Безопасные дороги Кубани

Кущевский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г.
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
№1 от 31.08. 2023 года
БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
Председатель педсовета
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ____________
Е.В. Ковш
Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО
П.Г.
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="Краснодарский
край, Кущевский, Красная Поляна, Мира ул, 38", L=Кущевский
район, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО
П.Г., ОГРН=1022304245710, СНИЛС=10993988318, ИНН
ЮЛ=2340013096, ИНН=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru,
G=Елена Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г.
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024-01-22 08:21:42
Foxit Reader Версия: 9.7.2

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНА
подпись
Я ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г.

руководителя ОУ

Ф.И.О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БЕЗОПАСНЫЕ ДОРОГИ КУБАНИ
Ступень обучения (класс) 1-11 класс
Количество часов: 1 класс – 33 часа, 2-4, 10-11 классы - 34 часа, 5-9 классы –
17 часов
Составители: Кохан Елена Анатольевна, заместитель директора
Марушка Юлия Николаевна, советник по воспитательной работе
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Безопасные дороги
Кубани» разработана на основе образовательной программы «Безопасные
дороги Кубани» в новой редакции в части организации работы с родителями
и деятельностью по формированию ЮИД, утвержденной региональным
учебно-методическим объединением в системе общего образования ГБОУ
«Институт развития образования» Краснодарского края (протокол от
23.03.2022 г. № 1)

1. Пояснительная записка
Актуальность программы. В связи с возрастающим процентом дорожнотранспортных происшествий (ДТП) с участием детей безопасность учащихся
приобрела ранг наиболее значимых социальных проблем как в
Краснодарском крае, так и в России в целом. Профилактика дорожноготранспортного травматизма (ДТТ) в последнее время стала одним из важных
направлений воспитания. В процессе обучения и воспитания в условиях
школы у учащихся формируются знания о сохранении жизни и здоровья
человека, укрепляются навыки ориентирования в дорожных ситуациях,
предвиденья опасности и оценивания ее уровня. Данная актуальность
проблемы определяет необходимостью совместной системной и
продуктивной
деятельности
региональных
органов
образования,
образовательных организаций и управления ГИБДД ГУ МВД в области
предупреждения и профилактики детского ДТТ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О
национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
сбережение здоровья каждого ребенка относится к приоритетным
направлениям стратегии. Цель принятой федеральной программы
«Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»,
утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 № 1995-р,
является снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий к
2020 г. на 25% по сравнению с 2010 г. Достижение заявленной цели
предполагает использование системного подхода.
Знакомить школьников с правилами дорожного движения, формировать у
них навыки правильного поведения на дороге необходимо с 1 класса, так как
знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, освоенные в
школьные годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их
соблюдение – потребностью человека.
В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость в
разработке и реализации краевой программы профилактики детского
дорожно-транспортного
травматизма
обучающихся
1-11
классов
общеобразовательных организаций «Безопасные дороги Кубани». Основным
концептуальным положением данной программы стало понимание важности
вопросы профилактики ДТТ и изучения правил дорожного движения (ПДД)
которые рассматриваются как один из аспектов личной безопасности
ребенка.
Программа построена с учетом следующих принципов:
●

Принцип
индивидуального
и
дифференцированного
подхода предполагает учет личностный, возрастных особенностей
обучающихся и уровня их психического и физического развития. На

основе индивидуального и дифференцированного подхода к
обучающимся, изучение черт их характеров, темперамента, установок,
интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные
привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере
дорожного движения.
●

Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше
возраст обучающихся, тем быстрее и легче происходит у них
формирование устойчивых привычек безопасного поведения. Детское
восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной
(словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на
светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость
движения машин.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных
регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие.
Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в
процессе обучения и воспитания.
●

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его
последствиях: дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся
должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дороге.

●

Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно рано
появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по
улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить
развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо
воспитывать понимание опасной дорожной среды и вырабатывать
привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое
расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется,
как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой,
заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они находятся на
дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность
восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные
действия выхода из опасных ситуаций.
- Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что
они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила
поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует
Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор
дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и
пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила
дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как
неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого,
и для окружающих.

- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип
реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они
достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают
за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения
взрослыми и часто не понимают, и возмущаются, почему те поступают
рискованно и не соблюдают правил. Для подкрепления самовоспитания
нужен положительный пример взрослых. Классный руководитель организует
работу не только с обучающимися, но и с родителями.
Целью программы: формирование культуры безопасной жизнедеятельности
через профилактику детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы:
1. Совершенствование методов и форм работы педагога по
предупреждению ДТТ, используя новые воспитательные технологии.
2. Повышение качества знаний и навыков школьников по ПДД.
3. Совершенствование системы мониторинга знаний учащихся по ПДД.
4. Создание (или активизация) отрядов юных инспекторов движения
(ЮИД).
5. Активизация деятельности школьного пресс-центра, школьного сайта
(рубрики) по вопросам пропаганды ПДД.
6. Создание (переоборудовать, обновить, оснастить новыми наглядными
пособиями) в каждой школе кабинет Безопасного дорожного движения
и мобильного автогородка.
7. Усиление уровня активности родителей обучающихся в процесс
обучения несовершеннолетних основам безопасного поведения на
дорогах.
8. Создание в условиях школы методического центра по изучению и
пропаганде ПДД.
Место программы в плане развития школы:
Программу внеурочной деятельности для обучающихся 1-11 классов
«Безопасные дороги Кубани» следует рассматривать как составную часть
программы воспитания,
которую реализуют классные руководители.
Контроль за реализацией программы возлагается на заместителя директора.
Работа классного руководителя по предупреждению ДТТ в рамках
«Месячника дорожного движения», организовывается в начале и конце
учебного года, а также перед уходом школьников на каникулы.
Особую роль в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
играет совместная работа классных руководителей с инспекторами ГИБДД,
медицинских работников, инструкторов по вождению автотранспорта,
родительской общественности.

