка приёмов тактики в народной забаве «Стенка на стенку». 2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков- 4 часов. Танцевальные элементы с преимущественным развитием гибкости и ловкости. Трюковые элементы пляса. Изучение и отработка трюков в одиночку и в парах. Выполнение трюков по кругу. Изучение техники вращения. Формы и способы организации тренировки с использованием каза-чьих танцевальных элементов в круге, индивидуально, в парах, в разминке, в качестве приёма единоборства. 3. Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов. Гимнастика «круговая разминка». Прикладная гимнастика «Джигитовка». Гимнастика, направленная на преимущественное развитие силы. Гимнастика, направленная на преимущественное развитие гибкости. Силовая гимнастика «разминка оборотня». 4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 10 часов. Марш-броски 2-3 км. Быстрый бег по прямой. Бег по кругу 60-120 м. Бег по слабопересечённой и умеренно пересечённой местности средней интенсивности 2-3 км. Передвижение в гору (умеренно крутой подъём). Передвижение с горы (умеренно крутой спуск). Ускоренное передвижение по травяному грунту до 1500 м. Ускоренное передвижение по пашне до 1500 м. Ускоренное передвижение по мягкому грунту: песку, снегу. Ускоренное передвижение по мягкому грунту: песку, снегу. 5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 5 часа. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков: казачья разминка. Гимнастика «Благодать». Казачьи народные песни как дыхательная гимнастика. Народная медицина кубанских казаков. Общие представления о лечении природными средствами: травами, минералами и т.д. 5. Тематическое планирование с определением основных видов учеб- ной деятельности. 1 класс Содержание (разделы, темы) Основные виды учебной деятельности (УУД) 1.Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты -14 часов. 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Основы техники безопасности на занятиях подвиж- Знакомятся с правилами проведения игр и эстаными играми. фет, техникой безопасности на занятиях подФорма одежды участников и инвентарь для прове- вижными играми. Отрабатывают основные движения игрока. Овладевают знаниями об особендения игр, правила и навыки его изготовления. Основы судейства: критерии и правила, по которым ностях формы одежды и инвентаря для провеоценивается команда или участник игры. Основные дения игр, индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма. требования к спортивным сооружениям. Простые по своему содержанию народные игры и Проявляют способность управлять соревноваэстафеты («вилюшки», «дерево», «звонок» и др.). тельной деятельности. Овладевают умением Игры без игрушек: «расколушки, или горю, пень» предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий казачьими играми и эстаИгры без игрушек: «кабылка», «хвост-левка». «шафетами. Разрешать спорные проблемы на осногайдары», «жмурки», «грыбаки», «горелки». ве уважительного и доброжелательного отноИгры без игрушек: «хрен», «деркач», «жни просо», шения к окружающим, самообладанием при «дитя», «перетяжка», «игра в шапку и прыгание че- проигрыше и выигрыше. рез шапку», «четыре угла». 2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков - 6 часов. 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья Комплексное воздействие казачьих народных танОвладевают знаниями казачьих народных танцев на развитие физических качеств. цев. Анализируют влияние казачьих танцевальДуховно-нравственное и физическое совершенство- ных элементов на формирование и выработку военно-прикладных навыков и умений. Отрабавание будущих казаков на основе казачьих народтывают основные танцевальные движения. Орных танцев. Формирование военно-прикладных навыков и уме- ганизуют использование танцевальных движений в повседневной жизни. Проявляют умение ний средствами казачьих танцевальных элементов. Изучение простейших плясовых движений. Первый максимально проявлять физические способности при выполнении танцевальных движений. квадрат плясовой в спасе казака. Подготовительные упражнения с целью укрепления Проявляют умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах и развития нижних конечностей. движения и передвижений. Элементы танцев с преимущественным развитием ловкости – простая полька. Парный бытовой танец. 3.Традиционные казачьи гимнастики - 5 часов 1.Гражданское воспитание 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Влияние гимнастики на развитие физических каОвладевают знаниями об истории гимнастики и честв. её влиянии на развитие физических качеств. Формирование военно-прикладных навыков и уме- Различают предназначение каждого из видов казачьих гимнастик на формирование военноний средствами казачьих гимнастик. Уставные казачьи гимнастики: гимнастика с палкой, прикладных навыков и умений. Анализируют и характеризуют уставные казачьи гимнастики. упражнений вольной гимнастики. 