Орлята России

Краснодарский край, Кущёвский район х. Красная Поляна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО
Е УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА
Я ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г.

Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснодарский край,
Кущевский, Красная Поляна, Мира ул, 38", L=Кущевский район,
T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.,
ОГРН=1022304245710, СНИЛС=10993988318, ИНН ЮЛ=2340013096,
ИНН=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена Васильевна,
SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-01-22 08:30:39
Foxit Reader Версия: 9.7.2

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 31 августа 2023 года протокол № 1
Председатель ________ Е.В. Ковш

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
для 1-4 классов начальногообщего образования

Составитель: Марушка Ю.Н.,
Петракова Т.А.,
Пособило Н.Н.,
Шангарева Е.А.
учителя начальных классов

Программа

разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Орлята России» составлена для учащихся 1
- 4 классов на основе учебно-методического комплекса Программы развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанный ФГБОУ
Всероссийским детским центром «Орленок». Авторы- составители Волкова Н.А., Китаева
А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В.,
под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во
Новация, 2022 год

Пояснительная записка
Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной
деятельности направленности коммуникативная деятельность.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом
возрастных и психологических особенностей младшего школьника; на основании рабочей
программы воспитания МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г.
Перечень учебников и пособий, которые используются для обеспечения реализации
программы:
o «Учебно-методический комплекс Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанный ФГБОУ
Всероссийским детским центром «Орленок». Авторы- составители Волкова Н.А.,
Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И.,
Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной
Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022 год
o Цифровые образовательные ресурсы.
Актуальность. Рабочая программа «Орлята России» ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся,
«поощрение социальной активности
обучающихся» в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации».
Цель программы: формирование у ребёнка младшего школьного возраста
социальноценностных знаний, отношений и
опыта
позитивного
преобразования
социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных
предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к
своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и
ответственности.
Данная рабочая программа может быть реализована в смешанном (комбинированном)
режиме с использованием ЭО и ДОТ.
Результаты обучения
Личностные результаты:
осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе
способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников,
способствовать дружескому отношению к одноклассника; формирование положительной
мотивации по отношению к учебно- познавательной деятельности и процессу
интеллектуального
напряжения;
формировать
положительную
мотивацию
к
интеллектуальной деятельности; способствовать развитию внимания, памяти, логического
мышления в соответствии с возрастом и интересами обучающихся осознавать ценность
умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги – как источника знаний;
формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на проявлении
сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению ценностного
отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению
истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности
природного мира.
Метапредметные результаты:
Познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний и умений
из личного жизненного опыта; развивать способность к применению своих знаний и
умений, способность выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно с
учителем общие правила поведения; формировать умения выделять главное и значимое в
полученной информации; формировать умение обобщать и систематизировать,
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под
руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать,
осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под
руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать,

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под
руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (под руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности
общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; познавательные:
понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео.
Коммуникативные результаты:
формировать представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в
коллективе; формировать представления о способах выражения дружеского отношения к
одноклассникам; формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим
правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение
ставить общую цель и пути её достижения; формулировать суждения, слушать собеседника
и понимать высказывания других обучающихся; учиться проявлять уважительное
отношение к собеседнику в совместной работе; формировать положительную мотивацию к
чтению книг и обмену информацией, знаниями со сверстниками; строить
аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и взрослыми;
учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать
говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога;
регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться открыто
демонстрировать свои творческие способности; учиться называть одноклассников по
имени, демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться
согласно нормам этики формировать умения эмоционального конструктивного общения во
внеурочной деятельности; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам
действий при работе с интеллектуальными заданиями; понимать и действовать согласно
выделенным ориентирам при работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в
паре при решении интеллектуальных задач; содействовать самореализации каждого
обучающегося в процессе выполнения интеллектуальных заданий; содействовать поиску
самостоятельной траектории чтения; понимать и одобрять нравственные нормы поведения:
действовать согласно рационального использования времени и ресурсов, выполнять
правила безопасного труда при выполнении работы; учиться контролировать свои действия
при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом действия для достижения
поставленной цели.
Предметные результаты:
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в
классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть
правилами поведения в классе, школе; формировать умение применять полученные знания
из различных областей в совместной коллективной деятельности; формировать
представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать
представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать
представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать
главные качества эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность,
увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга,
журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера
совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно-эстетического наполнения
предметной среды человека; формировать умение выполнять в определенной
последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми
словами и терминами.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Итого:

