Кущевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г.
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
УТВЕРЖДЕНО
БЮДЖЕТНОЕ
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="
Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна,
ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛМира
решение педсовета протокол
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №№1 от 31.08. 2023 года
9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., ОГРН=1022304245710,
СРЕДНЯЯ
СНИЛС=10993988318, ИНН ЮЛ=2340013096,
Председатель педсовета
E=cbuo86168@yandex.ru,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛИНН=234004089883,
G=Елена Васильевна, SN=Ковш,
____________Е.В. Ковш
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЬНАЯ ШКОЛА № 9 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №подпись руководителя ОУ Ф.И.О
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО 9Основание:
Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
П.Г.
Дата: 2024-01-22 09:07:07
Foxit Reader Версия: 9.7.2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая математика» 6 класс
Ступень обучения (класс) 6 класс
Количество часов 34 часа; в неделю-1 час
Составители: Воропаева Галина Викторовна, учитель математики
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования с учетом примерной программы
воспитания в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13- 14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно- тематического планирования».
Учебно-методическое пособие, Краснодар, 2021
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Финансовая математика, 6 класс»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика»
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной
образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с
учетом примерной программы воспитания(сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом
министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от
13.07.2021 № 47-01-13- 14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и
календарно- тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 классов и рассчитана на 17 часов в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном
направлении внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного
управления личными финансами.
Задачи курса:
формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание
ответственности при выстраивании финансовых отношений в семье и
обществе,
приобретение опыта применения полученных знаний и умений длярешения
бытовых вопросов в области экономики семьи.
Формы и виды деятельности:
экскурсия,
практикум,
онлайн занятие,
игра,
беседа,
мозговой штурм,
круглый стол,
решение задач,
проект,
работа в библиотеке.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной
деятельности
Изучение математики по данной программе способствует формированиюу
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обу- чения,
соответствующих требованиям федерального государственного образо-вательного стандарта
основного общего образования.
Личностные результаты:
формирование активной жизненной позиции;
развитие начальных навыков экономического стиля мышления вобласти
экономических отношений в семье и обществе;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета;
уважение к труду;
приобретение опыта применения полученных знаний и умений длярешения
реальных экономических ситуаций.
Метапредметные результаты:
развитие умений поиска информации, необходимой для решения
математических задач;
формирование умений представлять информацию в виде информационной
модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.);
развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей;
развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными
понятиями;
формирование навыков планирования действий с помощью учителяи
самостоятельно;
развитие способности критического отношения к полученным результатам:
самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и
замечаний других людей;
развитие навыков коммуникации: составление устных и письменных
текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, распределение
функций и ролей при совместной деятельности;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения идавать
оценку ситуации;
3
умение переложить знакомую математическую задачу в контекст
проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни.
Предметные результаты:
освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения бытовых задач в области семейной экономики:доходы и расходы
семьи, составление семейного бюджета,
инвестирование, прогнозирование и анализ полученных результатов;
определение элементарных проблем в области семейных финансови
нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественныхдисциплин
Обучающийся научится:
оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа,
продажа по акции, сбережение и увеличение капитала;
оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны,средства,
выделяемые на образование, медицинское обслуживание,стоимость
строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов
семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.;
пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или
количества товара;
оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки то-вара,
вычислять причитающуюся сдачу;
решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимальноговарианта
покупки с помощью составления числовых выражений;
решать задачи на простые проценты и банковские проценты, изменение
процентной базы (повышение и понижение цен на товары);
рассчитывать зарплату, налоги, премию;
принимать участие в расчетах семейного бюджета
решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и
линейные уравнения;
4
решать задачи с помощью деления числа в данном отношении на
распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам, распределение
оплаты за выполненную работу,
применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка –
себестоимость;
решать задачи на двукратное изменение величины, в частности за-дачи на
сложные банковские проценты;
решать задачи на распределение бюджета семьи, пользуясь диаграммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
приёмам грамотного распределения семейного бюджета;
оптимизировать доходы и расходы посредством математических
механизмов;
применять аппарат математические методы для решения
разнообразных задач из смежных предметов и практической деятельности;
выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических
задач;
применять полученные знания при решении задач повышенной
сложности.
5
2. Содержание курса
РАЗДЕЛ 1. Доходы и расходы семьи
Тема 1. Семейный бюджет (2 ч.)
Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов.
РАЗДЕЛ 2. Риски потери денег и имущества
Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч.)
Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их по-следствия.
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.
Страховая компания. Страховой полис.
РАЗДЕЛ 3. Взаимодействие семьи и государства
Тема 1. Социальные пособия (2 ч.)
Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия.
Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал.
Тема 2. Налоги (5 ч.)
Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются налоговыесборы. Другие
доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен.
Налог. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Пеня. Налого-вые льготы.
Налог на добавленную стоимость. Акциз.
РАЗДЕЛ 4. Банковские услуги
Тема 1. Вклады и кредиты (6 ч.)
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения, виды сбережений, де-позиты,
пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.
10
3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 17часов)
№
Тема занятия
занятия
Семейный бюджет (2 ч.)
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)
Статьи семейных доходов. СтаРассмотреть возможные статьи доходов и расходов семейного бюджета. Расчёт
2
тьи семейных расходов.
доходов и расходов семьи на условных примерах.
