РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Краснодарский край, Кущёвский район с. Красная Поляна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г. Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET=" БЮДЖЕТНОЕ Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна, Мира 38", L=Кущевский район, T=Директор, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ул, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., ОГРН=1022304245710, СНИЛС=10993988318, ИНН ЮЛ=2340013096, СРЕДНЯЯ ИНН=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ Васильевна, БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. НАЯ ШКОЛА № 9 Основание: Я являюсь автором этого документа место подписания ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.Местоположение: Дата: 2024-01-22 08:32:36 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 31 августа 2023 года протокол № 1 Председатель ________ Е.В. Ковш Foxit Reader Версия: 9.7.2 курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 1-4 классов начальногообщего образования Составитель: Марушка Юлия Николаевна с. Красная Поляна, 2023 год Программа разработана в соответствии ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 г. № 712);с учетом примерной программы учебного предмета «основам религиозных культур и светской этики (модуль Основы православной культуры)», Включенного в содержательный раздел примерной ООП общего образования, внесенной в реестр примерных ООП. А.В.Бородина – М.: Просвещение, 2020 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию внеурочной деятельности предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии.Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п. Содержание модулей позволяет реализовать две приоритетные цели данного учебного курса: - посредством ознакомления с традиционными религиями России, а также с идеями светской этики раскрыть общечеловеческие духовные ценности, которые объединяют представленные в нашей стране религиозные культуры и нравственную культуру атеистов; - познакомить с отдельными, доступными для понимания младшими школьниками особенностями разных религий, традиционных для России, а также светскими представлениями о законах жизни в гражданском обществе, правилах взаимоотношений между людьми, взаимодействии с природным и социальным миром. Понимание и принятие общечеловеческих духовно-нравственных ценностей осуществляется в процессе решения следующих задач: - формирование представлений о единстве культурного пространства РФ, о вкладе традиционных религий в создание российского государства, в развитие образования, архитектуры, литературы, художественной культуры; - становление гражданской идентичности, осознание того, что российский народ, независимо от национальности, вероисповедания и традиций своего этноса, объединяет чувство патриотизма, понимание сопричастности всех народов к общему прошлому и настоящему своей страны, к общим традициям в сфере культуры, науки и искусства; - осознание гуманистических ценностей российского общества; становление способности к проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию ближнему, желание оказать помощь нуждающемуся в ней; - развитие эмоционального неприятия любых форм несправедливости, неуважительного отношения к верующему, представителю другой веры или атеисту; - углубление эмоционального и познавательного интереса к художественной культуре, рождённой традиционными религиями (культовые сооружения, главные религиозные книги, искусство); - восприимчивость и эмоциональная оценка религиозных праздников и традиций; - формирование регулятивных действий: способности к оценке поступков с точки зрения общепринятой морали и этики, контролю своего поведения, не допускающего причинение другим физического и морального вреда. Предпосылками школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную толерантность детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой понимания законов существования в социуме и принятие их как руководство к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственности, этики, толерантности и др., обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1. Гражданско – патриотическое воспитание: 1.1. понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; 1.2. формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; 2. Духовно – нравственное воспитание. 2.1. понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческойжизни; 2.2. понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; 2.3. осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакойрелигии; 2.4. принимать право человека не исповедовать никакой религии, быть сторонником светской (гражданской) этики, основанной на конституционных правах и обязанностях гражданина РФ; 2.5. строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; 2.6. соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; 2.7. строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; 2.8. понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; 2.9. понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. 3. Приобщение детей к культурному наследию (эстетическое воспитание) 3.1. способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитания эстетических чувств, суждений вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. 