ОДНКНР 5-6

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образованием администрации
муниципального образования Кущевский район
МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г.
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
БЮДЖЕТНОЕ
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="
край, Кущевский, Красная Поляна,
Мира ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛКраснодарский
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., OGRN=1022304245710,
СРЕДНЯЯ
SNILS=10993988318, INNLE=2340013096,
E=cbuo86168@yandex.ru,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛINN=234004089883,
G=Елена Васильевна, SN=Ковш,
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЬНАЯ ШКОЛА № 9 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
ПОЛЕВОГО П.Г.
Основание: Я являюсь автором этого документа
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО ИМЕНИ
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-09-09 15:24:14
П.Г.
Foxit Reader Версия: 9.7.2

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________
Ковш Е.В.
Протокол № 1 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России»
для обучающихся 5-6 классов

с. Красная Поляна 2023 год

Пояснительная записка
Программа по ОДНКНР на уровне основного общего образования
подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания
основ духовно-нравственной культуры народов России в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы
воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения
ОДНКНР, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору
содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне
основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
продолжает формирование первоначальных представлений о светской этике,
традиционных религиях России, их роли в культуре, истории и
современности
нашей страны и всего мира. Материал учебника дает возможность расширить
и систематизировать знания о великой российской культуре, о нравственных
ценностях,
которые
являются
основополагающими
для
нашей
многонациональной
страны.
В
федеральном
государственном
образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как
курс, направленный на формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности. Особенность данного учебного предмета состоит в том, что
расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностных
отношений к изучаемым явлениям: внутренней установки личности
поступать
согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в
обществе.
.

Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в
контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия,

взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий,
национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу
Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей
и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений,
оценок
и
выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания
через понимание роли личности в истории и культуре, осознание
важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для
процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного
общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и

светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов России, их роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в
семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России,
толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и
ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное,
черты, способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска
общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся
в
преобладании
этических,
интеллектуальных,
альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества, объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных
ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно,
способности их применять в анализе и изучении социально-культурных
явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно- нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе,
использовании и структурировании информации, а также возможностей для
активной самостоятельной познавательной деятельности.
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» в учебном плане
В целях реализации настоящей программы на изучение предмета на
уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый
учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю: в 5 классе - 34 часа, в
6 классе 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

5 класс
Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная
семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и
единое культурное пространство. Риски
и
угрозы
духовнонравственной культуре народов России.
Тема 2 . Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался
русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности,
которые даёт русский язык.
Тема 5 . Истоки родной культуры .
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни
общества. Многообразие культур и его причины . Единство культурного
пространства России Тема 6 . Материальная культура Материальная
культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями
общества.
Тема 7 . Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и
знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8 . Культура и религия .
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях
России.
Тема 9 . Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний .
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию
человека .
Тема 10 . Многообразие культур России.
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.

Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и
культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12 . Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как
связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России .
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .)
о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях
разных видов искусства .
Тема 15 . Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль
нравственных норм в благополучии семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) .
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) .
Семейное древо. Семейные традиции .
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей .
Тема 18 . Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека.
Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в
культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и
новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности .
Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь,
сострадание,
милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
п а т р и о т и з м , любовь к близким.
Тематический блок 4. Культурное единство России
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть
истории народа, государства, человечества. Важность исторической
памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений
.
Тема 21 . Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От
сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний
мир человека и его духовность.
Тема 22 . Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция.
Обмен ценностными установками и идеями. При меры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия.
Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции
в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение
духовно-нравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные,
архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы .
Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовнонравственные ценности народов России .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения
эмоциональных связей
между
людьми .
Народные инструменты .
История народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России .
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты .
Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России .
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории
народа и его ценностей, морали и нравственности .
Национальная
литература . Богатство культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта .

Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 33 Контрольное итоговое тестирование
Тема 34 Итоги года
6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и
образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и
поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам
народов России.
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных
укладов как результат исторического развития народов России.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и
производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое
технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность
знания. Социальная обусловленность различных видов образования.
Важность образования для современного мира. Образование как
трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6 . Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России.
Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции
Российской Федерации.
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей.
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных
черт современного общества с точки зрения материальной и духовной
культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»

Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик
и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России.
Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её
ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества
человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих
качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость,
пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во
взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное
общество и религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание.
Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит
быть нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя
жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость.
Безделье, лень, тунеядство . Трудолюбие, подвиг труда, ответственность.
Общественная оценка труда .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив.
Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его
духовно-нравственного самосознания.
Бедность.
Инвалидность .
Асоциальная
семья .
Сиротство .
Отражение этих явлений в культуре общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных
отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство . Общественные блага .

Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения
духовно-нравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский,
социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые
представителям этих профессии.
Тема
22
.
Выдающиеся
благотворители
в
истории.
Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности
самого мецената и общества в целом .
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник
социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки . Вклад науки в
благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в
деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей
будущей профессии.
Тематический блок 3. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека
гражданином.
Нравственные
качества
гражданина
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их
истории . Важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед
обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство. Россия — наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство?
Необходимость
быть
гражданином.
Российская
гражданская
идентичность.
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как
важнейшие качества человека .
Тема Человек и культура (проект).

Итоговый проект: «Что значит быть человеком?»

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения предмета достигаются в единстве
учебной
и
воспитательной деятельности.
В результате изучения ОДНКНР
на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное):
сформированность
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа
России через представления об исторической роли культур народов
России,
традиционных
религий,
духовно-нравственных
ценностей
в
становлении
российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества с помощью воспитания способности к
духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам,
взглядам
людей
или
их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие
современного
мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов
мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни вгруппах и сообществах, включая взрослые и
социальные
сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в
решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных
чувств
и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты:
 владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное
использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать
свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных
видов и жанров);

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с
информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
 овладение методами познания, логическими действиями и операциями
(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
 освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
 умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной
задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты:
 осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о
российской многонациональной культуре, особенностях традиционных
религий России;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной
разными средствами;
 расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

Наименование разделов
и тем программы

Количество часов

1.

10

1.1

«Россия — наш общий
дом»
Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной куль- туры
народов России»?

1.2

Наш дом — Россия

1

1.3

Язык и история

1

1.4

Русский язык — язык
общения и язык
возможностей

1

1.5

Истоки родной
культуры

1

Всего

1

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы

Электронн
ые
(цифровые
)
образовате
ль
ные
ресурсы

1
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/

1.6

Материальная культура

1

1.7

Духовная культура

1

1.8

Культура и религия

1

1.9

Культура и
образование

1

1.10

Многообразие культур
России (практическое
занятие)

1

1

Семья и духовнонравственные ценности
Семья — хранитель
духовных ценностей

6

1

Родина начинается с
семьи

1

2
2.1

2.2

1

http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/

http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru

2.3

Традиции семейного
воспитания в России

1

2.4

Образ семьи в культуре
народов России

1

2.5

Труд в истории семьи

1

2.6

Семья в современном
мире (практическое
занятие)

1

3

Духовно-нравственное
богатство личности
Личность — общество
— культура

3

Духовный мир человека.
Человек — творец
культуры.

1

3.1

3.2

1

1

https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/

http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/

3.3

Личность и духовнонравственные ценности

1

4

13

4.1

Культурное единство
России
Историческая память
как духовнонравственная ценность

4.2

Литература как язык
куль туры

1

4.3

Взаимовлияние
культур

1

4.4

Духовно-нравственные
цен ности российского
народа

1

4.5

Регионы России:
культурное
многообразие

1

4.6

Праздники в культуре

1

1

https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
2
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scool-

народов России

4.7

Памятники в культуре
народов России

1

4.8

Музыкальная культура
народов России

1

4.9

Изобразительное
искусство народов
России

1

4.10

Фольклор и литература
народов России

1

4.11

Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)

1

4.12

Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда, дом
(практическое
занятие)

1

1

1

collection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/

4.13

6

Единство страны —
залог будущего России

1

Итоги года

1

Всего

https://uchi.ru
/
http://scoolcollection.ed
u.ru
https://resh.e
du.ru/subjec
t/3/
https://uchi.ru
/

34

4

6 класс
№
п/п

Наименование
разделов
и
программы

1.

