Финансовая математика 5 класс

Кущевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г.
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
БЮДЖЕТНОЕ
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="
край, Кущевский, Красная Поляна,
УТВЕРЖДЕНО
Мира ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛКраснодарский
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
решение педсовета протокол
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
№1 от 31.08. 2023 года
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., ОГРН=1022304245710,
СРЕДНЯЯ
СНИЛС=10993988318, ИНН ЮЛ=2340013096,
ИНН=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru,
Председатель педсовета
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛG=Елена
Васильевна, SN=Ковш,
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
____________Е.В.
Ковш
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЬНАЯ ШКОЛА № 9 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
подпись руководителя ОУ Ф.И.О
ПОЛЕВОГО П.Г.
Основание: Я являюсь автором этого документа
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО ИМЕНИ
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-01-22 09:05:43
П.Г.
Foxit Reader Версия: 9.7.2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Финансовая математика» 5 класс
Ступень обучения (класс) 5 класс
Количество часов 34 часа; в неделю-1 час
Составители: Воропаева Галина Викторовна, учитель математики
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования с учетом примерной программы
воспитания в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13- 14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно- тематического планирования».
Учебно-методическое пособие, Краснодар, 2021

1

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Финансовая математика», 5 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика»
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной
образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с
учетом примерной программы воспитания(сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом
министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от
13.07.2021 № 47-01-13- 14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и
календарно- тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17 часов в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном
направлении внеурочной деятельности.
Цель курса:
формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного
управления личными финансами.
Задачи курса:
 формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание
ответственности при выстраивании финансовых отношений в семьеи обществе,
 приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
бытовых вопросов в области экономики семьи.
Формы и виды деятельности:

 экскурсия,
 практикум,
 онлайн занятие,
 игра,
 беседа,
 мозговой штурм,
 КТД,
 виртуальная экскурсия,
 решение задач,
 творческая мастерская,
 проект,
 работа в библиотеке,

2

1. Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Изучение математики по данной программе способствует формированиюу
обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и примерной программе воспитания.
Личностные результаты:
 формирование активной жизненной позиции;
 развитие начальных навыков экономического стиля мышления вобласти
экономических отношений в семье и обществе;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета;
 уважение к труду;
 приобретение опыта применения полученных знаний и умений длярешения
реальных экономических ситуаций.
Метапредметные результаты:
 развитие умений поиска информации, необходимой для решения
математических задач;
 формирование умений представлять информацию в виде информационной
модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.);
 развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей;
 развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными
понятиями;
 формирование навыков планирования действий с помощью учителяи
самостоятельно;
 развитие способности критического отношения к полученным ре-зультатам:
самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и
замечаний других людей;
 развитие навыков коммуникации: составление устных и письмен- ных
текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, рас-пределение
функций и ролей при совместной деятельности;
 умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения идавать
оценку ситуации;
 умение переложить знакомую математическую задачу в контекст
проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни.
Предметные результаты:
 освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
 приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения бытовых задач в области семейной экономики:

3

доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инве-стирование,
прогнозирование и анализ полученных результатов;
 определение элементарных проблем в области семейных финансови
нахождение путей их решения;
 развитие кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению обществен-ных
дисциплин
Обучающийся научится:
 оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа,
продажа по акции, сбережение и увеличение капитала;
 оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства,
выделяемые на образование, медицинское обслуживание,стоимость
строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов
семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.;
 пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
 применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или
количества товара;
 оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара,
вычислять причитающуюся сдачу;
 решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимальноговарианта
покупки с помощью составления числовых выражений;
 рассчитывать зарплату, премию;
 принимать участие в расчетах семейного бюджета
 решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и
линейные уравнения;
 применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка –
себестоимость;
Обучающийся получит возможность научиться:

 приёмам грамотного распределения семейного бюджета;
 оптимизировать доходы и расходы посредством математических
механизмов;
 применять аппарат математические методы для решения разнообразных задач
из смежных предметов и практической деятельности;
 выбирать изученные методы и их комбинации для решения матемтических
задач;
 применять полученные знания при решении задач повышенной
сложности.

4

2. Содержание курса
РАЗДЕЛ. Доходы и расходы семьи
Тема 1. Деньги (3 ч)
История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси.Валюта РФ,
Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и других стран. Что такое
банк. Для чего нужны банки. Денежные расчёты. Об- мен. Товарные деньги. Символические
деньги. Драгоценные металлы. Монеты.Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги.
Тема 2. Доходы и расходы (2 ч)
Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на
образование, медицинское обслуживание, стоимость строитель-ства объектов народного
хозяйства и др.
Тема 3. Семейный бюджет (12 ч)
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товарыдлительного
пользования. Заработная плата. Услуги. Коммунальные услуги и платежи. Детские расходы.
Формирование личных и семейных сбережений. Ра-циональное планирование, в частности
оптимальный выбор, позволяющий ми- нимизировать расходы.

5

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности (1 час в неделю, всего 17 часов)
№
занятия
Деньги (3 ч)

Тема занятия

Кол-во
часов

1

История и причины возникновения денег. Денежные
отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и
других стран. Что такое банк. Для чего нужны
банки.

1

2-3

Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги.