4. Популяризация научных знаний среди детей (ценности научного познания) 4.1. мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; 4.2. познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; 4.3. познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; 4.4. интереса к обучениюи познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. Метапредметные Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующимобразом: - владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера; - умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать вситуации неуспеха; - освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; - умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; умеющий использовать знаково-символические средства информации; - активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; - использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением); - овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову; - овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно- следственных связей, построения рассуждения; - готовность слушать собеседника, вести диалог; - умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; - умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих. Предметные Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика: - имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; - владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; - понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; - знающий историю формирования отечественной культуры; - имеющий представление о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия; - овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке; - овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов; - владеющий духовной и историко-культурологической лексикой; - овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения; имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России; - имеющий знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, миро- воззренческих и вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт; - имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси; - имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества; - знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории. По окончании курса ученик научится: - понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. иметь представление о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия; - владеть в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных, библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке; - понимать духовные основы русской литературы (поэзии, прозы), объяснять смысл фразеологизмов и крылатыхвыражений из Библии; - читать и понимать церковнославянские тексты; - владеть духовной и историко-культурологической лексикой; - объяснять значение терминов и понятий с опорой на текст учебника или словаря, использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных); - владеть основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 1 класс РАЗДЕЛ 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 17 часов Тема 1. «КРАСОТА В МИРЕ» – 3 ч Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. Государственный Русский музей. Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила. Икона «Чудо Георгия о змие». Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России. Человек – хранитель культуры. Зависимости культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуре России. Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественноэстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Тема 4. «НАША РОДИНА» – 3 ч Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск.и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. Москва – столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. 2 класс РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» — 17 часов Тема 1. ВВОДНЫЙ УРОК – 1 Ч. Тема 2. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч. Самая древняя книга о духовном мире — Библия. Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы. Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей. Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области. Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью. Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни. Тема 3. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 13 ч. С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке. Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет. Сретение Господне. Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса Христа. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства. Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного. 3 класс – 17 часов Раздел I. Введение в православную духовную традицию. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин долженотноситься к людям. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта. Раздел II. Православие в России. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бываетчистым. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек засохранение природы. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу. Итоговая презентация творческих проектов учащихся. Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение). 4 класс – 17 часов Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия – наша Родина. Раздел 2. Основы православной культуры. Часть 1. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Раздел 3. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Календарно-тематическое планирование 1 кл № Содержание (разделы, темы) Тема 1. «КРАСОТА В МИРЕ» (3 ч) 1 Нерукотворная красота природы. Творец. Творение. 2 Рукотворная красота культуры. 3 Человек – созидатель культуры. Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» (5 ч) Музеи как хранилища предметов 4 культуры. Знакомство с сокровищами. Оружейной палаты. Евангелие. 5 Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. 6 Государственный Русский музей. Эрмитаж. Икона «Чудо Георгия о змие». 7 Библиотеки – хранилища культуры. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России. 8 Человек – хранитель культуры. Представление о единстве культуре России. Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» (6 ч) 9 Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России. Кол- во часов Основные виды учебной деятельности (УУД) Основные направления воспитательной деятельности 1 П - умение строить высказывание Л – нравственно-эстетическое оценивание П - умение строить высказывание К – умение выражать свои мысли К – умение выражать свои мысли П – поиск информации 3 1 П – поиск информации Л – нравственно- эстетическое оценивание 4 1 К – умение выражать свои мысли Л –нравственно-эстетическое оценивание 4 1 П – поиск информации 4 1 К – умение выражать свои мысли К –постановка вопросов 4 1 П – смысловое чтение К – умение выражать свои мысли 4 1 П – поиск информации К – умение выражать свои мысли 3,4 1 1 4 4 10 11 12 13 14 Иконы. Святая Троица. Иконы Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Храмы. Понятие «храм – дом Божий». 