Кущевский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г. Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. БЮДЖЕТНОЕ DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET=" край, Кущевский, Красная Поляна, УТВЕРЖДЕНО Мира ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛКраснодарский O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ решение педсовета протокол УЧРЕЖДЕНИЕ ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 №1 от 31.08. 2023 года ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., ОГРН=1022304245710, СРЕДНЯЯ СНИЛС=10993988318, ИНН ЮЛ=2340013096, ИНН=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, Председатель педсовета ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛG=Елена Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ____________Е.В. Ковш УЧРЕЖДЕНИЕ ЬНАЯ ШКОЛА № 9 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 подпись руководителя ОУ Ф.И.О ПОЛЕВОГО П.Г. Основание: Я являюсь автором этого документа ИМЕНИ ПОЛЕВОГО ИМЕНИ Местоположение: место подписания Дата: 2024-01-22 09:05:43 П.Г. Foxit Reader Версия: 9.7.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая математика» 5 класс Ступень обучения (класс) 5 класс Количество часов 34 часа; в неделю-1 час Составители: Воропаева Галина Викторовна, учитель математики Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования с учетом примерной программы воспитания в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13- 14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно- тематического планирования». Учебно-методическое пособие, Краснодар, 2021 1 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика», 5 класс Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания(сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13- 14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно- тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17 часов в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности. Цель курса: формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами. Задачи курса: формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание ответственности при выстраивании финансовых отношений в семьеи обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых вопросов в области экономики семьи. Формы и виды деятельности: экскурсия, практикум, онлайн занятие, игра, беседа, мозговой штурм, КТД, виртуальная экскурсия, решение задач, творческая мастерская, проект, работа в библиотеке, 2 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Изучение математики по данной программе способствует формированиюу обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания. Личностные результаты: формирование активной жизненной позиции; развитие начальных навыков экономического стиля мышления вобласти экономических отношений в семье и обществе; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета; уважение к труду; приобретение опыта применения полученных знаний и умений длярешения реальных экономических ситуаций. Метапредметные результаты: развитие умений поиска информации, необходимой для решения математических задач; формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.); развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей; развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными понятиями; формирование навыков планирования действий с помощью учителяи самостоятельно; развитие способности критического отношения к полученным ре-зультатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и замечаний других людей; развитие навыков коммуникации: составление устных и письмен- ных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, рас-пределение функций и ролей при совместной деятельности; умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения идавать оценку ситуации; умение переложить знакомую математическую задачу в контекст проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни. Предметные результаты: освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых задач в области семейной экономики: 3 доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инве-стирование, прогнозирование и анализ полученных результатов; определение элементарных проблем в области семейных финансови нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению обществен-ных дисциплин Обучающийся научится: оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала; оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание,стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.; пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами); применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара; оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу; решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимальноговарианта покупки с помощью составления числовых выражений; рассчитывать зарплату, премию; принимать участие в расчетах семейного бюджета решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения; применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость; Обучающийся получит возможность научиться: приёмам грамотного распределения семейного бюджета; оптимизировать доходы и расходы посредством математических механизмов; применять аппарат математические методы для решения разнообразных задач из смежных предметов и практической деятельности; выбирать изученные методы и их комбинации для решения матемтических задач; применять полученные знания при решении задач повышенной сложности. 4 2. Содержание курса РАЗДЕЛ. Доходы и расходы семьи Тема 1. Деньги (3 ч) История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси.Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки. Денежные расчёты. Об- мен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты.Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Тема 2. Доходы и расходы (2 ч) Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строитель-ства объектов народного хозяйства и др. Тема 3. Семейный бюджет (12 ч) Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товарыдлительного пользования. Заработная плата. Услуги. Коммунальные услуги и платежи. Детские расходы. Формирование личных и семейных сбережений. Ра-циональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий ми- нимизировать расходы. 