2

Основные виды деятельности обучающихся (на
уровне учебных действий)
Объяснение проблем бартерного (товарного) обмена.
Описание свойств предмета, выполняющего роль денег. Ознакомление с понятием золотой запас страны,
валюта. Объяснение, почему изготовление фальшивых денег – преступление. Решение задач на
соотнесение, составление схем, таблиц.
Перечисление видов денег. Примеры товарных денег.
Сравнение преимуществ и недостатков разных видов
денег. Составление и решение задачи с денежными
расчётами.

Доходы и расходы (2 ч)
Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы
страны, средства, выделяемые на образование, ме4-5
дицинское обслуживание, стоимость строительства
объектов народного хозяйства и др.
Семейный бюджет (12 ч)
Предметы первой необходимости. Товары текущего
потребления. Товары длительного пользования.
6-7

8-9

2

2

Заработная плата.

2

Услуги. Коммунальные услуги и платежи.
10-11

2

6

Рассмотреть, какие существуют статьи доходов и расходов семьи и государства. Решение простейших
расчётных задач.
Объяснение причин, по которым люди делают покупки. Описание направлений расходов семьи. Решение
простейших задач на расчёт стоимости товаров, необходимых в повседневной жизни.
Описание и сравнение источников доходов семьи.
Расчёт расходов семьи на условных примерах.
Обсуждение воздействия рекламы и промоакций на
принятие решений о покупке. Расчёт доли расходов
на разные товары и услуги. Какие существуют коммунальные платежи. Расчёт расходов семьи на
коммунальные услуги.

12-13

Детские расходы.

2

Формирование личных и семейных сбережений.
14-15

16-17

2

Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать
расходы.

2

Статьи расходов семейного бюджета на детей. Расчёт
расходов семьи на нужды детей.
Управление доходами и расходами. Семейный бюджет, формирование личных и семейных сбережений.
Кредит. Вклады. Составление семейного бюджета на
условных примерах.
Сравнение доходов и расходов и принимать решения.
Последствия превышения расходов над доходами.
Решение задач на оптимизацию затрат.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Финансовая
математика, 5 класс»
№
заня
тия

Содержание (разделы, темы)

Деньги (3 ч)
История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны.
1
Современные деньги России и
других стран. Что такое банк.
Для чего нужныбанки.

Датыты
проведения
план факт

Материальнотехническое
оснащение
(оборудование)*

1, 4, 6, 7

7

Универсальные учебные действия (УУД), проекты,
ИКТ-компетенции, межпредметные понятия.
Регулятивные(Р), познавательные(П),
коммуникативные(К), личностные (Л)
П–рассматривать математику в контексте истории
развития цивилизациии истории развития науки; К–
выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р– обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку
Л - ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно

2

Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические
деньги. Драгоценные металлы.
Монеты. Купюры. Наличные
деньги. Безналичные деньги.

1, 3, 4, 6, 7

8

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - вы ражать в ответах свои мысли обсуждать с учи-

3

Денежные расчёты. Обмен. Товарные деньги. Символические
деньги. Драгоценные металлы.
Монеты. Купюры. Наличные
деньги. Безналичные деньги.

Доходы и расходы (2 ч)
Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны,
средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства
4
объектов народного хозяйства и
др.

5

Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны,
средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства
объектов народного хозяйства и
др.

1, 2, 6, 7

1, 2, 4, 6, 7

2, 4, 6, 7

9

телем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено того, что еще неизвестно
П – извлекать необходимую информацию, строить логическуюцепочкурассуждений,переходитьотсловеснойформулировкиусловиязад
ачикматематическоймодели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обна руживать и формулировать учебную п робле-

му, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Семейный бюджет (12 ч)
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Заработная плата.
6

1, 4, 6, 7

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного
пользования.
7

1, 6, 7

Заработная плата.

8

1, 5, 6, 7

10

П–извлекать необходимую информацию, применять
геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П–извлекать необходимую информацию, применять
геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П–извлекать необходимую информацию, применять
геометрические факты для решения задач, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обна руживать и формулировать учебную п робле-

Заработная плата.

9

5, 6, 7

Услуги. Коммунальные услуги и
платежи.

10

1, 6, 7

Услуги. Коммунальные услуги и
платежи.

11

12

6, 7

Детские расходы.

1, 4, 6, 7
11

му, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходитьотсловеснойформулировкиусловиязадачикматематическоймодели;
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить ло-

Детские расходы.

13

4, 6, 7

Формирование личных и семейных сбережений.

14

1, 4, 6, 7

Формирование личных и семейных сбережений.
15

4, 6, 7

12

гическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К - выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать ин формацию в устной и

Рациональное планирование, в
частности оптимальный выбор,
позволяющий минимизировать
расходы.
16

1, 6, 7

Рациональное планирование, в
частности оптимальный выбор,
позволяющий минимизировать
расходы.
17

6, 7

Итого:

17

13

письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других;
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;
Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;
К–представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, в виде презентации; Р–
планировать свою работу в группе, контролировать
работу других
Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Материально-техническое оснащение (оборудование)*

1. https://fincult.info
2. https://cbr.ru
3. https://ifru.ru
4. https://vashifinancy.ru/
5. http://www.gks.ru/
6. Учебное пособие для обучающихся «Финансовая математика, 5
класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021

7. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация курса «Финансовая математика, 5 класс»» ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021

Согласовано
Протокол №1 заседания ШМО
учителей среднего и старшего
звена от 30.08.2022 г
_________ Аникеева Г. И.

Согласовано.
и.о. директора
от 30.08.2022 года
____________ Ковш Е. В.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».