Сроки реализации программы:
Программа реализуется с 1-11 класс из расчета 1 час в неделю для каждой
параллели.
Особенности тематического содержания программы:
Нормативной основой для разработки программы для учащихся 1–11 классов
общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» стал
законодательный акт: Федеральный закон «О безопасности дорожного
движения» от 10 декабря 1995 года № 196 ФЗ ( ред. от 03.07.2016 г.), ст. 41
«Охрана здоровья обучающихся», Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012, Конвенция «О правах
ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября
1989 года, Закон Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском
крае» от 16 августа 2013 года, рекомендации Министерства образования и
науки по реализации федеральной целевой программы «Повышение
безопасности дорожного движения в 2013-2020 г.».
В программе учтены требования ФГОС ООО, рекомендации сотрудников
краевого ГИБДД.
Формулировка тематики образовательных встреч (классных часов) также
находится в единой логике с уже реализующими программами по ПДД, как
например «Безопасность дорожного движения». 1-4 классы» (под общей
редакцией П.В. Ижевского), «Безопасность дорожного движения. 5-9
классы» (под общей редакцией А.Т. Смирнова), «Безопасность дорожного
движения. 10-11 классы (под общей редакцией А.Т. Смирнова).
Не исключена корректировка или дополнение тематики внеурочной
деятельности по данной программе с учетом места жительства
(городская/сельская местность), особенностей условий (наличие различных
видов транспорта, пешеходных зон, велосипедных дорожек, близость
автотрассы, ж/д пути и т.д.), учебно-материальная база.
Основные методы реализации:
Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на
веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице
и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект
внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы,
приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость,
одни и те же идеи внушения лучше формировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На
обучающихся наиболее эффективно воздействует предметно-словесное
убеждение.
Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее понятие
детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя.

Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и
неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением,
приучением, примером.
В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе,
объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки,
суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Обсуждаются
нарушения ПДД водителями и пешеходами, формируются нравственные
понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро
запоминается. Психологическая основа примера – подражание. Важно
окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один
раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей
соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у обучающихся
заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении
требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате
формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности,
навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия,
наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же
действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому
формирование и развитие положительных привычек у обучающихся является
основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного
поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на
положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет
дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на
положительное в личности ребенка. Одобрение его поступков педагог
выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это
предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами
движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка
уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного
достоинства, волю.
Основные формы реализации:
Образовательный квест, конкурсы, тематические недели, акции, проектная
деятельность, исследовательская деятельность, тренинги, дискуссии.
Занятия по программе рекомендуется проводить в специально
оборудованных кабинетах, мобильном автогородке, автоплощадке с
использованием немеханических транспортных средств (велосипед,
гироскутер, самокат и т.д.), интерактивных электронных образовательных
ресурсов, портала «Дорога безопасности», видео и аудио материалов.

Ожидаемы конечные результаты реализации программы:
Полученные знания позволят обучающимся прогнозировать опасные
ситуации на дорогах, ориентироваться в них, оценивать влияние их
последствий на жизнь и здоровье человека. Обучающиеся смогут оценивать
свое поведение на улице и дороге с точки зрения соответствия требованиям
ПДД и здорового образа жизни. Научатся разрабатывать пошаговые действия
безопасного поведения (пешехода, пассажира) с учетом особенностей
реальных дорожных ситуаций.
Основные разработчики программы:
ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края.
Управление ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

2. Тематическое план занятий (классных часов)
программы для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы
«Безопасные дороги Кубани»
1 класс
№

Название темы

п/п

Количество
часов

1.

Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу

1

2.

Практикум «Моя безопасная дорога от дома до
школы»

1

3.

Улица полна неожиданностей.

1

4.

Безопасность на улице.

1

5.

Кто такие пассажиры.

1

6.

Кто такие пешеходы.

1

7.

Кто такие водители

1

8.

Игра «Дорожный калейдоскоп»

1

9.

Экскурсия «Мы идем по улице»

1

10.

Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку»

1

11.

Мы пассажиры. Безопасные места для детей

1

12.

Права и обязанности пассажиров

1

13.

Правила пользования общественным транспортом.

1

14.

Знакомство с правилами посадки и высадки
пассажиров.

1

15.

Правила поездки в транспортном средстве: не
отвлекать водителя разговорами;

1

16.

Правила поездки в транспортном средстве: не
задерживаться у входа и выхода;

1

17.

Правила поездки в транспортном средстве:вести себя
спокойно и сдержанно

1

18.

Права и обязанности пешеходов

1

19.

Места, предназначенные для движения пешеходов

1

20.

Наши друзья – дорожные знаки

1

21.

Предупреждающие знаки.

1

22.

Запрещающие знаки.

1

23.

Знаки особого предписания и знаки сервиса

1

24.

Что такое перекресток. Правила перехода перекрестка

1

25.

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

1

26.

Виды светофоров (транспортный и пешеходный).

1

27.

Творческая работа. Изготовление макета светофора

1

28.

Переходим улицу с велосипедом, самокатом и др.

1

29.

День дорожного знака

1

30.

Где можно и где нельзя играть

1

31.

Где можно кататься и машин не опасаться?

1

32.

Как помочь себе и товарищу при получении травмы

1

33.

Мы знаем правила дорожного движения

1

2-й класс
1.

Вводное занятие. Что такое безопасность

1

2.

Где можно переходить проезжую часть

1

3.

Взаимоотношения участников движения и знание своего
района как условия безопасного передвижения.

1

4.

Как безопасно вести себя на улицах и дорогах.

1

5.

Практическая занятие на транспортной площадке.

1

6.

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы
поворота. Правила велосипедиста.

1

7.

Как перейти улицу на регулируемом перекрестке

1

8.

Маршрут (определение на рисунках). Дорога от дома до
школы. Правила перехода проезжей части, если в зоне
видимости нет пешеходного перехода или перекрёстка.

1

9.

Пространственные положения транспортных средств в
различных ситуациях движения на дорогах разного типа
(несколько полос движения, одностороннее движение и
др.).

1

10.

Пространственные положения транспортных средств в
различных ситуациях движения на дорогах разного типа

1

(регулируемый и нерегулируемый участок дороги)
11.

Перекрёсток - место пересечения, примыкания или
разветвления дорог. Регулируемый перекрёсток.

1

12.

Практическое занятие «Переходим регулируемый
перекресток»

1

13.

Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке

1

14.

Практическое занятие «Переходим нерегулируемый
перекресток»

1

15.

Нерегулируемые перекрёстки около школы (дома).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень
быстро).

1

16.

Почему светофоры бывают разные. Светофор
пешеходный и транспортный.

1

17.

Особенности светофоров для пешеходов и транспортных
средств с дополнительными секциями и стрелками.

1

18.

Знаки для водителей, которые необходимо знать
пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение
прямо, направо, налево…».

1

19.

Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.
Рисуем дорожные знаки

1

20.

Проектная работа «День дорожного знака»

1

21.