5 3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 17 часов) № занятия Деньги (3 ч) Тема занятия Кол-во часов 1 История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки. 1 2-3 Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. 2 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Объяснение проблем бартерного (товарного) обмена. Описание свойств предмета, выполняющего роль денег. Ознакомление с понятием золотой запас страны, валюта. Объяснение, почему изготовление фальшивых денег – преступление. Решение задач на соотнесение, составление схем, таблиц. Перечисление видов денег. Примеры товарных денег. Сравнение преимуществ и недостатков разных видов денег. Составление и решение задачи с денежными расчётами. Доходы и расходы (2 ч) Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, ме4-5 дицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др. Семейный бюджет (12 ч) Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. 6-7 8-9 2 2 Заработная плата. 2 Услуги. Коммунальные услуги и платежи. 10-11 2 6 Рассмотреть, какие существуют статьи доходов и расходов семьи и государства. Решение простейших расчётных задач. Объяснение причин, по которым люди делают покупки. Описание направлений расходов семьи. Решение простейших задач на расчёт стоимости товаров, необходимых в повседневной жизни. Описание и сравнение источников доходов семьи. Расчёт расходов семьи на условных примерах. Обсуждение воздействия рекламы и промоакций на принятие решений о покупке. Расчёт доли расходов на разные товары и услуги. Какие существуют коммунальные платежи. Расчёт расходов семьи на коммунальные услуги. 12-13 Детские расходы. 2 Формирование личных и семейных сбережений. 14-15 16-17 2 Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. 2 Статьи расходов семейного бюджета на детей. Расчёт расходов семьи на нужды детей. Управление доходами и расходами. Семейный бюджет, формирование личных и семейных сбережений. Кредит. Вклады. Составление семейного бюджета на условных примерах. Сравнение доходов и расходов и принимать решения. Последствия превышения расходов над доходами. Решение задач на оптимизацию затрат. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Финансовая математика, 5 класс» № заня тия Содержание (разделы, темы) Деньги (3 ч) История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. 1 Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужныбанки. Датыты проведения план факт Материальнотехническое оснащение (оборудование)* 1, 4, 6, 7 7 Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия. Регулятивные(Р), познавательные(П), коммуникативные(К), личностные (Л) П–рассматривать математику в контексте истории развития цивилизациии истории развития науки; К– выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку Л - ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно 2 Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. 1, 3, 4, 6, 7 8 П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - вы ражать в ответах свои мысли обсуждать с учи- 3 Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Доходы и расходы (2 ч) Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства 4 объектов народного хозяйства и др. 5 Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др. 1, 2, 6, 7 1, 2, 4, 6, 7 2, 4, 6, 7 9 телем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно П – извлекать необходимую информацию, строить логическуюцепочкурассуждений,переходитьотсловеснойформулировкиусловиязад ачикматематическоймодели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обна руживать и формулировать учебную п робле- му, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Семейный бюджет (12 ч) Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Заработная плата. 6 1, 4, 6, 7 Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. 7 1, 6, 7 Заработная плата. 8 1, 5, 6, 7 10 П–извлекать необходимую информацию, применять геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П–извлекать необходимую информацию, применять геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П–извлекать необходимую информацию, применять геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обна руживать и формулировать учебную п робле- Заработная плата. 9 5, 6, 7 Услуги. Коммунальные услуги и платежи. 10 1, 6, 7 Услуги. Коммунальные услуги и платежи. 11 12 6, 7 Детские расходы. 1, 4, 6, 7 11 му, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходитьотсловеснойформулировкиусловиязадачикматематическоймодели; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить ло- Детские расходы. 13 4, 6, 7 Формирование личных и семейных сбережений. 14 1, 4, 6, 7 Формирование личных и семейных сбережений. 15 4, 6, 7 12 гическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку. Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать ин формацию в устной и Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. 16 1, 6, 7 Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. 17 6, 7 Итого: 17 13 письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других; Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы; Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку. Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели; К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации; Р– планировать свою работу в группе, контролировать работу других Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Материально-техническое оснащение (оборудование)* 1. https://fincult.info 2. https://cbr.ru 3. https://ifru.ru 4. https://vashifinancy.ru/ 5. http://www.gks.ru/ 6. Учебное пособие для обучающихся «Финансовая математика, 5 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021 7. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Финансовая математика, 5 класс»» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021 Согласовано Протокол №1 заседания ШМО учителей среднего и старшего звена от 30.08.2022 г _________ Аникеева Г. И. Согласовано. и.о. директора от 30.08.2022 года ____________ Ковш Е. В. 14