Культура
социальность
Мир культуры:
структура

1.1

Количество часов
тем

Всего

как 8
его 1

1.2

Культура
России: 1
многообразие
регионов

1.3

История
быта
история культуры

1.4

Прогресс: технический 1
и социальный

1.5

Образование
культуре
на
России

1.6

Права и обязанности
человека

1

1.7

Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие

1

как 1

в 1
родов

Контроль
ные
работы

Практи
ческие
работы
1

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034

1.8

2

Современный мир:
1
самое важное
(практическое
занятие)
Человек и его отражение в 6
культуре

1

1

2.1

Человек и его отражение в 1
культуре

2.2

Взросление человека в
культуре народов
России

1

2.3

Религия как источник
нрав-ственности

1

2.3

Наука как источник
знания о человеке и
человеческом

1

2.5

Этика и
нравственность как
категории духовной
культуры
Самопознание
(практическое
занятие)

1

1

1

3

Человек как член
общества

10

1

3.1

Труд делает человека 1
человеком

3.2

Подвиг: как узнать
героя?

3.3

Люди
в
обществе: 1
духовно-нравственное
взаимовлияние

3.4

Проблемы
современного общества
как отражение его
духовно-нравственного
самосознания

2.6

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034

3.5

Духовно-нравственные 1
ориентиры социальных
отношений

3.6

Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовно- нравственной
культуры народов
России
Социальные
профессии; их важность
для сохранения
духовно-нравственного
об- лика общества
Выдающиеся
благотворители в
истории . Благотворительность как
нравственный долг
Выдающиеся учёные
России . Наука как
источник социального
и духовного прогресса
общества
Моя
профессия
(практическое
занятие)

1

1

1

4
4.1

Родина и патриотизм
Гражданин

8
1

4

4.2

Патриотизм

1

4.3

Защита
Родины: 1
подвиг или долг?

4.4

Государство .
Россия
—
родина

3.7

3.8

3.9

3.10

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034

1
наша

4.5

Гражданская
идентичность
(практическое
занятие)

1

1

4.6

Моя школа и мой
класс

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК

4.7

(практическое
занятие)
Человек: какой
(практическое
занятие)

он? 1

1

4.8

Человек и культура 1
(проект)

1

6

Подведение итогов года 1
34

7

https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.
ru/7f413034

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
все
го

Дата
изучения

Контро Практ План Факт
льные ическ .
.
работы ие
работ
ы

Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы

Раздел 1. Россия – наш общий дом 10 ч.
1

Зачем изучать курс
«Основы духовнонравственной культуры
народов России»?

1

0

0

02.09.
2024

2

Наш дом — Россия

1

0

0

09.09.
2024

3

Язык и история

1

0

0

16.09.
2024

4

Русский язык — язык
общения и язык
возможностей

1

0

0

23.09.
2024

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

5

Истоки родной
культуры

1

0

0

30.09
2024

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

6

Материальная культура

1

0

0

07.10.
2024

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

7

Духовная культура

1

0

0

14.10.
2024

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru

/subject/3/
https://uchi.ru/
8

Культура и религия

1

0

0

21.10.
2024

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

9

Культура и образование

1

0

0

11.11.
2024

10

Многообразие культур
России (практическое
занятие)

1

0

1

18.11.
2024

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

Раздел 2 . Семья и духовно-нравственные ценности 6 ч.
11

Семья – хранитель
духовных ценностей

1

0

0

25.11.
2024

12

Родина начинается с
семьи

1

0

0

02.12.
2024

13

Традиции семейного
воспитания в России

1

0

0

09.12.
2024

14

Образ семьи в культуре
народов России

1

0

0

16.12.
2024

15

Труд в истории семьи

1

0

0

23.12.
2024

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

16

Семья в современном
мире
(практическое занятие)

1

0

1

13.01.
2025

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

https://uchi.ru/
Раздел 3. Духовно-нравственное богатство личности

3 ч.

17

Личность- общество культура

1

0

0

20.01.
2025

18

Духовный мир человека. 1
Человек – творец
культуры.

0

0

27.01.
2025

19

Личность и духовнонравственные ценности.

0

1

03.02.
2025

1

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

Раздел 4. Культурное единство России 13ч.
20

Историческая память
как духовнонравственная ценность

1

0

0

10.02.
2025

21

Литература как язык
культуры

1

0

0

17.02.
2025

22

Взаимовлияние культур

1

0

0

24.02.
2025

23

Духовно-нравственные
ценности российского
народа

1

0

0

03.03.
2025

24

Регионы России:
культурное
многообразие

1

0

0

10.03.
2025

25

Праздники в культуре
народов России

1

0

0

17.03.
2025

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

26

Памятники архитектуры
в культуре народов
России

1

0

0

31.03.
2025

27

Музыкальная культура
народов России

1

0

0

07.04.
2025

28

Изобразительное
искусство народов
России

1

0

0

14.04.
2025

29

Фольклор и литература
народов России

1

0

0

21.04.
2025

30

Бытовые традиции
народов России: пища,
одежда, дом
(практическое занятие)