Первая помощь при травмах. Виды травм. Вызов полиции
«02» и скорой помощи «03».

1

22.

Оказание первой помощи при легких повреждениях
кожных покровов

1

23.

Предупреждение детского травматизма (наколенники,
налокотники, перчатки, шлемы и др.).

1

24.

Поездка в общественном транспорте

1

25.

Правила безопасности для пассажиров на остановке, при
посадке. Опасные ситуации, возникающие при этом.

1

26.

Правила безопасности для пассажиров в салоне и при
выходе. Опасные ситуации, возникающие при этом.

1

27.

Автобусные остановки, посадочные площадки в местах
остановок трамвая.

1

28.

Правила поведения на остановке маршрутного

1

транспортного средства
29.

Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»

1

30.

Проектная работа «Безопасность на дорогах»

1

31.

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

1

32.

Тест «Какой ты пассажир?»

1

33.

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

1

34.

Профилактическая заключительная беседа «У светофора
каникул нет».

1

3-й класс
1.

Что такое безопасность дорожного движения

1

2.

Транспорт личный и общественный (отличие,
классификация). Механические транспортные средства.

1

3.

Маршрутное транспортное средство (автобус, школьный
автобус, троллейбус, трамвай).

1

4.

Правила безопасного использования немеханических
средств передвижения (самокаты и пр.), уличных
электрических транспортных средств.

1

5.

Где можно переходить проезжую часть

1

6.

Какие ещё бывают перекрестки? Разные виды
перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний,
круговой).

1

7.

Особенности поведения, определяемые правилами
перехода дороги при разных знаках пешеходного
перехода.

1

8.

Проектная работа «Виды перекрёстков»

1

9.

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до
приближающегося транспорта и его скорость (мчится,
стремительно приближается, едет с небольшой
скоростью, небыстро, даёт сигналы поворота или
остановки).

1

10.

Практическое занятие «Переходим улицу правильно»

1

11.

Состояние дороги (асфальт, грунт). Скорость движения
объекта (быстро, медленно, очень быстро). Тормозной
путь транспортного средства.

1

12.

Особенности пространственного положения
транспортного средства при разной скорости движения по
отношению участникам дорожного движения (далеко близко; медленно - быстро, рядом, около).

1

13.

Правила поведения на железнодорожном переезде, на
трамвайных путях

1

14.

Правила передвижения в соответствии со знаками
дорожного движения: предупреждающие знаки
«железнодорожный переезд со шлагбаумом»,
«железнодорожный переезд без шлагбаума».

1

15.

Особенности светофоров на железнодорожных переездах.

1

16.

Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки

1

17.

Оказание первой помощи при подозрении на вывих,
растяжение связок

1

18.

Виды травм при ДТП. Виды и техника наложения повязок
при травмах локтевого, коленного, голеностопного и
лучезапястного суставов.

1

19.

Предупреждение детского травматизма (наколенники,
налокотники, перчатки, шлемы и др.). Как помочь себе и
товарищу при получении травмы.

1

20.

Я – велосипедист

1

21.

История велосипеда. Правила безопасной езды.

1

22.

Анализ дорожных происшествий с детьмивелосипедистами. Причины их возникновения.

1

23.

Запрещающие знаки: «движение на велосипедах
запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная
дорожка».

1

24.

Практическая занятие на транспортной площадке.

1

25.

Как правильно обходить стоящий транспорт

1

26.

Из машины выходить можно только со стороны тротуара
или обочины. Выходить из транспортного средства на
проезжую часть только в том случае, если нет опасности и
не создаются помехи для других участников движения.

1

27.

Правила движения в тёмное время суток. Опасные
маневры автотранспортных средств.

1

28.

Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма,

1

отличительные знаки, жезл, диск). Значение сигналов
регулировщика для транспортных средств, пешеходов.
Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов
регулировщика.
29.

Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь
пешеходам и водителям».

1

30.

Праздник «Дорожный переполох»

1

31.

Урок-тест «Правила дорожного движения»

1

32.

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

1

33.

Итоговое занятие (игра, путешествие, викторина, минипроекты и др.)

1

34.

Профилактическая заключительная беседа «У светофора
каникул нет».

1

4-й класс
1

Кто должен знать и соблюдать ПДД

1

2

Путь в школу, в магазин. Новые маршруты.

1

3

Остановочный и тормозной путь автомобиля Маршрут
(моделирование). Дорога от дома до кинотеатра, парка,
магазина и пр.

1

4

Почему случаются дорожно-транспортные происшествия

1

5

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

6

Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки.

1

7

Опасность и безопасность на дорогах. Причины
возникновения опасности.

1

8

Сигналы транспортного средства в начале движения и при
изменении направления движения (поворот, задний ход),
правила поведения пешехода в соответствии с ними.

1

9

Практическое занятие на транспортной площадке.

1

10

Дорожные опасности: правила перехода дороги на
нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных
переходов и перекрёстков). Нерегулируемые участки
дороги.

1

11

Дорожное движение при разных дорожных условиях
(обобщение знаний).

1

12

Практическое занятие «Где и как можно переходить
улицу безопасно»

1

13

Безопасные маршруты движения (установление,
определение по рисункам и личным наблюдениям).

1

14

Игра-конкурс «Я – участник дорожного движения»

15

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше
будешь»

1

16

Практическое занятие «Выработка умений по оказанию
первой помощи»

1

17

Виды и техника наложения повязок при травмах головы,
грудной клетки. Понятие о само- и взаимопомощи.

1

18

Когда не работает светофор

1

19

Сигналы регулировщика. Специальные сигналы
водителей.

1

20

Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма,
отличительные знаки, жезл, диск).

1

21

Проектная работа по теме: « Регулировщик и его помощь
пешеходам и водителям».

22

Отправляемся в путешествие на железнодорожном
транспорте

1

23

Разнообразие транспортных средств (поезд, электричка).
Краткие сведения об истории создания разных
транспортных средств.

1

24

Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше
будешь» Разработка памяток для водителей «Тише едешь,
дальше будешь»

1

25

Конкурс рисунков «Средства передвижения прошлого»

1

26

Проект Транспорт будущего.

1

27

Игры по правилам дорожного движения

1

28

Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая
дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

1

29

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых
предписаний: «выезд на дорогу с полосой для
маршрутных транспортных средств», «начало
населённого пункта», «конец населённого пункта»,

1

«пешеходная зона».