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч.)
1-2
3
4
Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия. Аварии.
Болезни. Несчастные случаи.
Катастрофы.
Страхование. Страховая компания. Страховой полис.
1
1
Рассмотреть, какие могут возникнуть жизненные обстоятельства, в которых
человеку необходима финансовая помощь государства. Рассмотреть задачи на
экономию семейного бюджета.
Рассмотреть понятия страховки, виды страхования. Рассмотреть задачи на оптимизацию семейного бюджета.
Социальные пособия (2 ч.)
Виды пособий и их выплаты.
Пенсия. Пенсионный фонд. Сти5-6
пендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал.
Налоги (5 ч.)
Проведение исследования того, какие виды социальных пособий есть в России.
Рассмотреть задачи, связанные с влиянием социальных выплат на доход семьи.
2
7-8
Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются
налоговые сборы. Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен.
2
Разобрать, какие виды налогов должны платить граждане РФ. Исследовать, для
чего нужны налоги. Работа над проектом. Решение задач на расчёт различных
налогов.
9
Налог. Подоходный налог.
Налоговая ставка. Налог на прибыль.
1
Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на
расчёт различных налогов. Работа над проектом.
11
10
11
Пеня. Налоговые льготы.
Налог на добавленную стоимость.
1
Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на
расчёт различных налогов. Работа над проектом
1
Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на
расчёт различных налогов. Работа над проектом
2
Для чего нужны банки. Разобрать, какие услуги они предоставляют. Решение
задач на расчёт по выплате кредитов.
Вклады и кредиты (6 ч.)
12-13
Кредит. Проценты по кредиту.
Долги.
14-17
Сбережения, виды сбережений,
депозиты, пластиковые карты.
Вклады. Проценты по вкладам.
4
Исследовать, почему люди хранят деньги в банке. Решение задач на расчёт по
банковских услуг на условных примерах.
12
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Финансовая математика, 6 класс»
№
п/п
Содержание раздела
темы
Даты
Колпроведения
во
план
часов
факт
Материальнотехническое
оснащение
Семейный бюджет (2 ч.)
Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов.
1
Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия, регуля- тивные
(Р), познавательные (П), коммуникативные (К),
личностные (Л)
П–извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
1, 4, 6, 7
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителеми
учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему,
осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельностии
ее мотивом
Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов.
2
П–извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
1, 4, 6, 7
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителеми
учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему,
осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч.)
Непредвиденные ситуации, требующие
3
1
5, 6, 7
дополнительных расходов,
их послед-
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
13
ствия. Аварии.
Болезни. Несчастные
случаи. Катастрофы.
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;
Страхование. Страховая компания. Страховой полис.
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
4
Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других;
Л - установление связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом
1
5, 6, 7
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;
Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему,
осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
Социальные пособия (2 ч.)
Виды пособий и их
выплаты. Пенсия.
Стипендия. Больничный лист. Пособие по
безработице. Мате5
ринский капитал.
6
Виды пособий и их
выплаты. Пенсия.
Стипендия. Больничный лист. Пособие по
безработице. Материнский капитал.
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
3, 6, 7
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме;
Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему,
осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом
1
3, 6, 7
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;
14
Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
Налоги (5 ч.)
Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и
на что расходуются
налоговые сборы.
Другие доходы госу7
дарства. Что такое
бюджет и для чего он
нужен.
8
Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и
на что расходуются
налоговые сборы.
Другие доходы государства. Что такое
бюджет и для чего он
нужен.
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
4, 6, 7
Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
6, 7
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;
Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему,
осуществлять самопроверку и взаимопроверку
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
Налог. Подоходный
налог. Налоговая
ставка. Налог на прибыль.
9
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
6, 7
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме;
Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других;
Л - установление связи межд у целью учебной деятельности
15
и ее мотивом
Пеня. Налоговые
льготы.
10
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
6, 7
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме;
Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему,
осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом
Налог на
добавленную
стоимость.
11
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
6, 7
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме;
Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
Вклады и кредиты (6 ч.)
Кредит. Проценты по
кредиту. Долги.
12
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
1, 2, 4, 6, 7
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме;
Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других;
Л - установление связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом
13
Кредит. Проценты по
кредиту. Долги.
1
1, 6, 7
П – извлекать необходимую информацию, строить логиче16
скую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме;
Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
14
Сбережения, виды
сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
1, 2, 4, 6, 7
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме;
Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
15
Сбережения, виды
сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
1, 6, 7
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме;
Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
16
Сбережения, виды
сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.
1
1, 6, 7
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме;
17
Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
17
Сбережения, виды
сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
1
1, 6, 7
К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме;
Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему,
осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
Итого:
17
Материально-техническое оснащение (оборудование)*
1. https://fincult.info
2. https://cbr.ru
3. https://ifru.ru
4. https://vashifinancy.ru/
5. http://www.gks.ru/
6. Учебное пособие для обучающихся «Финансовая математика, 6 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021
7. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Финансовая математика, 6 класс»» ГБОУ ИРОКраснодарского
края, 2021
Согласовано.
Протокол №1 заседания ШМО учителей
среднего и старшего звена от 30.08.2022 г
__________ Аникеева Г. И.
Согласовано.
и.о. директора
от 30.08.2022 года
____________ Ковш Е. В.
18