Краснодарский край Кущевский район с. Красная Поляна
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 имени Полевого П.Г.
УЧРЕЖДЕНИЕ
УТВЕРЖДЕНО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="
БЮДЖЕТНОЕ
Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна, решением педагогического совета протокол №1
ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛМира
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
от 31.08. 2023 года
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.,
СРЕДНЯЯ
ОГРН=1022304245710, СНИЛС=10993988318,
ИНН ЮЛ=2340013096, ИНН=234004089883,
директор
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛE=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена Васильевна,
SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЬНАЯ ШКОЛА № 9 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
_________________Е.В. Ковш
9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО №Основание:
Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
подпись руководителя ОУ
Ф.И.О.
П.Г.
Дата: 2024-01-22 09:31:32
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
Foxit Reader Версия: 9.7.2
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Подготовка к ГИА по обществознанию
Уровень образования (класс) 9 класс_
Количество часов 34 часов
Уровень базовый
Учитель Долгополов Анатолий Сергеевич
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультативного курса «Обществознание в вопросах и ответах»
для учащихся 9 класса составлена на основе требований к результатам основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте
общего образования второго поколения примерной программе по обществознанию. В
ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы
основного общего образования.
Цель курса: формировать более глубокие представления о базовых
обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса
«Обществознание;
- стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников
и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач
Программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую
и практическую часть: 8 часов теории и 26 часов практики.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
· работа с различными источниками социальной информации, включая современные
средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
· критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации,
отражающей
различные
подходы,
интерпретации
социальных
явлений,
формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
· анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
· решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные
проблемы современности.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии,
эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ
материала, организация понимания через обсуждение, написание эссе.
Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение
ситуативных задач, тесты, анализ документов и другое.
Формы и методы контроля образовательного результата.
В начале изучения планируется входной контроль, цель – выявление общего уровня
знаний, умений и навыков по обществознанию. В ходе занятий предполагается после
каждого раздела промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому
обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий
(за каждый правильный ответ один балл), промежуточное тестирование проходит в
форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким
образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы (10090% - «5», 89-70% - «4», 69-51% - «3»).
-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки
практического овладения обществознания;
-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;
-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой,
творческой работы учащихся;
-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и
поиска необходимой информации;
-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами
обучения;
-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре
на материал, изучаемый в 8 - 9 классе по обществознанию.;
-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ.
Планируемые результаты:
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных
теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для
решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту
обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
Содержание курса:
Социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность
общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки
основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм,
регулирующих общественные отношения.
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие
общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция
и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.
Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его
ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой
группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения.
Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения
взаимопонимания.
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его
проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни
человека.
Наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в
обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность
ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты
прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и
собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в
экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда.
Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки,
выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Предпринимательская этика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие
на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские
вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица
как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы.
Налоги, уплачиваемые гражданами.
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль
и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его
разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Образ жизни. Социальная
значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная
ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося
поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные
отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа.
Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном
обществе. Межнациональные отношения в РФ. Социальная структура общества.
Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная
мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в
развитии
общества.
Социальные
нормы.
Социальная
ответственность.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей;
государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное
устройство, политические режимы. Выборы, референдум; партии и движения;
многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы
конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная,
исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное
самоуправление
Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав
человека, права ребенка.
Гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная
ответственность; административный проступок; правоохранительные органы
Нормативные документы:
Российские: Конституция РФ, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс,
Административный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс
и другие нормативные документы.
Международные акты: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав
ребенка 1957 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование раздела
Кол-во часов
практика
2
2
4
4
4
4
4
2
26
теория
Введение
Основные сферы жизни общества
Человек и общество
Экономика
Социальная сфера
Политическая сфера
Право
Обобщение полученных знаний
Всего:
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1
2
1
1
1
1
8
всего
3
3
6
5
5
5
5
3
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
1
Введение
2-3
Входной контроль
4
5-6
7
Основные вопросы
Введение – 3 часа
Особенности
ОГЭ
по
обществознанию. Основные
типы
заданий.
Правила
заполнения бланков ОГЭ.
Дата
Количество часов
Теория
Практ
ика
07.09
1
14.09
21.09
Основные сферы жизни общества - 3 часа
Основные сферы жизни
Социальные
свойства
28.09
общества
человека, его взаимодействие
Работа с терминологией с другими людьми; сущность
05.10
общества
как
формы
12.10
совместной
деятельности
людей; характерные черты и
признаки основных сфер
жизни общества; содержание
и значение социальных норм,
регулирующих общественные
отношения.
Человек и общество – 6 часов
Общество и человек
Понятие об обществе как
19.10
форме
жизнедеятельности
людей.
Взаимодействие
общества
и
природы.
Основные
сферы
общественной жизни и их
взаимосвязь. Общественные
Приме
чание
2
1
2
1
Решение
варианта
ОГЭ
отношения и их виды.
Социальные изменения и его
формы.
Эволюция
и
революция.
Развитие
общества. Движущие силы
общественного
развития.
Традиционное,
индустриальное,
информационное общества.
Человек и его ближайшее
окружение. Человек в малой
группе.
Общение.
Роли
человека в малой группе.
Лидер. Свобода личности и
коллектив. Межличностные
отношения. Межличностные
конфликты,
их
конструктивное разрешение.
Пути
достижения
взаимопонимания.