30

Информационные знаки (общее представление):
«указатель направления», «предварительный указатель
направления», «наименование объекта», «схема
движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

1

31

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи»,
«больница», «телефон», «питьевая вода» и др.

1

32

Праздник «Путешествие в страну дорожных знаков»

1

33

Викторина «У дорожных правил каникул нет».

1

34

Проектная работа. Выпуск стенгазеты «Дорожная
безопасность».

1

5 класс
1

Дорога, транспорт, пешеход (практическое занятие,
оформление уголка)

1

2

Выбор наиболее безопасного маршрута в школу и домой.

1

3

Обязанности пассажира

4

«Мой папа (моя мама) – водитель и я». Составление и
решение кроссворда по ПДД.

1
1

5

Встреча с инспектором ГИБДД

1

6

Сигналы транспортных светофоров с дополнительной
секцией и пешеходных светофоров

1

7

Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1

8

Назначение, роль дорожной разметки в организации
дорожного движения

1

9

ПДД для велосипедистов. Дорожные знаки. Техническое
состояние велосипеда. Движение групп велосипедистов.

10

Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка
транспортных средств.

1

11

Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки.

1

12

Предписывающие и информационно-указательные знаки.

1

13

Переход дороги. (Практические занятия на площадке).

14

Железнодорожный переезд Правила движения по ж/д
переезду.

1

15

Основы оказания доврачебной помощи. Первая помощь

1

при ДТП.
16

Аптечка авто и ее содержание. Информация свидетеля
при ДТП.

1

17

Раны, их виды. (Выполнение практического задания по
оказанию первой доврачебной помощи при ДТП).

1

6 класс
1

Правила дорожного движения. Ответственность за
нарушение правил

1

2

Проект «Твой ежедневный маршрут»

1

3

Допуск к вождению велосипеда. Передвижение в
колонне.

1

4

Подача предупредительных сигналов велосипедистом
световыми приборами и рукой.

1

5

Встреча с инспектором ГИБДД

1

6

Назначение номерных, опознавательных знаков и
надписей на транспортных средствах

1

7

Назначение и виды дорожных знаков.

1

8

Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки.

1

9

Предписывающие и информационно-указательные знаки.

1

10

Знаки сервиса, приоритета и дополнительной
информации.

1

11

Проектная работа «Дорожные знаки в моей окрестности»

1

12

Тормозной остановочный путь

1

13

Общие правила проезда перекрестков

1

14

Проект «Регулируемая дорога»

1

15

Практическое занятие. Оказание первой помощи при
кровотечениях.

1

16

Инструктаж по ТБ в летние каникулы

1

17

Профилактическая заключительная беседа «У светофора
каникул нет».

1

7 класс
1

Повышение интенсивности движения транспорта и
пешеходов. Причины дорожно-транспортных
происшествий.

1

2

Мероприятия по повышению безопасности движения
транспорта и пешеходов. Основные причины
происшествий с учащимися. Поведение свидетелей
дорожно-транспортных происшествий.

1

3

Правила перевозки пассажиров

1

4

Обязанности пассажиров. Перевозка пассажиров
общественным и личным транспортом. Перевозка детей.
Где запрещается перевозить пассажиров?

1

5

Движение пешеходов и транспорта вне населенного
пункта

1

6

Проезд железнодорожных путей

1

7

Движение через неохраняемый железнодорожный
переезд. Сигналы общей тревоги, подаваемые водителем
при остановке на ж/д переезде.

1

8

Проезд охраняемого железнодорожного переезда.
Сигналы общей тревоги, подаваемые водителем при
остановке на ж/д переезде.

1

9

Практические занятия по обучению езде на велосипеде.
Езда с препятствиями.

1

10

Практические занятия по обучению езде на велосипеде.
Отработка глазомера в определении скорости движения

1

11

Практические занятия по обучению езде на велосипеде.
Отработка поворотов и разворотов. Подача
предупредительных сигналов рукой.

1

12

Способы регулирования движения

1

13

Назначение светофора. Транспортные светофоры.

1

14

Назначение и виды дорожных знаков.

1

15

Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки.
Предписывающие и информационно-указательные знаки.

1

16

Виды кровотечений. Виды ран. Наложение повязок.
Оказание первой помощи при кровотечениях.

1

17

Зачет по ПДД. Тестирование. Инструктаж по ТБ в летние
каникулы

1

8 класс
1.

Правила движения — закон улиц и дорог

1

2.

Дорога, элементы дороги

1

3.

Скорость движения.

1

4.

Нерегулируемые перекрестки.

1

5.

Перевозка детей в транспорте.

1

6.

Проектная работа по теме: «Культура поведения в

1

транспорте и на улице».
7.

Дорожная разметка и ее предназначение.

1

8.

Труд водителя. За рулем – хороший человек.

1

9.

Игры и соревнования по правилам

1

безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах
10.

Значение номерных знаков.

1

11.

Правила поведения в транспорте. Мероприятие «Я

1

пассажир».
12.

Железная дорога.

1

13.

Что такое ДТП? Причины возникновения ДТП.

1

14.

Мероприятие: «Я знаток дорожных знаков». Создание

1

буклета «Помни, пешеход!».
15.

Пешеходные переходы и остановки маршрутных

1

транспортных средств
16.

Мопед и велосипед с подвесным устройством

1

17.

Дорожно-патрульная служба.

1

9-й класс
Назначение правил дорожного движения, история их
1.

возникновения и развития

1

Правила дорожного движения РФ. Ответственность за
2.

несоблюдение правил движения.

1

ГИБДД — гарант обеспечения порядка и бесперебойного
3.

движения транспорта и пешеходов.

1

Правила перевозки детей на общественном и личном
4.

транспорте.

1

5.

Способы регулирования дорожного движения

1

Назначение сигналов светофора для регулирования
6.

движения пешеходов и транспорта.

1

Дорожные знаки как один из способов регулирования
7.

дорожного движения.

1

8.

Тормозной и остановочный путь автомобиля

1

Виды светофоров. Транспортные светофоры. Пешеходные
9.

светофоры.

1

Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам
10.

транспортного и пешеходного светофоров.

1

11.

Назначение и виды транспортных средств

1

12.

Механические и немеханические транспортные средства

1

13.

Правила движения для велосипедиста, мотоциклиста

1

Дополнительные требования к движению велосипедов,
14.

мопедов.

1

Оказание первой помощи при дорожно-транспортных
15.

происшествиях. Правила перевозки травмированных

1

Правила движения по ж/д переезду пешеходов и
16.

