Функциональная грамотность учимся для жизни 5-9 класс

Кущевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Подписан:
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
УТВЕРЖДЕНО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г.
БЮДЖЕТНОЕ
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="
край, Кущевский, Красная Поляна, Мира решение педсовета протокол
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ Краснодарский
ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор,
БЮДЖЕТНОЕ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ №1 от 31.08. 2023 года
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г., ОГРН=1022304245710,
СРЕДНЯЯ
СНИЛС=10993988318, ИНН ЮЛ=2340013096,
педсовета
E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена Председатель
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ ИНН=234004089883,
Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
____________Е.В. Ковш
ЬНАЯ ШКОЛА № 9 УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
Я являюсь автором этого документа
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО Основание:
Местоположение: место подписания
подпись руководителя ОО Ф.И.О
Дата: 2024-01-22 09:10:41
П.Г.
Foxit Reader Версия: 9.7.2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ
(основное общее образование 5-9 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся для жизни» разработана на основе рабочей программы курса внеурочной
деятельности Функциональная грамотность: учимся для жизни основное общее
образование) одобренной решением федерального учебно-методического

объединения по среднему образованию ( протокол от 29 сентября 2022 г.
№7/22) Москва, 2022

1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся для жизни» разработана на основе рабочей программы курса внеурочной
деятельности Функциональная грамотность: учимся для жизни основное общее
образование) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию ( протокол от 29 сентября 2022 г. №7/22) Москва, 2022
Актуальность и назначение программы
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения
включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в
различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного
функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и
навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления
с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации
неопределенности.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для
жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным
направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной
компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в
соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также
спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые
проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение
знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач,
формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения,
развитие критического и креативного мышления.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций
примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в
содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим
вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое,
экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование
культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса
способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному
развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.

2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего
места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление
быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности;
бережного отношения к личному и общественному имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной
ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений
целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную
научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных
текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и
ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
группировки, систематизации и классификации,
анализа, синтеза, обобщения,
выделения главного;
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;

открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и
жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты
освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики
содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности
обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык
и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов
речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и
выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного
текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в
виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с
точки зрения решения коммуникативной задачи;
определение лексического значения слова разными способами (установление значения
слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями
воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять
тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя,
рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового
чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных
типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение
слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету
«Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные
математические умения и навыки:
сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и
десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и
письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять
проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения
числовых выражений; использовать калькулятор;

решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость,
время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением,
пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления
личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты,
используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных
вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения:
цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через
другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной,
столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные,
использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц,
линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими
характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее
значения, размах числового набора;
оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность,
круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать
терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры
объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных
фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели
куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями:
равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их
распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о
сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для
вычисления длин, расстояний, площадей;
находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр
многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить
длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным
измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в
практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения
длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами
зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа
информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных
процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и
зависимостей;
переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью
составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с
контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении
различных задач;
решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области
«Естественно-научные предметы»:
умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера;

умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования,
применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и
строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую
природную среду;
умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов;
сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их
преодоления;
умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая
базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых
отношений;
формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на
определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия
решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков,
при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
фишинг);
формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с
личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств,
применения недобросовестных практик);
приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере
управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового
поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад
в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
формирование предпосылок научного типа мышления;

освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию
и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия,
сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений,
выражений и т.п.;
предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области
энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми
потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов,
предложения по изобретательству.
3. Содержание курса по шести направлениям функциональной грамотности
5 класс

Введение в курс «Функциональная грамотность» (1 ч)
1

Введение

Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую
информацию» (2 ч)
1

Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)

2

По страницам биографий (Великие люди нашей страны)

Модуль 2: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» (3 ч)
1

Мои увлечения

2

Растения в нашей жизни

3

Животные в нашей жизни

Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (3 ч)
1

Креативное мышление: Модели и ситуации. Общее представление о креативности
(на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с
содержательными и тематическими областями

2

Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и
варианты. Разные, похожие, одинаковые

3

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 1

1

Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов
деятельности

Модуль 4: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» (2 ч)
1

Развлечение и хобби

2

Здоровье

Модуль 5: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (1 ч)
1

Собираемся за покупками: что важно знать

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (1 ч)
1

«Деньги – не щепки, счетом крепки»

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (2 ч)
1

Мы умеем дружить. Общаемся с одноклассниками и живем интересно

2

Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально
компетентным?
Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 2

1

Итоговое занятие

6 класс
Введение в курс «Функциональная грамотность» (1 ч)
1

Введение

Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, различая факты и мнения» (2 ч)
1

Нас ждет путешествие (Путешествие по родной земле)

2

По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны)

Модуль 2: Естественно-научная грамотность «Учимся исследовать» (2 ч)
1

Мои увлечения

2

Растения и животные в нашей жизни

Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (2 ч)
1

Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели и ситуации.