Учебно-тематический план
Тема, раздел

теория

всего

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

Подготовительныйэтап к участию в Программе
Вводный «Орлятский урок»для детей первого года
участия в Программе
«Кто такой эрудит?»
«Подведём итоги»
«От слова к делу»
«Спешить на помощь безвозмездно! »
«Совместное родительское собрание «Наша забота!»
«Доброволец – это доброе сердце» «Подведём итоги»
«Мастер – это …»
«Весёлые старты» «Самые спортивные ребята моей
школы»
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«История школы – моя история»
«ЭКОЛОГиЯ »
«Мы друзья природе»
«Лидер – это …»
«Я могу быть лидером!»

1
1
1
1
1
1
1
1
17

1
1
1
1
1
1
1
17

Содержание программы
1 класс
(17 часов)
Введение (1ч.)
Трек «Орлёнок – Эрудит» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка Трек
«Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный
процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника
более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу
получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами
получения информации.
Трек «Орлёнок – Доброволец» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра
Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый
год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями
«доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в
котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и
участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня
волонтёра.
Трек «Орлёнок – Мастер» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках
данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на
два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской
Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику / участвуют в
новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с
лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны);
посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.

Трек «Орлёнок – Спортсмен» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик
(персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено
необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки.
Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе,
позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (4 ч.)
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по
осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая
нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений,
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует
празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Трек «Орлёнок – Эколог» (3 ч.)
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками
деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.
Трек «Орленок-лидер» (3 ч)
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с
понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос
детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды
учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие
задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания:
построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула»,
«имя хором» и др.
1 класс
(0,5 часа в неделю; 17 часа)
№
Тема занятия
Кол-во Дата
Дата
п/п
часов
факт. коррект.
1
Подготовительныйэтап к участию в Программе
1
«Орлёнок – Эрудит» (2 ч.)
2
«Кто такой эрудит?»
1
3
«Подведём итоги»
1
«Орлёнок – Доброволец» (2 ч.)
4
«От слова к делу»
1
5
«Доброволец – это доброе сердце» «Подведём итоги»
1
«Орлёнок – Мастер» (2 ч.)
6
«Мастер – это …»
1
7
«Классная елка!» «Новогоднее настроение»
1
«Орлёнок – спортсмен» (2 ч.)
8
«Утро начнем с зарядки!»
1
9
«Азбука здоровья»
1
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (2 ч.)

10
11
12
13
14
15
16
17

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
«История школы – моя история»
«Орлёнок – Эколог» (3 ч.)
«ЭКОЛОГиЯ »
«Мы друзья природе»
«Орлята – экологи»
«Орленок-лидер» (3 ч.)
«Лидер – это …»
«Мы дружный класс»
Подведение итогов участия в программе в текущем году

1
1
1
1
1
1
1
1
17
часов

Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа
информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической
направленности «Орлята России» рассчитана во 2 классе на 17 учебных часов (0,5 часов в
неделю).
Результаты обучения
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России; формирование чувства сопричастности к
прошлому, настоящему своей страны и родного края; формирование представлений о традициях
и семейных ценностях; применение в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия
в различных видах внеурочной деятельности; проявление устойчивого интереса к историческому
прошлому своей страны и малой Родины; осознание значимости изучения краеведения для
личностного развития; формирование уважительного отношения к истории и культуре своего
народа и народов, живущих рядом; развитие навыков бесконфликтной коммуникации со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях проявление и раскрытие
способностей быть организатором и инициатором;
развитие активности, инициативности, любознательности и самостоятельности обучающихся;
развитие познавательного интереса к различным разделам науки; понимание ценности
умственного труда в жизни человека и общества, формирование положительной внутренней
мотивации у обучающихся в процессе решения нестандартных заданий; формирование
первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни
человека и общества; формирование первоначальных представлений об уважении и достоинстве
человека, о нравственно- этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
становление ценностного отношения к укреплению здоровья человека; формирование
первоначальных представлений о научной картине мира, формирование основ экологической
культуры, принятие ценности природного мира.
Метапредметные результаты:
познавательные: расширение понятийного аппарата новыми терминами, свойственными
современному лидеру; умение определять главные качества лидера (честность, активность,
ответственность, доброжелательность и др.); анализирование информации, нахождение
причинно-следственные связи; умение объединять существенные признаки, классифицировать и
делать выводы; систематизирование знаний обучающихся о значении труда в жизни человека, о
качествах людей труда; демонстрация понимания информации, представленной в объяснении
педагога ориентация в терминах, используемых в информации педагога; составление небольших
комплексов упражнений физкультминуток и утренней зарядки; формирование умения обобщать,
делать выводы по предложенной педагогом информации; расширение кругозора и словарного
запаса; понимание, что информация может быть представлена в разной форме — текста,
иллюстраций, фото, видео; умение соотносить исторические события во временных рамках:

прошлое, настоящее, будущее.
Коммуникативные:
развитие умений взаимодействовать со сверстниками в микро группах и команде;
понимание значения коллективной деятельности для успешного решения практической задачи;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером; проявление уважительного отношения к собеседнику; соблюдение
в процессе общения нормы речевого этикета; соблюдение правила ведения диалога; построение
несложных высказываний по предложенному материалу; умение делать выводы на основе
изучаемого фактического материала; умение объяснять другим особенности выполнения
комплекса упражнений; восприятие и формулирование суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения проявлять уважительное отношение к собеседнику,
соблюдение правила ведения диалога и дискуссии; умение объяснить термины «Родина, родной
край», хранитель, поколение»; формирование умения слушать одноклассников, проявлять
уважение к мнению других.
Регулятивные:
формирование понимания значимости достижения общей цели для класса;
умение понимать и удерживать поставленную задачу, в случае необходимости обращаться за
помощью к педагогу; умение выстраивать план своих действий и сохранять последовательность
его выполнения. контролировать ход и результат выполнения действия; умение действовать
согласно составленного плана и соотносить результат действия с поставленной задачей; желание
участвовать в дальнейшей творческой деятельности; умение корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; умение планировать этапы предстоящей работы в треке «Орлёнокдоброволец», умение определять цели на занятиях с помощью учителя и планировать действия.;
планирование действия по решению практической задачи для получения результата;
выстраивание последовательности выбранных действий; умение проявлять самостоятельность,
инициативность, организованность при выполнении задания.
Предметные результаты:
знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; формирование
первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и
других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами
данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств
соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с
простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения;
лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр», «добровольчество», умение
определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на
укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за
ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни
человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды
и электроэнергии), и природной среде; владение различными приёмами слушания научнопознавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для
выражения мыслей и чувств.
Содержание программы
2 класс
(17 часов)
Введение (1 ч.)
Трек «Орлёнок – Лидер» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений. 1 «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с

понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос
детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды
учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие
задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания:
построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула»,
«имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт- копилка Трек
«Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием
различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети
знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной
деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей
отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В
рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных
сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок- Мастер»
поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний
спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг
Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках
трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками
деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (2ч.)
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы.
В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению
личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен
открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы
(класс) – хранители своих достижений. Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году (1 ч)
2 класс
(1 часа в неделю; 34 часа)
№
Тема занятия
Кол-во Дата
Дата
п/п
часов
факт. коррект.
1
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года
1

участия в Программе
«Орленок-лидер» (2 ч.)
2
3

«Лидер – это …»
«Мы дружный класс!»

1
1
«Орлёнок – Эрудит» (2 ч.)

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

«Кто такой эрудит?»
1
Итоги трека «Настарте новых открытий»
1
«Орлёнок – Мастер» (2 ч.)
«Мастер – это …»
1
«Путь в мастерство» – подводим итоги
1
«Орлёнок – Доброволец» (2 ч.)
«От слова к делу»
1
«Портрет добровольца»
1
«Орлёнок – спортсмен» (2 ч.)
«Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!»
1
Спортивная игра «Книга рекордов»
1
«Орлёнок – Эколог» (3 ч.)
«ЭКОЛОГиЯ »
1
«Шагая в будущее -помни о планете»
1
«Мой след на планете»
1
Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (3 ч.)
Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
1
«Хранитель семейных традиций»
1
Подведение итогов участия в Программе в текущем
1
учебном году
17
часов

Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа
информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической
направленности «Разговоры о важном» рассчитана в 3 классе на 17 учебных часов (0,5 час в
неделю).
Результаты обучения
Личностные результаты:
формирование
уважительного и доброжелательного отношения друг к другу;
формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе; формирование учебнопознавательного интереса к треку «Орлёнок – Эрудит»; умение активизировать мыслительную
деятельность и совершенствовать интеллектуальные качества; работа над осознание
ответственности за общее дело; формирование уважительного отношения к культуре своего
народа; формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению другого
человека; формирование понимания значения нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил организации здорового образа жизни;
формирование культуры здорового образа жизни человека; формирование учебнопознавательного интереса к содержанию трека «Орлёнок – Эколог»;осознание ответственности
за общее благополучие, основ экологической культуры; формирование сопричастности к
прошлому, настоящему и будущее своей страны; формирование чувство сопричастности к
традициям своей страны
Метапредметные (развивающие):
Коммуникативные:
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять

готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение
сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных
задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать
мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение
рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной
задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; умение
работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;
признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; умение
сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к
окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
Познавательные:
умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять базовые
логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение; умение
применять базовые логические универсальные действия: анализ; развивать познавательный
интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков самостоятельного творческого
мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать
текстовую и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять
комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу; формирование потребности в
соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного
здоровья; умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи; умение извлекать информацию,
представленную в разных формах; умение делать сообщения на предложенную тему и
рассуждать на представленную тему.
Регулятивные:
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; умение
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно
оценивать их; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение принимать цели и
произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности формировать умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности,
проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу,
осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель урока после
предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные (обучающие):
знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в коллективе, качества
и характеристики человека- лидера; формулирование умения строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи, разнообразных
приёмов работы; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр»,
«добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры
совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь,
забота); формирование знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья;
умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений
о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического
поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”, «хранитель исторической
памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным ценностям и традициям;
понимание особой роли в истории России и мировой истории, воспитание чувства гордости за

достижения малой Родины.
Содержание программы
3 класс
(17 часов)
Введение (1 ч.)
Трек «Орлёнок – Лидер» (2ч.)
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские
микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка 89 Трек
«Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким
содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот
период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их
успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у
детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В
рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на
два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль,
концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг
Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках
трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость,
вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» (3 ч.)
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника .
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла
Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по
осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе
лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории
и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».

Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году (1 ч.)

№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

3 класс
(0,5 часа в неделю; 17 часов)
Тема занятия

Кол-во
часов
1

Дата
факт.

Дата
коррект.

Вводный «Орлятский урок» для детей первого года
участия в Программе
«Орленок-лидер» (2 ч.)
«Лидер – это …»
1
«Мы дружный класс!»
1
«Орлёнок – Эрудит» (2 ч.)
«Кто такой эрудит?»
1
Итоги трека «Настарте новых открытий»
1
«Орлёнок – Мастер» (2 ч.)
«Мастер – это …»
1
«Путь в мастерство»– подводим итоги
1
«Орлёнок – Доброволец» (2 ч.)
«От слова к делу»
1
«Портрет добровольца»
1
«Орлёнок – спортсмен» (2 ч.)
«Движение – жизнь!»
1
«Азбука здоровья»
1
«Орлёнок – Эколог» (3 ч.)
«ЭКОЛОГиЯ »
1
Экологический квест «Ключи природы»
1
«Шагая в будущее -помни о планете»
1
Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (3 ч.)
Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
1
«Традиции моей страны»
1
Подведение итогов участия в Программе в текущем
1
учебном году

17 часов

Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения, программа
информационно-просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической
направленности «Орлята России» рассчитана в 4 классе на 17 учебных чаов (0,5 час в неделю).
Результаты обучения
Личностные результаты:
формирование
уважительного и доброжелательного отношения друг к другу;
формирование положительного опыта взаимоотношений в коллективе; формирование учебнопознавательного интереса к треку «Орлёнок – Эрудит»; умение активизировать мыслительную
деятельность и совершенствовать интеллектуальные качества; работа над осознание
ответственности за общее дело; формирование уважительного отношения к культуре своего
народа; формирование культуры общения, уважительного отношения к мнению другого
человека; формирование понимания значения нравственных норм и ценностей как условия
жизни личности, семьи, общества; соблюдение правил организации здорового образа жизни;
формирование культуры здорового образа жизни человека; формирование учебнопознавательного интереса к содержанию трека «Орлёнок – Эколог»;осознание ответственности
за общее благополучие, основ экологической
культуры;
формирование
сопричастности к прошлому, настоящему и будущее своей страны; формирование чувство
сопричастности к традициям своей страны