транспорта. Порядок въезда на ж/д переезд. Запрещение

1

въезда на ж/д переезд.
17.

Итоговое занятие

1

1.

10-й класс
Правила поведения участников дорожного движения

1

2.

ПДД и дорожные знаки

1

3.

Способы регулирования движения

1

4.

Сигналы светофора с дополнительной секцией

1
1

Ответственность за приведение в негодность транспортных
5.

средств и нарушение ПДД

6.

Улицы с односторонним и двусторонним движением.

1

7.

Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда

1

Назначение номерных опознавательных знаков и надписей

1

8.

на транспортных средствах
Первая помощь при травмах опорно-двигательного

9.

1

аппарата
Мопеды. Их техническое обслуживание. Дополнительные

10.

требования к движению мопедов.
Права и обязанности участников дорожного движения.

11.

1

Уголовная

и

административная

ответственность

1

за

нарушение ПДД.
12.
13.
14.

Правила движения пешеходов индивидуально.

1

Правила движения пешеходов группами и в колонне.

1

Назначение номерных опознавательных знаков и надписей

1

на транспортных средствах.
Номерные и опознавательные знаки. Регистрационные

15.

1

знаки транспортных средств. Опознавательные знаки.
Виды травм. Оказание первой помощи при травмах

1

16.

опорно-двигательного аппарата.

17.

Ответственность за нарушение ПДД.

1

Конкурс листовок «Памятка школьнику: безопасная жизнь

1

18.

в твоих руках»

19.

Тест «Правила пешеходов. Все ли мы знаем?»

1

20.

Акция «Поможем малышам на дорогах»

1

21.

Тест «Правила пассажиров. Все ли мы знаем?»

1

Знакомство с административным кодексом «Об

1

22.

административных нарушениях за несоблюдение ПДД».

23.

ПДД – закон улиц и дорог.

1

24.

Мотоциклист на дороге

1

25.

Правила движения велосипедиста, мопедиста.

1

26.

Фигурное вождение велосипеда.

1

27.
28.

Правила выполнения упражнений на велосипеде.

1

Правила пользования транспортом на железной дороге.

1

29.

Движение по загородной дороге.

1

30.

Водители и пешеходы. Будьте взаимовежливы».

1

31.

Соблюдение ПДД – обязанность каждого гражданина.

1

«Советы старших: не хотите быть в беде, соблюдайте

1

32.

ПДД!»
Уголовная ответственность за нарушение правил

33.

дорожного движения

34.

Итоговое занятие

1

1

11-й класс
История автомототранспорта и принимаемые меры по
1.

обеспечению безопасности дорожного движения

1

2.

Движение по загородным (сельским) дорогам

1

3.

Правила дорожного движения.

1

Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и
4.

мотороллере.

1

5.

Правила перевозки грузов

1
1

Движение в темное время суток и в сложных погодных
6.

условиях

7.

Движение транспортных средств

1

Влияние
8.

погодных

условий

и

времени

суток

на

1

безопасность дорожного движения. Дорожные знаки,
предупреждающие об опасности на дорогах.
Скорость

9

движения.

Интенсивность

движения.

Расположение транспортных средств на проезжей части.
Остановочный и тормозной путь автомобиля. Время

10.

1

1

реакции водителя. Факторы, влияющие на величину
остановочного пути.

11.
12.

Первая помощь при ДТП.

1

Первая помощь при острой сердечной недостаточности,

1

инсульте и остановке сердца
Виды кровотечения и оказание первой медицинской

1

13.

помощи.

14.

Виды повязок и способы их наложения.

1

15.

Переломы. Транспортировка пострадавших

1

Переломы. Транспортировка при отсутствии транспортных

1

16.
средств
17.

Творческий проект «Безопасный город будущего».

1

18.

Конкурс листовок «Молодежь за безопасность на дороге».

1

19.

Опасные участки дороги. Перекресток. Его классификация

1

20.

Опасности перекрестка

1

21.

Дорожная этика. Практическое занятие «На перекрестке»

1

22.

Проезжая часть, тротуар, обочина, кювет.

1

23.

Дорожная разметка как элемент границы

1

24.
25.
26.
27.

Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке.

1

Движение по загородной дороге.
Дорожные «ловушки». «Подвижный ограниченный обзор»
Регулируемый перекрёсток светофором.

1
1
1

28.

Перекрёсток регулируемый регулировщиком.

1

Нерегулируемый перекрёсток. Правила перехода в зоне

1

29.

нерегулируемого перекрёстка.

30.

Движение группы пешеходов и велосипедистов.

1

Устройство велосипеда, технические требования к

1

31.

велосипеду.

32.

Конкурс проектов «Как сделать дороги безопасными»

1

Значение автомобильного транспорта для экономики

1

33.

страны

34.

Итоговое занятие

1

3. Содержание занятий (классных часов)
по программе для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы
«Безопасные дороги Кубани»
1-й класс
Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу.
Что такое «дорога». Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар,
обочина. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения
пешеходов. Понятие об одностороннем, двустороннем движении.
Кто такие пассажиры, пешеходы, водители. Транспорт наземный,
подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение).
Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание,
называние, особенности поведения). Что такое ГИБДД, и кто такой
инспектор ДПС?
Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку».Форма предметов
окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки)
предметов (сравнение, называние, классификация). Зачем нужны дорожные
знаки и дорожная разметка? Форма и цвет знаков дорожного движения
(белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг
с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет
и форма предупреждающих и запрещающих знаков. Права и обязанности
пассажиров.
Части
(элементы)
дороги:
разделительная
полоса.
Правостороннее движение. Правила поездки в транспортном средстве: не
отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести
себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. В легковом
автомобиле пристёгиваться ремнями безопасности. На переднем сиденье
ребёнок может ехать только в детском автокресле. Правила поездки в
школьном автобусе. Примеры правильного поведения детей – пассажиров.

Права и обязанности пешеходов. Знаки «пешеходный переход», «надземный
переход», «подземный переход» Движение пеших колонн. Правила
поведения при движении колонной. Примеры правильного поведения детей –
пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту;
движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время
суток только в сопровождении взрослого. Где можно и где нельзя играть.
Микрорайон школы или дома. Наиболее опасные перекрёстки. Правила игр
на улице. Места для игр и езды на самокатных средствах. Цвет и форма
запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на
велосипеде запрещено». Знаки дорожного движения: «светофорное
регулирование», «движение пешеходов запрещено». Знаки дорожного
движения для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с
односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Оказание первой помощи при ушибах мягких тканей
Травмы кожи. Оказание первой помощи при ушибах мягких тканей без
повреждения кожных покровов. Виды повязок.
Предупреждение детского
перчатки, шлемы и др.).