2

Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость
мышления. Разные образы и ассоциации
Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 1

1

Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности

Модуль 4: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» (2 ч)
1

Новое об известном
(«Футбольное поле», «Электробус»)

2

Геометрические формы вокруг нас
(«Поделки из пластиковой бутылки», «Ковровая дорожка»)

Модуль 5: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (4 ч)
1

Семейный бюджет: по доходам — и расход

2

На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
1

«Копейка к копейке – проживет семейка»

2

Семейный бюджет

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу » (2 ч)
1

Мы разные, но решаем общие задачи

2

Заботимся о природе
Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 2

1

Итоговое занятие

7 класс
Введение в курс «Функциональная грамотность» (1 ч)
1

Введение

Модуль 1: Читательская грамотность «В мире текстов: от этикетки до повести» (2 ч)
1

Смысл жизни (Я и моя жизнь)

2

Человек и книга

Модуль 2: Естественно-научная грамотность «Узнаем новое и объясняем» (2 ч)
1

Наука и технологии

2

Мир живого

Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в
жизни» (2 ч)
1

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия.

2

Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость
мышления.

Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 1.
1

Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности

Модуль 4 : Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (2 ч)
1

В домашних делах: ремонт и обустройство дома

2

На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения

Модуль 5: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» (2 ч)
1

Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности

2

Самое главное о правилах безопасного финансового поведения

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (1 ч)
1

«Покупать, но по сторонам не зевать»

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы » (3 ч)
1

С чем могут быть связаны проблемы в общении

2

Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга.

3

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

1

Итоговое занятие

8 класс
Введение в курс «Функциональная грамотность» ( 1 ч)
1

Введение

Модуль 1: Читательская грамотность «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (3
ч)
1

Человек и книга

2

Познание

3

Смысл жизни (я и моя жизнь)

Модуль 2: Естественно-научная грамотность «Как применяют знания?» (2 ч)
1

Наука и технологии

2

Вещества, которые нас окружают

Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в
жизни» (2 ч)
1

Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия.

2

Выдвижение разнообразных идей.

Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 1.
1

Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов деятельности
на занятиях

Модуль 4: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (2 ч)
1

В профессиях

2

В общественной жизни

Модуль 5: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (2 ч)
1

Финансовые риски и взвешенные решения

2

Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (1 ч)
1

«Сосчитать – после не хлопотать»

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (2ч)
1

Социальные нормы – основа общения

2

Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и достигаем
общих целей
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

1

Итоговое занятие

9 класс
Введение в курс «Функциональная грамотность»
1.

Введение

Модуль 1: Читательская грамотность «События и факты с разных точек зрения» (2 ч)
1

Смысл жизни (я и моя жизнь)

2

Самоопределение

Модуль 2: Естественно-научная грамотность «Знания в действии» (3 ч)
1

Наука и технологии

2

Вещества, которые нас окружают

3

Наше здоровье

Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в
жизни» (2 ч)

1

Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального
проектирования.

2

Выдвижение разнообразных идей.
Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 1.

1

Подведение итогов первой части программы. Самооценка результатов
деятельности на занятиях

Модуль 4: Математическая грамотность «Математика в окружающем мире» (3 ч)
1

В общественной жизни: социальные опросы

2

На отдыхе: измерения на местности

3

В домашних делах: коммунальные платежи

Модуль 5: Финансовая грамотность «Основы финансового успеха» (2 ч)
1

Я – потребитель.

2

Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (1 ч)
1

«Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок»

Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» (1 ч)
1

Какое общение называют эффективным.
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

1

Итоговое занятие

Согласовано
Протокол заседания ШМО
среднего и старшего звена
МБОУСОШ № 9 им. Полевого П.Г.
от 29.08.2023 г. № 1
__________Аникеева Г.И.
подпись руководителя МО Ф.И.О.

Согласовано
зам. директора
__________Кохан Е.А
подпись

Ф.И.О.

30.08.2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».