1 П – структурирование знаний К – постановка вопросов 3,4 1 3,4 Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь,престол. Лампада, подсвечник. Представление о православном богослужении. 1 П – структурирование знаний К – умение выражать свои мысли Л – нравственно-эстетическое оценивание 1 П – структурирование знаний К – постановка вопросов 3,4 1 П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание 3,4 1 К – умение выражать свои мысли 2,3,4 1 П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание К – постановка вопросов П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание 2,3,4 Тема 4. «НАША РОДИНА» (3 ч) 15 Россия – наша Родина. Красота просторов 16 Древнейшие города России. Понятие о кремлях как оборонительных сооружениях. 17 Москва – столица России. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. 1 3,4 2,3,4 Календарно-тематическое планирование 2 класс № Содержание (разделы, темы) Вводный урок (1 ч) История религиозной культуры. 1 Колвочасов 1 Основные виды учебной деятельности (УУД) Основные направления воспитательной деятельности П - умение строить высказывание Л – нравственно-эстетическое оценивание 2,3,4 Тема 1. Духовное в реальном мире (3 ч) 1 2 Мир внешний и мир внутренний. 3 Человек – венец творения. 1 Добро и зло в человеческом обществе и в мире 1 природы. Тема 2. Жизнь Иисуса Христа и православные праздники (13 ч) 5 Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. 1 Рождество Пресвятой Богородицы. 6 Благовещение Пресвятой Богородицы. 1 4 П - умение строить высказывание К – умение выражать свои мысли К – постановка вопросов П – формулировка проблемы К – умение выражать свои мысли П – поиск информации П – поиск информации Л – нравственно-эстетическое оценивание 2,3,4 2,3,4 2,3,4 7 Рождество Христово 1 8 Поклонение волхвов Младенцу Христу. 1 П – поиск информации П – структурирование знаний П – поиск информации П – структурирование знаний П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание П – смысловое чтение 9 Бегство Иосифа с Марией и Младенцем Иисусом Христом в Египет. Возвращение в Назарет. Сретение Господне Рождение Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса Христа. 1 П – поиск информации 10 11 12 13 14 15 1 1 1 Усекновение честной главы Иоанна Предтечи 1 Христос в пустыне. Двенадцать учеников 1 Иисуса Христа. Нагорная проповедь Христа. Заповеди 1 блаженств Л – нравственно-эстетическое оценивание К – постановка вопросов П - смысловое чтение П – поиск информации П – поиск информации 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 Традиции празднования Рождества Христова в России. Экскурсия в православный храм 16 17 1 1 П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание П – структурирование знаний Л – нравственно-эстетическое оценивание К – постановка вопросов 2,3,4 2,3,4 Календарно-тематическое планирование 3 класс № Содержание (разделы, темы) Колвочасов Основные виды учебной деятельности (УУД) Основные направления воспитательной деятельности 1. Россия – наша Родина. Культура и религия. 1 2,3,4 2. Человек и Бог в православии. 1 3. Православное учение о человеке. 1 4. Совесть и раскаяние. 1 5. Милосердие и сострадание. 1 Личностные: -формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; -формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; -принятие и освоение социальной роли 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 6. Золотое правило этики. 1 7. Храм. 1 8. Икона 1 9. Как христианство пришло на Русь. 1 10. Зачем творить добро? 1 11. Чудо в жизни христианина 1 12. Православие в Божием суде. 1 13. Христианская семья. 1 14. Защита Отечества. 1 15. Христианин в труде. 1 обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе, социальной справедливости и свободы; -развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; -развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные: 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 -овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее 2,3,4 осуществления; -освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; -формирование умения планировать, 2,3,4 16. 17. № Любовь и уважение к Отечеству. 1 2,3,4 Итоговая презентация творческих проектов учащихся. 1 контролировать и оценивать учебные действия в 2,3,4 ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; -вносить соответствующие коррективы в процессе их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Содержание (разделы, темы) Календарно-тематическое планирование 4 класс Основные виды учебной деятельности (УУД) Колвочасов 1. Введение. Духовные ценности и 1 нравственные идеалы в жизни человека и общества 2. Россия – наша Родина 1 Основные направления воспитательной деятельности Р. Выделение и осознание обучающимися того, 2,3,4 что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, 2,3,4 что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 3. Основы православной культуры. Часть 1. Культура и религия. 1 4. Человек и Бог в православии. 1 5. Православная молитва 1 6. Библия и Евангелие. 1 7. Проповедь Христа. 1 Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 8. Христос и Его крест. 1 9. Пасха. 1 10. Православное учение о человеке. 1 11. Совесть и раскаяние. 1 12. Заповеди. Заповеди Блаженства 1 Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. П. Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Р. Определять самостоятельно критерии оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 2,3,4 13. Милосердие и сострадание. 1 14. Золотое правило этики. 1 15. Храм. Православный храм и другие святыни. Экскурсия в храм. 1 Р. Определять самостоятельно критерии 2,3,4 оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Р. Определять самостоятельно критерии 2,3,4 оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Р. Определять самостоятельно критерии 2,3,4 оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. 16. Икона. 1 17. Творческие работы учащихся. 1 Р. Определять самостоятельно критерии 2,3,4 оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Р. Определять самостоятельно критерии 2,3,4 оценивания и давать самооценку. П. Наблюдать и делать самостоятельные и простые выводы. К.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.