Краснодарский край Кущевский район с. Красная Поляна муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени Полевого П.Г. УЧРЕЖДЕНИЕ УТВЕРЖДЕНО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET=" БЮДЖЕТНОЕ Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна, решением педагогического совета протокол №1 ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛМира O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ от 31.08. 2023 года СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., СРЕДНЯЯ ОГРН=1022304245710, СНИЛС=10993988318, ИНН ЮЛ=2340013096, ИНН=234004089883, директор ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛE=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЬНАЯ ШКОЛА № 9 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА _________________Е.В. Ковш 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. ИМЕНИ ПОЛЕВОГО №Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания подпись руководителя ОУ Ф.И.О. П.Г. Дата: 2024-01-22 09:31:32 Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ Foxit Reader Версия: 9.7.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Подготовка к ГИА по обществознанию Уровень образования (класс) 9 класс_ Количество часов 34 часов Уровень базовый Учитель Долгополов Анатолий Сергеевич Пояснительная записка. Рабочая программа факультативного курса «Обществознание в вопросах и ответах» для учащихся 9 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования. Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях. Задачи курса: - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание; - стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету; - отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую и практическую часть: 8 часов теории и 26 часов практики. Практические работы в рамках курса включают следующие формы: · работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета); · критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; · анализ явлений и событий, происходящих в современном мире; · решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности. Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная. Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, написание эссе. Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты, анализ документов и другое. Формы и методы контроля образовательного результата. В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (10090% - «5», 89-70% - «4», 69-51% - «3»). -особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания; -он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания; -достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся; -в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации; -происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения; -достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 - 9 классе по обществознанию.; -проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ. Планируемые результаты: Личностные: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные: 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; 2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; 6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Содержание курса: Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические режимы. Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы Нормативные документы: Российские: Конституция РФ, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс и другие нормативные документы. Международные акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование раздела Кол-во часов практика 2 2 4 4 4 4 4 2 26 теория Введение Основные сферы жизни общества Человек и общество Экономика Социальная сфера Политическая сфера Право Обобщение полученных знаний Всего: 1 2 3 4 5 6 7 8 1 1 2 1 1 1 1 8 всего 3 3 6 5 5 5 5 3 34 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема 1 Введение 2-3 Входной контроль 4 5-6 7 Основные вопросы Введение – 3 часа Особенности ОГЭ по обществознанию. Основные типы заданий. Правила заполнения бланков ОГЭ. Дата Количество часов Теория Практ ика 07.09 1 14.09 21.09 Основные сферы жизни общества - 3 часа Основные сферы жизни Социальные свойства 28.09 общества человека, его взаимодействие Работа с терминологией с другими людьми; сущность 05.10 общества как формы 12.10 совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Человек и общество – 6 часов Общество и человек Понятие об обществе как 19.10 форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные Приме чание 2 1 2 1 Решение варианта ОГЭ отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. 8 Сфера духовной культуры Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека. 26.10 1 Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы Практический тренинг по содержательной линии «Общество», «Сфера духовной культуры» Решение ситуативных задач по теме «Общество» 09.11 1 Решение заданий ОГЭ №2,3,4 16.11 1 1112 Восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации. 23.11 2 Решение заданий ОГЭ №5,12,15 Проработ ка заданий №20-24 13 14 Экономическая сфера Практический тренинг 9 10 Экономика – 5 часов Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и 30.11 07.12 1 1 Решение 15 1617 по содержательной линии «экономика» Решение ситуативных задач по теме «экономика» потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. 14.12 1 21.12 28.12 2 заданий «6-9 Решение заданий ОГЭ №5,12,15 Проработ ка заданий №20-24 Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами. 18 19 20 2122 Социальная сфера Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» Решение ситуативных задач по теме «Социальная сфера» Восприятие текста и нахождение в нем необходимой Социальная сфера – 5 часов Социальная структура 11.01 общества. Социальные 18.01 группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. 25.01 Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. 01.02 Социальная значимость 08.02 здорового образа жизни. 1 1 Решение заданий №10-11 1 Решение заданий ОГЭ №5,12,15 Проработ ка заданий 2 информации. 23 24 25 2627 Сфера политики и социального управления Практический тренинг по содержательной линии «Политика» Решение ситуативных задач по теме «Политика» Восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. №20-24 Политическая сфера – 5 часов Политика, ее роль в жизни 15.02 общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы 22.02 правления; суверенитет; национально-государственное устройство, политические 29.02 режимы. Выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт 07.03 14.03 1 1 1 2 Решение заданий №13,14 Решение заданий ОГЭ №5,12,15 Проработ ка заданий №20-24 президентства; местное самоуправление 28 29 30 3132 3334 Право Практический тренинг по содержательной линии «Право» Решение ситуативных задач по теме «Право» Восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации. Итоговый контроль Право – 5 часов часа Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка. Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы 21.03 04.04 1 1 11.04 1 18.04 25.04 2 Обобщение полученных знаний – 2 часа 02.05 16.05 Итого: 2 8 26 Решение заданий №16-18 Решение заданий ОГЭ №5,12,15 Проработ ка заданий №20-24 Решение варианта ОГЭ