травматизма

(наколенники,

налокотники,

Обращение за помощью ко взрослым (даже незнакомым). Умение
успокоиться и сосредоточиться на оказании первой помощи. Своевременный
вызов службы спасения «112», полиции «02» и скорой помощи «03»:
сообщение сведений о пострадавших, их местоположения и характера
травмы.
Практическое занятие «Переходим улицу с велосипедом, самокатом и др.».
Где можно кататься на велосипеде, самокате, гироскутере. Предметы и их
положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение
соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше, близко - ближе, далеко дальше и т. д.). Опасность игр вблизи железнодорожных путей.
Итоговое занятие (игра, путешествие, викторина, мини-проекты и др.)
Профилактическая заключительная беседа «У светофора каникул нет».
2-й класс
Вводное занятие. Что такое безопасность. Взаимоотношения участников
движения и знание своего района как условия безопасного передвижения.
Как безопасно вести себя на улицах и дорогах. Транспорт стоящий,
двигающийся, подающий сигналы поворота. Правила велосипедиста.
Где можно переходить проезжую часть. Маршрут (определение на рисунках).
Дорога от дома до школы. Правила перехода проезжей части, если в зоне

видимости нет пешеходного перехода или перекрёстка. Пространственные
положения транспортных средств в различных ситуациях движения на
дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и
нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).
Как перейти улицу на регулируемом перекрестке. Перекрёсток - место
пересечения, примыкания или разветвления дорог. Регулируемый
перекрёсток. Почему светофоры бывают разные. Светофор пешеходный и
транспортный. Особенности светофоров для пешеходов и транспортных
средств с дополнительными секциями и стрелками. Особенности сигналов
светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Разные виды
светофора (обобщение изученного материала).
Практическое
занятие
«Переходим
регулируемый
перекресток».
Регулируемые перекрёстки в микрорайоне школы (дома). Правила поведения
пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных
секций светофора.
Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке. Как перейти улицу на
нерегулируемом перекрестке. Правила движения на нерегулируемых
участках дороги (перекрёстках). Предупредительные сигналы, подаваемые
водителями.
Практическое занятие «Переходим нерегулируемый перекресток».
Нерегулируемые перекрёстки в микрорайоне школы (дома). Скорость
движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности
пространственного положения предмета при разной скорости движения по
отношению к другим предметам (далеко - близко; медленно - быстро, рядом,
около).
Первая помощь при травмах.
Виды травм. Вызов полиции «02» и скорой помощи «03». Предупреждение
детского травматизма (наколенники, налокотники, перчатки, шлемы и др.).
Поездка в общественном транспорте. Правила безопасности для пассажиров
на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Опасные ситуации,
возникающие при этом.
Итоговое занятие (игра, путешествие, викторина, мини-проекты и др.).
3-й класс
Что такое безопасность дорожного движения. Транспорт личный и
общественный (отличие, классификация). Механические транспортные
средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, школьный автобус,
троллейбус, трамвай). Правила безопасного использования немеханических
средств передвижения (самокаты и пр.), уличных электрических
транспортных средств.

Где можно переходить проезжую часть. Какие ещё бывают перекрестки?
Разные виды перекрёстков (четырёхсторонний, трёхсторонний, круговой).
Особенности поведения, определяемые правилами перехода дороги при
разных знаках пешеходного перехода. Оценивание дорожных ситуаций:
расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится,
стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, даёт
сигналы поворота или остановки).
Практическое занятие «Переходим улицу правильно».Состояние дороги
(асфальт, грунт). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень
быстро). Тормозной путь транспортного средства. Особенности
пространственного положения транспортного средства при разной скорости
движения по отношению участникам дорожного движения (далеко - близко;
медленно - быстро, рядом, около).
Правила поведения на железнодорожном переезде, на трамвайных путях.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения:
предупреждающие знаки «железнодорожный переезд со шлагбаумом»,
«железнодорожный переезд без шлагбаума». Особенности светофоров на
железнодорожных переездах.
Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки.
Знаки дорожного движения для водителей, которые должны знать пешеходы:
«дорога с односторонним движением».
Оказание первой помощи при подозрении на вывих, растяжение связок.
Виды травм при ДТП. Виды и техника наложения повязок при травмах
локтевого, коленного, голеностопного и лучезапястного суставов.
Предупреждение детского травматизма (наколенники, налокотники,
перчатки, шлемы и др.). Как помочь себе и товарищу при получении травмы.
Я – велосипедист. История велосипеда. Правила безопасной езды. Анализ
дорожных происшествий с детьми-велосипедистами. Причины их
возникновения. Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено».
Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».
Как правильно обходить стоящий транспорт.
Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины.
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае,
если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.
Правила движения в тёмное время суток. Опасные маневры
автотранспортных средств.
Итоговое занятие (игра, путешествие, викторина, мини-проекты и др.)
Тест «Правила дорожного движения». Профилактическая беседа «У
светофора нет каникул».

4-й класс
Кто должен знать и соблюдать ПДД.
Путь в школу, в магазин. Новые маршруты. Остановочный и тормозной путь
автомобиля Маршрут (моделирование). Дорога от дома до кинотеатра, парка,
магазина и пр. Практическое определение времени, которое может быть
затрачено на переход дороги. Погодные условия, особенности тормозного
пути транспорта при разных дорожных условиях.
Почему случаются дорожно-транспортные происшествия.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасности.
Сигналы транспортного средства в начале движения и при изменении
направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в
соответствии с ними. Анализ ситуаций «Переход регулируемого
перекрёстка».
Почему случаются дорожно-транспортные происшествия.
Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке
дороги (где нет пешеходных переходов и перекрёстков). Нерегулируемые
участки дороги. Дорожное движение при разных дорожных условиях
(обобщение знаний). Анализ ситуаций «Переход нерегулируемого
перекрёстка».
Практическое занятие «Где и как можно переходить улицу безопасно».
Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и
личным наблюдениям). Анализ особенностей дороги и местности, по которой
она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые»
участки, повороты, подъёмы, спуски)
Практическое занятие «Выработка умений по оказанию первой помощи».
Виды и техника наложения повязок при травмах головы, грудной клетки.
Понятие о само- и взаимопомощи.
Когда не работает светофор.
Сигналы регулировщика. Специальные сигналы водителей. Регулировщик,
особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск).
Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.
Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте
Разнообразие транспортных средств (поезд, электричка). Краткие сведения
об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Игры по правилам дорожного движения.

Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная
обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых
предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных
средств», «начало населённого пункта», «конец населённого пункта»,
«пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление):
«указатель направления», «предварительный указатель направления»,
«наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель
расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи»,
«больница», «телефон», «питьевая вода» и др.
Итоговое занятие (игра, путешествие, викторина, мини-проекты, защита
проектов.
5-й класс
Виды транспортных средств. Классификация транспортных средств.
Механические транспортные средства. Роль трамваев, троллейбусов,
автомобилей, сельскохозяйственных машин и самоходного шасси в
экономике
страны.
Транспортные
и
специальные
автомобили.
Немеханические транспортные средства, роль и назначение их.
Обязанности пассажира.
Порядок ожидания транспорта. Посадка и высадка пассажиров на
маршрутные транспортные средства. Поведение в троллейбусе, трамвае,
автобусе. Перевозка группы детей в автобусе, трамвае. Порядок перевозки
детей грузовыми автомобилями и другими видами транспорта.
Сигналы транспортных светофоров с дополнительной секцией и пешеходных
светофоров.
Порядок движения транспорта и пешеходов на регулируемых перекрестках
со светофором с дополнительной секцией. Регулировщик. Назначение жестов
(сигналов) регулировщика. Порядок движения на перекрестке при
регулировании движения регулировщиком и светофором.
Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Назначение и роль дорожных знаков для регулирования движения.
Предупреждающие знаки и их предназначение. Дорожные знаки, связанные с
железной дорогой, водными акваториями, дорожными работами. Знаки
приоритета – назначение и роль при очередности пересечений проезжих
частей. Запрещающие знаки, их назначение в организации движения.
Назначение
информационно-указательных
знаков.
Знаки
сервиса.
Назначение знаков дополнительной информации (табличек).Назначение,
роль дорожной разметки в организации дорожного движения.
Виды дорожной разметки. Горизонтальная разметка и ее характеристика.
Вертикальная разметка и ее характеристика.
Понятие об организованной пешей колонне.

Порядок движения групп детей в городе и за городом. Меры безопасности
при организации пеших экскурсий с детьми.
Обязанности водителя велосипеда. Что запрещено велосипедисту?
Неисправности велосипеда, при которых запрещена его эксплуатация.
Железнодорожный переезд. Правила движения по ж/д переезду. Сигналы
остановки поезда. Проверка знаний, изученных тем.
Оказание первой помощи при кровотечениях (практическое занятие).
Виды кровотечений. Виды ран. Наложение повязок.
6-й класс
Правила дорожного движения. Ответственность за нарушение правил.
Кем и когда утверждены ныне действующие Правила дорожного движения.
Общие положения правил – понятия и термины. Ответственность за
нарушение правил.
Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Допуск к вождению велосипеда. Передвижение в колонне. Что запрещено
велосипедисту?
Движение
по
велосипедной
дорожке.
Подача
предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и
рукой.
Технические требования, предъявляемые к велосипеду, и уход за ним.
Осмотр перед выездом. Подгонка велосипеда. Ежедневный осмотр.
Устройство велосипеда. Назначение и устройство основных узлов и
агрегатов велосипеда. Проведение технического обслуживания велосипеда.
Исправность тормозов, звукового сигнала и световых приборов.
Движение велосипедистов в колонне.
Безопасность движения в группе. Порядок проезда нерегулируемых
перекрестков. Проезд железнодорожных переездов.
Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных
средствах.
Регистрационные знаки транспортных средств юридических лиц и граждан
РФ, транспорта войсковых частей и соединений, юридических лиц, граждан
иностранных государств и лиц без гражданства, а также транспорта,
временно допущенного к участию в дорожном движении. Опознавательные
знаки транспортных средств: шины. Перевозка детей, глухой водитель.
Ограничение скорости, опасный груз, Крупногабаритный груз, длинномерное
ТС, инвалид.
Тормозной остановочный путь.

Время реакции водителя. Время реакции тормозных систем. Торможение.
Тормозной путь. Остановочный путь.
Общие правила проезда перекрестков.
Проезд регулируемых перекрестков. Движение по нерегулируемому
перекрестку. Правило помехи справа. Движение по знакам приоритета.
Пользование осветительными приборами и звуковыми сигналами.
Осветительные приборы автомобиля. Движение в темное время суток в
городе и за городом. Порядок обгона в темное время суток. Ослепление
светом и его последствия. Движение по неосвещенным улицам в городе.
Движение днем в условиях тумана, сильного дождя, снегопада.
Итоговое занятие.
Самостоятельная работа учащихся.
7-й класс
Повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов. Причины
дорожно-транспортных происшествий.
Мероприятия по повышению безопасности движения транспорта и
пешеходов. Основные причины происшествий с учащимися. Поведение
свидетелей дорожно-транспортных происшествий. Оказание помощи
работникам ГИБДД в расследовании дорожных аварий и катастроф.
Правила перевозки пассажиров.
Обязанности пассажиров. Перевозка пассажиров общественным и личным
транспортом. Перевозка детей. Где запрещается перевозить пассажиров?
Движение пешеходов и транспорта вне населенного пункта.
Порядок движения пешеходов за городом. Движение транспортных средств
по загородным дорогам.
Проезд железнодорожных путей.
Движение через неохраняемый железнодорожный переезд. Проезд
охраняемого железнодорожного переезда. Сигналы общей тревоги,
подаваемые водителем при остановке на ж/д переезде.
Практические занятия по обучению езде на велосипеде. Езда с
препятствиями. Отработка глазомера в определении скорости движения и
расстояний.
Подготовка велосипеда к эксплуатации. Отработка навыка держать
равновесие при движении на малых скоростях. Отработка поворотов и
разворотов. Подача предупредительных сигналов рукой. Движение с
торможением на мягкой почве, изменение скорости движения. Езда с