4.Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 5 часов. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья Формирование военно-прикладных навыков и уме- Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетической подготовки на развитие физических качеств человений легкоатлетическими средствами. ка. Характеризуют и классифицируют способы преПреодоление препятствий: пролезая, переползая, одоления препятствий и ускоренного передвижения. прыжком в шаге, прыжком наступая. Применяют данные движения для развития соответПреодоление препятствий: согнув ноги, прыжком ствующих качеств выбирают индивидуальный ре«перешагивая», опорным прыжком боком. жим физической нагрузки. Взаимодействуют со Преодоление препятствий: барьерным шагом, мно- сверстниками в процессе совместного освоения фигоскоками, длинным кувырком. зических упражнений, соблюдают технику безопасности. 5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 8. Экологическое воспитание Режим дня. Режим питания и сна, их связь с тра- Формирование потребностей соблюдать нормы диционным казачьим укладом. здорового образа жизни с традиционным каТрадиционна система питания на Кубани. Прави- зачьим укладом. ла питания во время постов. 2 класс Содержание Основные виды учебной деятельности (УУД) 1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 14 часов. 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Знакомятся с правилами проведения игр и эстафет, Правила, оценки и критерии судейства народных техникой безопасности на занятиях подвижными игр. Игры с преимущественным проявлением ловкости, играми. Отрабатывают основные движения игрока. Овладевают знаниями об особенностях формы одебыстроты. жды и инвентаря для проведения игр, индивидуальНародные игры кубанского казачества, направленного здоровья и о функциональных возможностях ные на развитие основных физических качеств. организма. Проявляют способность управлять своиИгры, способствующие военно-патриотическому ми эмоциями, проявлять культуру общения и взаивоспитанию и развитию чувства любви к Родине. модействия в процессе занятий игровой и соревно«Скакание» и «рубка» деревянными шашками или вательной деятельности. Овладевают умением предупреждать конфликтные ситуации во время совмепрутиками. стных занятий казачьими играми и эстафетами. РазЧехарда с опорой на спину партнёра. решают спорные проблемы на основе уважительного Игры с игрушками: «игра в дудочки», «камушки и и доброжелательного отношения к окружающим, казанки», «казанки». самообладанием при проигрыше и выигрыше. ПроИгры с игрушками: «цурки», «чушки». Игры с игрушками: «чижик», «клетки». Чехарда с опорой на спину партнёра. являют умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений. 2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков - 5 часов. 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья Овладевают знаниями казачьих народных танцев. Комплексное воздействие казачьих народных танАнализируют влияние казачьих танцевальных элецев на развитие физических качеств. Духовно-нравственное и физическое совершенство- ментов на формирование и выработку военноприкладных навыков и умений. Отрабатывают освание будущих казаков на основе казачьих народновные танцевальные движения. Организуют исных танцев. пользование танцевальных движений в повседневФормирование военно-прикладных навыков и уме- ной жизни. Проявляют умение максимально проявний средствами казачьих танцевальных элементов. лять физические способности при выполнении танИзучение простейших плясовых движений. цевальных движений. Проявляют умение длительно Первый квадрат плясовой в спасе казака. сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений. 3. Традиционные казачьи гимнастики - 5 часов. 1.Гражданское воспитание 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Прикладная гимнастика. Овладевают знаниями о прикладной и военной гимнастиках и её влиянии на развитие физичеПонятие «джигитовка», её виды. ских качеств. Овладевают правилами техники «Джигитовка» с применением гимнастических скамеек. безопасности и страховки во время занятий каПонятие «военная гимнастика» зачьими гимнастиками. Упражнения с подвижными снарядами. 4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 7 часов. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья Преодоление препятствий с помощью подручных Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетичесредств. ской подготовки на развитие физических качеств человека. Характеризуют и классифициПреодоление высоких вертикальных препятствий: стена, забор, зацепом, перемахиванием, перевалива- руют способы преодоления препятствий. Демонстрируют варианты выполнения различных нием, элементов преодоления препятствий. ПрименяСпрыгивание со средних препятствий. Техника безопасного падения при преодолении пре- ют данные движения для развития соответствующих качеств. пятствий, при передвижениях. 5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 3 часа 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 8. Экологическое воспитание Объясняют связь праздников с духовным здоровьем Представления кубанских казаков об устройстве казаков, основные положения о здоровом образе человека. жизни. Характеризуют сущность традиционных наСвязь праздников с духовным здоровьем казака и родных праздников. Объясняют значение каждого из их значения. Игры и состязания казаков на различных празд- праздников с его обрядами, играми, состязаниями. Усваивают правила организации и празднования наниках. родных праздников казаков 3 класс Содержание (разделы, темы) Основные виды учебной деятельности (УУД) 1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 12 часов. 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Знакомятся с правилами проведения игр и эстафет, Народные игры кубанского казачества, направлентехникой безопасности на занятиях подвижными ные на развитие основных физических качеств. Игры с преимущественным проявлением ловкости, играми. Отрабатывают основные движения игрока. Овладевают знаниями об особенностях формы одебыстроты. жды и инвентаря для проведения игр, индивидуальОбучение массовым спортивным играм («стенка на ного здоровья и о функциональных возможностях стенку», «сцеплялка-свалка» и др.). организма. Проявляют способность управлять своиОсновные правила взаимодействия в команде и об- ми эмоциями, проявлять культуру общения и взаищем строю. Навыки взаимостраховки. модействия в процессе занятий игровой и соревновательной деятельности. Разрешать спорные проИгры со жгутом: «обыкновенный жгут», «жгутик блемы на основе уважительного и доброжелательнобез жгута», «царь». го отношения к окружающим, самообладанием при Игры с палкой: «пицва» , «палка», «пласт», «пан». проигрыше и выигрыше. 2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков- 6 часов. 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья Овладевают знаниями казачьих народных танцев. Характеристика танцевальных элементов по их содержанию: по направленности на развитие физиче- Анализируют влияние казачьих танцевальных элементов на формирование и выработку военноских качеств. прикладных навыков и умений. Отрабатывают осХарактеристика танцевальных элементов по их содержанию: выраженные военно-прикладные, инди- новные танцевальные движения. Организуют использование танцевальных движений в повседневвидуальные, парные, групповые. ной жизни. Проявляют умение максимально проявТанцевальные элементы с преимущественным разлять физические способности при выполнении танвитием силы и быстроты. цевальных движений. Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами 3.Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов. 1.Гражданское воспитание 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Гимнастика, направленная на преимущественное Овладевают знаниями об истории гимнастики и развитие силы. её влиянии на развитие физических качеств. Различают предназначение видов казачьих гимГимнастика, направленная на преимущественное настик на формирование военно-прикладных развитие гибкости. навыков и умений. Анализируют и характериСиловая гимнастика «разминка оборотня». зуют уставные казачьи гимнастики. Овладевают Гимнастика по Уставу строевой казачьей службы правилами техники безопасности и страховки во 1899 г. Военная гимнастика. время занятий казачьими гимнастиками. Упражнения на неподвижных снарядах. 4.Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 7 часов. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья Преодоление препятствий. Общая характеристика. Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетичеПреодоление полосы из 6-8 различных препятствий ской подготовки на развитие физических качеств человека. Характеризуют и классифициза исключением широких и высоких. руют способы преодоления препятствий и ускоПреодоление препятствий с помощью подручных ренного передвижения. Применяют данные средств. Ускоренное передвижение. движения для развития соответствующих каПереползание на четвереньках, получетвереньках, честв выбирают индивидуальный режим физибоком, боком, по-пластунски до 30-60 м. ческой нагрузки. Ускоренная ходьба. Чередование ходьбы и бега. 5. Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 4 часа. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 8. Экологическое воспитание Традиционные представления казаков о пользе и Формируют потребность соблюдать нормы здооздоровительных свойствах колодезной воды. Курового образа жизни с традиционным казачьим пели. Святые источники. Крещенское купание. укладом. Объясняют значение колодезной воды, крещенских купаний. 4 класс Содержание Основные виды учебной деятельности (УУД) (разделы, темы) 1. Традиционные казачьи игры и специализированные эстафеты - 10 часов. 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Игры в содержании традиционной культуры кубан- Знакомятся с правилами проведения игр и эстаских казаков. Место и роль казачьих игр в формиро- фет, техникой безопасности на занятиях подвании основных физических и духовных качеств. вижными играми. Отрабатывают основные движения игрока. Овладевают знаниями об особенПрименение игр для военно-патриотического восностях формы одежды и инвентаря для провепитания казачьей молодёжи. дения игр, индивидуального здоровья и о функИгры с преимущественным проявлением силы и циональных возможностях организма.. Овладеловкости. Чехарда без опоры на спину. вают умением предупреждать конфликтные сиИгры: «Три бабки», «Городки», «Город», «Тучи». «На гурт», «Переездной конь» «Переезд», «Котлы». туации во время совместных занятий казачьими играми и эстафетами. Разрешать спорные про«Ярки», «Высокий дуб», «Зевака», «Пятнашки». блемы на основе уважительного и доброжелаВозня – борьба: только за руки, только за шею, тельного отношения к окружающим, самооблатолько за пояса. данием при проигрыше и выигрыше. 2. Элементы традиционных казачьих танцев в физическом воспитании будущих казаков- 4 часа. 1.Гражданское воспитание 3.Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей 4.Приобщение детей к культурному наследию 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья Танцевальные элементы с преимущественным разОвладевают знаниями казачьих народных танвитием силы. цев. Анализируют влияние казачьих танцеваль- Танцевальные элементы как основа традиционных боевых движений Выделение ударных элементов в технике хлопков и вращений. Элементы танца вприсядку. Ознакомление и изучение элементов танца «казачья ночка» - массовый бытовой танец. ных элементов на формирование и выработку военно-прикладных навыков и умений. Отрабатывают основные танцевальные движения. Организуют использование танцевальных движений в повседневной жизни. Проявляют умение максимально проявлять физические способности при выполнении танцевальных движений. 3. Традиционные казачьи гимнастики – 5 часов. 1.Гражданское воспитание 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение Гимнастика «круговая разминка» Различают предназначение видов казачьих гимнастик на формирование военно-прикладных Прикладная гимнастика «Джигитовка». навыков и умений. Овладевают правилами техГимнастика, направленная на преимущественное ники безопасности во время занятий казачьими развитие силы, гибкости. гимнастиками. Силовая гимнастика «разминка оборотня». 4. Легкоатлетическая казачья подготовка: способы преодоления препятствий и ускоренное передвижение - 10 часов. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 5. Популяризация научных знаний среди детей 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья Марш-бросок 1 км. Овладевают знаниями о влиянии легкоатлетической подготовки на развитие физических каБыстрый бег по прямой. Бег по кругу 60-120 м. Бег по слабопересечённой и умеренно пересечённой честв человека. Характеризуют и классифицируют способы преодоления препятствий и ускоместности средней интенсивности 1 км. ренного передвижения. Применяют данные Передвижение в гору (умеренно крутой подъём, движения для развития соответствующих каспуск). честв выбирают индивидуальный режим физиУскоренное передвижение по травяному грунту до ческой нагрузки. 500 м. 5.Гигиена и закаливание. Оздоровительные гимнастики кубанских казаков – 5 часов. 2.Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 6.Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 8. Экологическое воспитание Оздоровительные гимнастики кубанских казаков: Формируют потребность соблюдать нормы здоказачья разминка. Гимнастика «Благодать». рового образа жизни с традиционным казачьим Казачьи народные песни как дыхательная гимна- укладом. Характеризуют казачьи песни и танцы как элементы оздоровительной гимнастики. Хастика. Народная медицина кубанских казаков. рактеризуют и классифицируют казачьи методы Общие представления о лечении природными ПМП. Анализируют методы народной кубансредствами: травами, минералами и т.д ской медицины, применяют на практике.