Человечество в XXI веке,
основные вызовы и угрозы.
Современные мир и его
проблемы.
Глобализация.
Причины
и
опасность
международного терроризма.
8
Сфера духовной
культуры
Понятие
«культура»;
духовная жизнь общества;
искусство, его виды, место в
жизни человека.
26.10
1
Наука в современном
обществе; образование и
самообразование; религия, ее
роль в обществе; Церковь как
общественный
институт
мораль, основные ценности и
нормы
Практический тренинг
по содержательной
линии «Общество»,
«Сфера духовной
культуры»
Решение ситуативных
задач по теме
«Общество»
09.11
1
Решение
заданий
ОГЭ
№2,3,4
16.11
1
1112
Восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации.
23.11
2
Решение
заданий
ОГЭ
№5,12,15
Проработ
ка
заданий
№20-24
13
14
Экономическая сфера
Практический тренинг
9
10
Экономика – 5 часов
Экономика и ее роль в
жизни общества. Ресурсы и
30.11
07.12
1
1
Решение
15
1617
по содержательной
линии «экономика»
Решение ситуативных
задач по теме
«экономика»
потребности. Ограниченность
ресурсов.
Альтернативная
стоимость (цена выбора).
Экономические
основы
защиты прав потребителя.
Международная торговля.
Восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации.
Деньги. Функции и
формы денег. Инфляция.
Экономические системы и
собственность.
Главные
вопросы экономики. Роль
собственности и государства
в экономике. Производство и
труд. Факторы, влияющие на
производительность
труда.
Заработная
плата.
Стимулирование труда.
14.12
1
21.12
28.12
2
заданий
«6-9
Решение
заданий
ОГЭ
№5,12,15
Проработ
ка
заданий
№20-24
Предпринимательство и
его
основные
организационно-правовые
формы. Издержки, выручка,
прибыль.
Малое
предпринимательство
и
фермерское
хозяйство.
Предпринимательская этика.
Рынок.
Рыночный
механизм. Понятия спроса и
предложения.
Факторы,
влияющие
на
спрос
и
предложение.
Формы
сбережения
граждан
(наличная валюта, банковские
вклады, ценные бумаги).
Экономические
цели
и
функции
государства.
.Безработица как социальное
явление. Экономические и
социальные
последствия
безработицы.
Налоги,
уплачиваемые гражданами.
18
19
20
2122
Социальная сфера
Практический тренинг
по содержательной
линии «Социальная
сфера»
Решение ситуативных
задач по теме
«Социальная сфера»
Восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
Социальная сфера – 5 часов
Социальная структура
11.01
общества. Социальные
18.01
группы и общности.
Социальная роль и
социальный статус.
Социальная мобильность.
25.01
Социальный конфликт. Пути
его разрешения. Значение
конфликтов в развитии
общества. Образ жизни.
01.02
Социальная значимость
08.02
здорового образа жизни.
1
1
Решение
заданий
№10-11
1
Решение
заданий
ОГЭ
№5,12,15
Проработ
ка
заданий
2
информации.
23
24
25
2627
Сфера политики и
социального
управления
Практический тренинг
по содержательной
линии «Политика»
Решение ситуативных
задач по теме
«Политика»
Восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации.
Социальные нормы.
Социальная ответственность.
Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и
общества. Профилактика
негативных форм
отклоняющегося поведения.
Семья как малая группа.
Этнические группы и
межнациональные
отношения. Отношение к
историческому прошлому,
традициям, обычаям народа.
Межнациональные
конфликты. Взаимодействие
людей в многонациональном
обществе. Межнациональные
отношения в РФ. Социальная
структура общества.
Социальные группы и
общности. Социальная роль и
социальный статус.
Социальная мобильность.
Социальный конфликт. Пути
его разрешения. Значение
конфликтов в развитии
общества. Социальные
нормы. Социальная
ответственность.
Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и
общества. Профилактика
негативных форм
отклоняющегося поведения.
№20-24
Политическая сфера – 5 часов
Политика, ее роль в жизни
15.02
общества; политическая
власть; разделение властей;
государство, формы
22.02
правления; суверенитет;
национально-государственное
устройство, политические
29.02
режимы.
Выборы, референдум; партии и
движения; многопартийность.
Конституция – основной закон
государства; основы
конституционного строя РФ;
федерация, ее субъекты;
законодательная,
исполнительная и судебная
власть в РФ; институт
07.03
14.03
1
1
1
2
Решение
заданий
№13,14
Решение
заданий
ОГЭ
№5,12,15
Проработ
ка
заданий
№20-24
президентства; местное
самоуправление
28
29
30
3132
3334
Право
Практический тренинг
по содержательной
линии «Право»
Решение ситуативных
задач по теме «Право»
Восприятие текста и
нахождение в нем
необходимой
информации.
Итоговый контроль
Право – 5 часов часа
Понятие «право»; отрасли
права;
права
человека;
Всеобщая декларация прав
человека, права ребенка.
Гражданское общество и
правовое
государство;
преступление;
уголовная
ответственность;
административный
проступок;
правоохранительные органы
21.03
04.04
1
1
11.04
1
18.04
25.04
2
Обобщение полученных знаний – 2 часа
02.05
16.05
Итого:
2
8
26
Решение
заданий
№16-18
Решение
заданий
ОГЭ
№5,12,15
Проработ
ка
заданий
№20-24
Решение
варианта
ОГЭ