Кущевский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г. Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. УТВЕРЖДЕНО БЮДЖЕТНОЕ DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET=" Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна, ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛМира решение педсовета протокол O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №№1 от 31.08. 2023 года 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., ОГРН=1022304245710, СРЕДНЯЯ СНИЛС=10993988318, ИНН ЮЛ=2340013096, Председатель педсовета E=cbuo86168@yandex.ru, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛИНН=234004089883, G=Елена Васильевна, SN=Ковш, ____________Е.В. Ковш CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЬНАЯ ШКОЛА № 9 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №подпись руководителя ОУ Ф.И.О ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. ИМЕНИ ПОЛЕВОГО 9Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания П.Г. Дата: 2024-01-22 09:07:07 Foxit Reader Версия: 9.7.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая математика» 6 класс Ступень обучения (класс) 6 класс Количество часов 34 часа; в неделю-1 час Составители: Воропаева Галина Викторовна, учитель математики Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования с учетом примерной программы воспитания в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13- 14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно- тематического планирования». Учебно-методическое пособие, Краснодар, 2021 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика, 6 класс» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания(сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13- 14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно- тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 6 классов и рассчитана на 17 часов в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности. Цель курса: формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами. Задачи курса: формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание ответственности при выстраивании финансовых отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений длярешения бытовых вопросов в области экономики семьи. Формы и виды деятельности: экскурсия, практикум, онлайн занятие, игра, беседа, мозговой штурм, круглый стол, решение задач, проект, работа в библиотеке. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Изучение математики по данной программе способствует формированиюу обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обу- чения, соответствующих требованиям федерального государственного образо-вательного стандарта основного общего образования. Личностные результаты: формирование активной жизненной позиции; развитие начальных навыков экономического стиля мышления вобласти экономических отношений в семье и обществе; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета; уважение к труду; приобретение опыта применения полученных знаний и умений длярешения реальных экономических ситуаций. Метапредметные результаты: развитие умений поиска информации, необходимой для решения математических задач; формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.); развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей; развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными понятиями; формирование навыков планирования действий с помощью учителяи самостоятельно; развитие способности критического отношения к полученным результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и замечаний других людей; развитие навыков коммуникации: составление устных и письменных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, распределение функций и ролей при совместной деятельности; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения идавать оценку ситуации; 3 умение переложить знакомую математическую задачу в контекст проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни. Предметные результаты: освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых задач в области семейной экономики:доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инвестирование, прогнозирование и анализ полученных результатов; определение элементарных проблем в области семейных финансови нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественныхдисциплин Обучающийся научится: оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала; оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны,средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание,стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.; пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами); применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара; оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки то-вара, вычислять причитающуюся сдачу; решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимальноговарианта покупки с помощью составления числовых выражений; решать задачи на простые проценты и банковские проценты, изменение процентной базы (повышение и понижение цен на товары); рассчитывать зарплату, налоги, премию; принимать участие в расчетах семейного бюджета решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения; 4 решать задачи с помощью деления числа в данном отношении на распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам, распределение оплаты за выполненную работу, применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость; решать задачи на двукратное изменение величины, в частности за-дачи на сложные банковские проценты; решать задачи на распределение бюджета семьи, пользуясь диаграммами. Обучающийся получит возможность научиться: приёмам грамотного распределения семейного бюджета; оптимизировать доходы и расходы посредством математических механизмов; применять аппарат математические методы для решения разнообразных задач из смежных предметов и практической деятельности; выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач; применять полученные знания при решении задач повышенной сложности. 5 2. Содержание курса РАЗДЕЛ 1. Доходы и расходы семьи Тема 1. Семейный бюджет (2 ч.) Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов. РАЗДЕЛ 2. Риски потери денег и имущества Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч.) Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их по-следствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. РАЗДЕЛ 3. Взаимодействие семьи и государства Тема 1. Социальные пособия (2 ч.) Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал. Тема 2. Налоги (5 ч.) Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются налоговыесборы. Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен. Налог. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Пеня. Налого-вые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. РАЗДЕЛ 4. Банковские услуги Тема 1. Вклады и кредиты (6 ч.) Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения, виды сбережений, де-позиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. 10 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 17часов) № Тема занятия занятия Семейный бюджет (2 ч.) Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Статьи семейных доходов. СтаРассмотреть возможные статьи доходов и расходов семейного бюджета. Расчёт 2 тьи семейных расходов. доходов и расходов семьи на условных примерах. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч.) 1-2 3 4 Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. 1 1 Рассмотреть, какие могут возникнуть жизненные обстоятельства, в которых человеку необходима финансовая помощь государства. Рассмотреть задачи на экономию семейного бюджета. Рассмотреть понятия страховки, виды страхования. Рассмотреть задачи на оптимизацию семейного бюджета. Социальные пособия (2 ч.) Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Пенсионный фонд. Сти5-6 пендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал. Налоги (5 ч.) Проведение исследования того, какие виды социальных пособий есть в России. Рассмотреть задачи, связанные с влиянием социальных выплат на доход семьи. 2 7-8 Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются налоговые сборы. Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен. 2 Разобрать, какие виды налогов должны платить граждане РФ. Исследовать, для чего нужны налоги. Работа над проектом. Решение задач на расчёт различных налогов. 9 Налог. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. 1 Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчёт различных налогов. Работа над проектом. 11 10 11 Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. 1 Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчёт различных налогов. Работа над проектом 1 Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчёт различных налогов. Работа над проектом 2 Для чего нужны банки. Разобрать, какие услуги они предоставляют. Решение задач на расчёт по выплате кредитов. Вклады и кредиты (6 ч.) 12-13 Кредит. Проценты по кредиту. Долги. 14-17 Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. 4 Исследовать, почему люди хранят деньги в банке. Решение задач на расчёт по банковских услуг на условных примерах. 12 Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Финансовая математика, 6 класс» № п/п Содержание раздела темы Даты Колпроведения во план часов факт Материальнотехническое оснащение Семейный бюджет (2 ч.) Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов. 1 Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия, регуля- тивные (Р), познавательные (П), коммуникативные (К), личностные (Л) П–извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 1, 4, 6, 7 К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителеми учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельностии ее мотивом Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов. 2 П–извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 1, 4, 6, 7 К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителеми учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч.) Непредвиденные ситуации, требующие 3 1 5, 6, 7 дополнительных расходов, их послед- П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 13 ствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Страхование. Страховая компания. Страховой полис. П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 4 Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом 1 5, 6, 7 К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их Социальные пособия (2 ч.) Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Мате5 ринский капитал. 6 Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал. П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 3, 6, 7 К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом 1 3, 6, 7 П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; 14 Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их Налоги (5 ч.) Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются налоговые сборы. Другие доходы госу7 дарства. Что такое бюджет и для чего он нужен. 8 Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются налоговые сборы. Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен. П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 4, 6, 7 Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 6, 7 К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их Налог. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. 9 К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 6, 7 К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - установление связи межд у целью учебной деятельности 15 и ее мотивом Пеня. Налоговые льготы. 10 П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 6, 7 К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Налог на добавленную стоимость. 11 П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 6, 7 К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их Вклады и кредиты (6 ч.) Кредит. Проценты по кредиту. Долги. 12 П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 1, 2, 4, 6, 7 К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом 13 Кредит. Проценты по кредиту. Долги. 1 1, 6, 7 П – извлекать необходимую информацию, строить логиче16 скую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их 14 Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 1, 2, 4, 6, 7 К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их 15 Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 1, 6, 7 К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их 16 Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. 1 1, 6, 7 П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; 17 Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их 17 Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; 1 1, 6, 7 К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их Итого: 17 Материально-техническое оснащение (оборудование)* 1. https://fincult.info 2. https://cbr.ru 3. https://ifru.ru 4. https://vashifinancy.ru/ 5. http://www.gks.ru/ 6. Учебное пособие для обучающихся «Финансовая математика, 6 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021 7. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Финансовая математика, 6 класс»» ГБОУ ИРОКраснодарского края, 2021 Согласовано. Протокол №1 заседания ШМО учителей среднего и старшего звена от 30.08.2022 г __________ Аникеева Г. И. Согласовано. и.о. директора от 30.08.2022 года ____________ Ковш Е. В. 18