1

0

0,5

28.04.
2025

31

Культурная карта
России (практическое
занятие)

1

0

0,5

05.05.
2025

32

Единство страны – залог 1
будущего России

0

0

12.05
2025

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru
/subject/3/
https://uchi.ru/
http://scoolcollection.edu.r
u
https://resh.edu.
ru/subject/3/
https://uchi.ru/

Раздел 5. Обобщение 2 ч.
33

Повторение по курсу

1

1

0

19..05
.2025

34

Повторение по курсу

1

0

0

26.05.
2025

34

1

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№
п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

всег
о

План

Контро
льные
работы

Практи
ческие
работы

Факт

Электронны
е (цифровые)
образователь
ные ресурсы

Раздел 1. Культура как социальность 8ч.
1

Мир культуры: его
структура

1

0

0

04.09.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

2

Культура России:
многообразие регионов

1

0

0

11.09.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

3

История быта как
история культуры

1

0

0

18.09.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

4

Прогресс: технический
и социальный

1

0

0

25.09.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

5

Образование в культуре 1
народов России

0

0

02.10.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

6

Права и обязанности
человека

1

0

0

09.10.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

7

Общество и религия:
духовно-нравственное
взаимодействие

1

0

0

16.10.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

8

Современный мир:
самое важное (
практическое занятие)

1

0

1

23.10.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

Раздел 2. Человек и его отражение в культуре 6ч.
9

Каким должен быть
человек? Духовнонравственный облик и
идеал человека.

1

0

0

06.11.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

10

Взросление человека в
культуре народов
России
Религия как источник
нравственности

1

0

0

13.11.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

1

0

0

20.11.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

11

12

Наука как источник
знаний о человеке и
человеческом

1

0

0

27.11.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

13

Этика и нравственность 1
как категории духовной
культуры

0

0

04.12.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

14

Самопознание
(практическое занятие)

0

1

11.12.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

1

Раздел 3. Человек как член общества 10ч.
15

Труд делает человека
человеком

1

0

0

18.12.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

16

Подвиг: как узнать
героя?

1

0

0

25.12.
2024

https://m.edsoo.
ru/7f413034

17

Люди в обществе:
духовно-нравственное
взаимовлияние

1

0

0

15.01.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

18

Проблемы
современного общества
как отражение его
духовно-нравственного
самосознания

1

0

0

22.01.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

19

Духовно-нравственные
ориентиры социальных
отношений

1

0

0

29.01.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

20

Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовно-нравственной
культуры народов
России

1

0

0

05.02.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

21

Социальные
профессии; их
важность для
сохранения духовнонравственного облика
общества

1

0

0

12.02.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

22

Выдающиеся
благотворители в
истории.
Благотворительность
как нравственный долг

1

0

0

19.02.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

23

Выдающиеся ученые
России

1

0

0

26.02.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

24

Моя профессия
( практическое занятие)

1

0

1

05.03.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

Раздел 4. Родина и патриотизм 8 ч.
25

Гражданин

1

0

0

12.03.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

26

Патриотизм

1

0

0

19.03.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

27

Защита Родины: подвиг
или долг?

1

0

0

02.03.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

28

Государство . Россия –
наша Родина.

1

0

0

09.04.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

29

Гражданская
идентичность
(практическое занятие)
Моя школа и мой класс
(практическое занятие)

1

0

1

16.04.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

1

0

1

23.04.
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

31

Человек: какой он?
(практическое занятие)

1

0

1

30.04
2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

32

Человек и культура
( проект)

1

0

1

7.04.2
025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

30

Раздел 5. Обобщение 2ч.
33

Итоговый проект «Что
значит быть
человеком?»