Метапредметные (развивающие):
Коммуникативные:
умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять
готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя; умение
сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных
задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать
мнения в ходе поиска ответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками, работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение
рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной
задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; умение
работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;
признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; умение
сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к
окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
Познавательные:
умение сравнивать свои качества с качествами лидера; умение применять базовые
логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение; умение
применять базовые логические универсальные действия: анализ; развивать познавательный
интерес и творческую деятельность; развитие внимания, навыков самостоятельного творческого
мышления; умение анализировать, обосновывать свои суждения; умение анализировать
текстовую и видеоинформацию, рассуждать на представленную тему; умение составлять
комплекс утренней зарядки через совместную групповую работу; формирование
потребности в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления
личного здоровья; умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно
предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; умение извлекать
информацию, представленную в разных формах; умение делать сообщения на предложенную
тему и рассуждать на представленную тему.
Регулятивные:
формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; умение
планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно
оценивать их; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность
действий, осуществлять контроль и результат своей деятельности; умение принимать цели и
произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности формировать умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности,
проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу,
осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель урока после
предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
формирование умения применять свои знания в практической деятельности
Предметные (обучающие):
знакомство с понятием «Лидер», со способами выявления лидеров в коллективе, качества
и характеристики человека- лидера; формулирование умения строить логические рассуждения;
формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о
разнообразии профессий и их роли; освоение основных мотивов росписи, разнообразных
приёмов работы; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр»,
«добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры
совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь,
забота); формирование знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья;
умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений
о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического

поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,
«хранитель исторической памяти», формирование умения проявлять уважение к семейным
ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории,
воспитание чувства гордости за достижения малой Родины.
По итогам участия в программе «Орлята России в течение учебного года» младший
школьник:
понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к
истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознаёт
принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов; уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа;
понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и
принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и
поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом
возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни
человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду); применяет в жизни позитивный опыт,
полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает
участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально
значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в
разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной
и общественной гигиены, безопасного поведения в
быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах
доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение
к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет
первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной
и гуманитарной областях знаний);
демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников
Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;во
взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный
вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе
в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям
труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей
деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и
повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Содержание программы
4 класс
(17 часов)
Введение (1 ч.)
Трек «Орлёнок – Лидер» (2ч.)
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер» В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские
микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка 89 Трек

«Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким
содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот
период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их
успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у
детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера В
рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на
два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль,
концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг
Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках
трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся
социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» (2 ч.)
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость,
вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» (3 ч.)
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника .
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (3 ч.)
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом
«Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла
Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по
осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе
лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории
и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году (1 ч.)

№
п/п
1

2
3
4
5

4 класс
(0,5 часа в неделю; 17 часов)
Тема занятия
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года
участия в Программе
«Орленок-лидер» (2 ч.)
«Лидер – это …»
«Мы дружный класс!»
«Орлёнок – Эрудит» (2 ч.)
«Кто такой эрудит?»
Итоги трека «Настарте новых открытий»
«Орлёнок – Мастер» (2 ч.)

Кол-во
часов
1

1
1
1
1

Дата
факт.

Дата
коррект.

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

«Мастер – это …»
1
«Путь в мастерство»– подводим итоги
1
«Орлёнок – Доброволец» (2 ч.)
«От слова к делу»
1
«Портрет добровольца»
1
«Орлёнок – спортсмен» (2 ч.)
«Движение – жизнь!»
1
«Азбука здоровья»
1
«Орлёнок – Эколог» (3 ч.)
«ЭКОЛОГиЯ »
1
Экологический квест «Ключи природы»
1
«Шагая в будущее -помни о планете»
1
Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (3 ч.)
Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
1
« Мы – хранители»
1
Подведение итогов участия в Программе в текущем
1
учебном году
17 часа

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей начальных классов
МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г.
от «___» августа 2023 года № 1
____________ Н.Н. Пособило

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
_____________ Е.А. Кохан
«___» августа 2023 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».