1

1

0

14.05
.2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

34

Итоговое повторение
по курсу

1

0

0

21.05
.2025

https://m.edsoo.
ru/7f413034

34

1

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
5 -6 класс
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5-6 класс:
методические рекомендации/
Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2019
2. Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва,
«Просвещение», 2010.
3. Религии мира: история, культура, вероучение: учебное пособие / под общ.
ред.
2. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
2. http://scool-collection.edu.ru - Единая коллекция Цифровых образовательныхресурсов
3. https://resh.edu.ru/special-course/ - Российская электронная школа
4. https://uchi.ru/- Учи.ру —отечественная онлайн-платформа

Приложение 4.
Критерии оценивания учебной деятельности обучающихся основной школы по
ОДНКНР
Критерии оценки устного ответа:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением
гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием
самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания
сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет
за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:

активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное
выполнение заданий оценивается пятью баллами;

активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в
процессе выполнения задания - четырьмя;

неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной
активности – тремя баллами;

полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:

75-100% - отлично «5»;

60-74% - хорошо «4»

50-59% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:

глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала
и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;

привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ четырьмя;

выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы
на дополнительные вопросы – тремя баллами;

полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка
«4»
выводится
при
выполнении
следующих
требований:
активная,
но
иногда
с
ошибками
работа
учащегося
на
уроке;
выполнение
дополнительных
заданий
по
желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
отсутствие
самостоятельной
активности
на
уроке;
отсутствие
выполнения
дополнительных
заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций
обучающихся. Принципы оценки следующие .

1 . Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не
являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного
уровня духовно-нравственного развития детей, не являются непосредственным
основанием при оценке качества образования.
2 . Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и
включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной
деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности
духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как
опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся .
3 . При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативой образовательного
учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и
метапредметных результатов .

Приложение 5.
Пояснительная записка
к промежуточной аттестации по учебному предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В соответствии с планом для учащихся 5 класса проводится в форме тестирования.
Аттестационный материал составлен в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Цель: через самостоятельную деятельность учащихся систематизировать и обобщить
знания по учебному предмету ОДНКНР.
Задачи:
Образовательные:
1. Повторить теоретический материал по ОДНКНР.
2. Продемонстрировать своеобразие и богатство религиозных культур народов
России.
Развивающие:
1. Способствовать развитию мыслительных операций, коммуникативных
способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
1. Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным
культурам.
Время выполнения: один урок (45 минут).
Структура тестовой работы: тестовая работа состоит из двух равноценных вариантов,
каждый из которых включает в себя 18 тестовых заданий двух уровней сложности. (20
баллов)
Первый уровень – 1 - 16 задания – базовый.
Второй уровень – 17 -18 задание – повышенный.
Задания базового уровня проверяют, как усвоены требования программы.
Оценка тестовой работы:
За каждое верно выполненное задание базового уровня ученик получает 1 балл.
За каждое верно выполненное задание повышенного уровня ученик получает 2
балла, за частично выполненное задание – 1 балл, если задание не выполнено или ученик
не приступил к выполнению задания – 0 баллов.
Оценка качества выполнения работы:
19 –20 баллов – «5»
18-15баллов – «4»

14 – 11 баллов - «3»
менее 11 баллов –«2»
1-й вариант.
Фамилия ________________________ Имя ______________________
1.В каком году крестили Русь?
А 987
В. 988
Б. 986
Г. 989
2. Откуда на Русь пришло христианство?
А. Египта
В. Византии
Б. Индии
Г. Китая
3.Кто из русских князей произнёс слова «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и
отгони зло»?
А. Игорь
В. Владимир Мономах
Б. Ярослав Мудрый
Г. Святослав
4.В каком веке на Русь напали кочевники - монголы?
А. XI
В. XII
Б. XIII
Г. X
5.Как переводится слово «стяжать»?
А. самоуправление
В. ополчение
Б. накопление богатства
Г. объединение
6.В каком году распалась Российская империя?
А. 1918 Б. 1916 В. 1917 Г. 1919
7.Как называлось почетное место, где православные ставили иконы?
А. красный угол
В. «малой церковью»
Б. домостроем
Г. Добродетелью
8. Как называлось государство арабских племен после принятия ислама?
А. Бухарский эмират
В. Золотая Орда
Б. Владимиро-Суздальское княжество
Г. Арабский халифат
9.Кто такой сеид?
А. правитель Золотой Орды
В. хан
Б. пророк
Г. глава исламского духовенства
10.Что принято считать важным центром мусульманского воспитания подрастающего
поколения?
А. спортивную школу
В. школу
Б. институт
Г. мечеть
11. Кого, прежде всего, почитают мусульмане?
А. отца
В. сестру
Б. брата
Г. мать
12.Что такое «скрижали»?
А. каменные таблички, на которых записано как построить храм
Б. каменные таблички, на которых был рисунок как дойти из пустыни в Землю
Обетованную
В. каменные таблички данные Богом, на которых были записаны заповеди Бога
еврейскому народу
Г. каменные таблички, на которых записано как построить дом
13. Какой год считается официальной датой признания буддизма в России?
А.1700 год
В. 1741 год
Б. 1721 год
Г. 1800 год

14. В какие регионы буддизм распространился из Тибета?
А. Восточная Сибирь
В. Западная Сибирь
Б. северные районы Азии
Г. Крым
15.Как называется выпечка из теста, которую готовят калмыки на Праздник тысячи
лампад?
А. лодка жизни
В. корабль жизни
Б.ладья жизни
Г. плот жизни
16. Как именуется праздник Нового года у буддистов?
А. Белый день
В. Белый месяц
Б. Белый год
Г. Белая ночь
17..* Что такое ламаизм?
А. самостоятельная религия бурят и тувинцев
Б. одна из поздних форм буддизма
В. самая ранняя форма буддизма
Г. самостоятельная религия тибетцев
18.*Определите, к каким религиям относятся эти сооружения:
А.
Б.

Ислам
Христианство
Г.
В.

Буддизм
Иудаизм

2-й вариант.
Фамилия ________________________ Имя ______________________
1. Как звали князя, который крестил Русь?
А. Игорь
В. Владимир
Б. Олег
Г. Святослав
2. В каком году наша страна и Русская Православная Церковь праздновали тысячелетие
крещение Руси?
А 1987
В. 1988
Б. 1986
Г. 1989

3. В каком произведении Владимир Мономах завещал своим детям блюсти евангельские
заветы, сделав их основой своей жизни?
А. Русская правда
В. Правда Ярославичей
Б. Поучение детям
Г. Домострой
4. Как стало называться государство монголов – татар?
А. Королевство Венгрия
В. Волжская Булгария
Б. Золотая Орда
Г. Болгарское царство
5. Кто выступал против нестяжателей, считающий, что богатства Церкви нужны для того,
чтобы она могла утверждать и расширять православную веру, строить храмы, бороться с
теми, кто нарушает евангельские заповеди?
А. митрополит Алексий
В. Нил Сорский
Б. Сергий Радонежский
Г. Иосиф Волоцкий
6.После распада Российской империи возникло новое государство, как оно
называлось?
А. СНГ
В. СССР
Б. РСФСР
Г. РФ
7.Кто является образцом супружеской любви и верности для православных?
А. Адам и Ева
В. княгиня Ольга и Игорь
Б. Пётр и Феврония
Г. Екатерина II и Пётр III
8. Откуда на Русь пришло христианство?
А. Египта
В. Византии
Б. Индии
Г. Китая
9.Что такое медресе?
А. сбор дани
Б. миссионерская деятельность
10.Священная книга мусульман?
А. Библия
Б. Коран

В. религиозное учебное заведение
Г. монастырь
В. Тора
Г. Трипитака

11. Кто является главой в мусульманской семье?
А. отец
В. сестра
Б. брат
Г. мать
12. Что такое «скрижали»?
А. каменные таблички, на которых записано как построить храм
Б. каменные таблички, на которых был рисунок как дойти из пустыни в Землю
Обетованную
В. каменные таблички данные Богом, на которых были записаны заповеди Бога
еврейскому народу
Г. каменные таблички, на которых записано как построить дом
13. Какой народ России первым принял буддизм?
А.буряты
В. калмыки
Б. тувинцы
Г. чеченцы
14. В какие регионы буддизм распространился из Тибета?
А. Восточная Сибирь
В. Западная Сибирь
Б. северные районы Азии
Г. Крым
15. Как называлось почетное место, где православные ставили иконы?
А. красный угол
В. «малой церковью»
Б. домостроем
Г. Добродетелью
16. Как именуется праздник у буддистов, который отмечается в конце осени – начале
зимы?
А. Праздник десяти лампад
В. Праздник тысячи лампад

Б. Праздник одной лампады

Г. Праздник десяти лампад

17.*Кого называют основателем буддизма?
А. МахавираВардхамана
В. Сиддхартха Гаутама
Б. Шуддходана
Г. Кришна
18.*Определите, к каким религиям относятся эти сооружения:
А.

В.
Ислам

Христианство
Б.

Г.
Буддизм
Иудаизм
Ответы к тестовым заданиям.

Вариант 1.
1. В
2. В
3. В
4. Б
5. Б
6. В
7. А
8. Г
9. Г
10. Г
11. Г
12. В
13. В
14. Б
15. Б
16. В
17*. Б
18.* А – ислам
Б – иудаизм
В – христианство
Г – буддизм

Вариант 2.
1. В
2. В
3. Б
4. Б
5. В
6. В
7. Б
8. В
9. В
10. Б
11. А
12. В
13. В
14. Б
15. А
16. В
17. В
18.* А – ислам
Б – иудаизм
В – христианство
Г – буддизм

Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации по ОДНКНР 6 класс
Цель работы: проверить степень освоения учебного материала по ОДНКНР
обучающимися 6 класса.
Содержание работы
В мире культуры. Нравственные ценности российского народа. Религия и культура. Как
сохранить духовные ценности. Твой духовный мир.
Структура тестовой работы
Работа включает в себя один вариант. Работа состоит из 12 вопросов с вариантами
ответов. На выполнение работы отводится 45 минут.
Критерии оценивания
Максимально количество баллов за работу составляет 15. За 1, 11, 12 задания ставится 2
балла, за остальные по одному. Минимальное количество баллов для получения зачёта –
10.

Тестовая работа для прохождения промежуточной аттестации
по ОДНКНР 6 класс
1. «Человек – носитель и творец культуры». Подберите к данному суждению
иллюстрации и укажите фамилии и инициалы людей.

2. Кого считают родоначальником этики?
А) Аристофан
Б) Эпикур

В) Аристотель
Г) Софокл

3. «На чужой стороне и весна не красна». О чём эта пословица?
А) о временах года
В) о погоде в дальних странах Б) о любви к родине

4. Имя героя, изображенного на иллюстрации.

А) Урал-батыр

Б) Вольга

В) Добрыня Никитич

5. «Был великим полководцем и мудрым правителем. Самая большая из заслуг
его – победа над Мамаем». О ком идет речь?
А) Владимир Мономах
В) Сергий Радонежский
Б) Дмитрий Донской
6. Главная заслуга Александра Невского?
А) победа в Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.
Б) победа над Мамаем.
В) в 1612 году освободил Москву от поляков.
7. Прочитайте сказку Константина Ушинского «Два плуга». Сделайте вывод о том,
что хотел донести до нас автор. Выберите вариант ответа.
Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два
плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго
и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у
земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он
только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке,
потемнел и покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего
старого знакомца.
— От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем
был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
А) Автор хотел показать, как правильно использовать плуг.
Б) Автор хотел показать, что нельзя хранить плуг в лавке.
В) Автор хотел показать, насколько важно трудиться и приносить пользу. Нельзя лениться
и лежать на боку.
8. Прочитайте отрывок из статьи Д.С. Лихачева «Природа, родник, Родина, просто
доброта». Почему автор рассуждает о том, как много в русском языке слов с корнем
«род»? Выберите вариант ответа.
«…Сколько в русском языке слов с корнем «род»: родной, родник, родинка, народ,
природа, родина… Слова эти как бы сами слагаются вместе! Родники родной природы,
прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное в
природе. Земля рождающаяся, Земля урожая. И слово цвет – от цветов! Цвета цветов… И
у неба сияющий синий цвет, цвет неба, под которым зреют колосистые поля ржи (в этом
слове тоже корень, связанный с ростом, урожаем, рождение, рожь – это то, что рожает
земля)».
А) Важно сохранять то, что рождает природа.

Б) Автор хочет научить правильно выделять в словах корни.
В) Автор рассказывает об однокоренных словах.
9. Рассмотрите иллюстрации и определите, к какому православному празднику
относятся эти символы.

А) Новый год

В) Благовещенье

Б) Рождество Христово

10. «Сабантуй - праздник народов Башкирии и Татарстана в честь сбора урожая,
демонстрирующий силу и ловкость башкир и татар, пропагандирующий здоровый
образ жизни». Этот праздник принадлежит…
А) христианскому народу.

Б) мусульманскому народу.

В) буддистам.

11. Распределите по группам названия священных книг и основателей религий.
Запишите в таблицу.
Тора, Иисус Христос, Коран, Будда, Библия, Моисей, Мухаммад, Трипитака.
Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

12. Определите по костюму представителей разных религий. Запишите.

Ответы.
1. Андрей Рублёв, Александр Пушкин, Галина Уланова.
2. В
3. Б

4. А
5. Б
6. А
7. В
8. А
9. Б
10. Б11.
Христианство

Ислам

Буддизм

Иудаизм

Иисус Христос

Коран

Трипитака

Моисей

Библия

Мухаммад

Будда

Тора

12.Мусульманин, еврей, буддист, христианин


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».