препятствиями. Отработка глазомера в определении скорости движения и
расстояний.
Способы регулирования движения.
Назначение светофора. Транспортные светофоры. Регулировщик. Жесты
регулировщика как способ регулирования дорожного движения. Назначение
и виды дорожных знаков. Дорожная разметка и ее характеристика.
Итоговое занятие. Тестирование учащихся по пройденной программе.
8-й класс
Правила движения — закон улиц и дорог.
Значение ПДД для обеспечения безопасности дорожного движения. Первые
дорожные правила. Появление первых дорожных правил в России. Единые
правила движения по улицам городов, населенных пунктов. Утверждение
правил дорожного движения РФ. Ответственность за нарушение Правил
дорожного движения. Деятельность ГИБДД по обеспечению безопасности
движения.
Дорога, элементы дороги.
Перекрестки и их виды. Определение дороги, улицы. Назначение тротуаров,
обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы,
пешеходной и велосипедной дорожек. Термин «перекресток». Регулируемый
и нерегулируемый перекресток.
Способы регулирования движения.
Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения.
Группы дорожных знаков, назначение предупреждающих знаков и знаков
приоритета. Запрещающие знаки. Роль предписывающих знаков.
Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Назначение знаков
дополнительной информации (табличек).
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного движения.
Виды разметки. Горизонтальная разметка. Сплошные линии разметки,
наносимые белой и желтой красой. Штрихпунктирные линии и их
назначение. Пешеходный переход и пересечение велосипедной дорожки с
проезжей частью. Вертикальная разметка и ее назначение.
Автомобиль и его классификация.
Транспортные автомобили: грузовые и пассажирские. Легковые автомобили
и автобусы. Специальные автомобили, их роль в хозяйстве страны.
Спортивные автомобили. Мотоциклы и мотороллеры. Немеханические
транспортные средства.
Правила пользования транспортом.

Порядок ожидания трамвая, троллейбуса, автобуса. Посадка в транспорт.
Поведение пассажиров в транспорте. Что запрещено пассажиру? Порядок
выхода из транспортного средства. Правила перевозки детей в грузовом
автомобиле. Правила перехода улицы после выхода из транспортного
средства.
Мопед, велосипед с подвесным устройством, скутер.
Предупредительные сигналы, даваемые велосипедистом. Общее устройство и
назначение основных узлов мопеда. Основные требования по обеспечению
безопасной езды на мопеде (велосипеде с подвесным мотором). Ежедневный
осмотр и обслуживание. Предупредительные сигналы, подаваемые световыми приборами и руками, повороты направо, налево (разворот), торможение.
Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств.
Движение в жилых зонах. Обозначение пешеходных переходов и остановок
маршрутных транспортных средств. Порядок движения по пешеходным
переходам пешеходов и транспортных средств. Место ожидания
маршрутного транспорта. Дворы, жилая зона, движение транспорта и
пешеходов в жилой зоне. Дорожные знаки «Жилая зона», «Конец жилой
зоны».
Итоговое занятие.
Проверка учащихся по ПДД методом тестирования, оказания на практике
первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях: наложение жгута и тугой повязки, шин, стерильных повязок,
проведение искусственного дыхания и закрытого массажа сердца.
9-й класс
Назначение правил дорожного движения, история их возникновения и
развития.
Общие правила движения пешеходов. Правило движения Юлия Цезаря в
древнем Риме. Первые правила в России. Первые автомобильные правила во
Франции. Международная конвенция по дорожному движению. Первые
советские правила дорожного движения. Единые правила дорожного
движения на территории СССР. Правила дорожного движения РФ.
Ответственность за несоблюдение правил движения. ГИБДД — гарант
обеспечения порядка и бесперебойного движения транспорта и пешеходов.
Порядок движения пешеходов по улицам и дорогам. Организация движения
организованных пеших колонн. Правила перехода улиц и дорог. Организация
движения групп детей.
Элементы улиц и дорог.
Перекрестки и их виды. Правила пользования общественным транспортом.
Правила перевозки детей на общественном и личном транспорте. Перевозка

детей на грузовом транспорте. Посадка и высадка детей, поведение в транспортом средстве. Где запрещается перевозить детей?
Способы регулирования дорожного движения.
Назначение сигналов светофора для регулирования движения пешеходов и
транспорта. Регулировщик — основной способ регулирования при заторах и
неисправностях светофора. Дорожные знаки как один из способов
регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и ее
характеристики. Виды дорожной разметки и ее назначение для регулирования движения транспорта и пешеходов. Горизонтальная разметка.
Вертикальная разметка.
Тормозной и остановочный путь автомобиля.
Время реакции водителя, время реакции тормозов. Формула остановочного и
тормозного пути. Зависимость тормозного и остановочного пути от
состояния покрытия, тормозных систем, скорости движения и массы
транспортного средства. Виды светофоров. Транспортные светофоры.
Пешеходные светофоры. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров.
Назначение и виды транспортных средств.
Механические и немеханические транспортные средства. Механические
транспортные средства в экономике страны. Полуприцепы, прицепы и
гужевые повозки. Велосипед и мопед. Специальный транспорт и особенности
его движения. Применение специальных сигналов на транспортных
средствах. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями световыми
приборами и рукой. Действия очевидцев дорожно-транспортных
происшествий.
Назначение и группы дорожных знаков.
Предупреждающие знаки и их роль в регулировании движения транспорта и
пешеходов,
значение
знаков
приоритета.
Запрещающие
знаки.
Предписывающие знаки и их характеристика. Информационно-указательные
знаки и знаки сервиса. Предназначение знаков дополнительной информации
(табличек). Причины дорожно-транспортных происшествий. Дорожнотранспортные
происшествия:
по
вине
пешеходов,
водителей,
велосипедистов, состояния дороги и погодных условий. Мероприятия,
проводимые по их устранению.
Правила движения для велосипедиста, мопедиста, мотоциклиста.
Обязанности водителя. Дополнительные требования к движению
велосипедов, мопедов. Оказание первой помощи при дорожно-транспортных
происшествиях. Правила перевозки травмированных.
Железнодорожный переезд.

Охраняемый и неохраняемый ж/д переезд. Правила движения по ж/д переезду пешеходов и транспорта. Порядок въезда на ж/д переезд. Запрещение
въезда на ж/д переезд. Требования, предъявляемые к движению гужевых
повозок, к прогону скота, тихоходных транспортных средств. Обязанности
водителей транспортных средств при вынужденной остановке на переезде.
Сигналы при вынужденной остановке, подаваемые машинисту поезда.
Итоговое занятие.
Назначение номерных, опознавательных и предупредительных знаков и
надписей на транспортных средствах. Меры ответственности пешеходов и
водителей за нарушение ПДД.
10-й класс
Правила поведения участников дорожного движения.
Правила дорожного движения. Дорожная этика.
ПДД и дорожные знаки.
История создания ПДД и дорожных знаков. Проверка знаний ПДД.
Способы регулирования движения.
История создания светофора. Разновидности светофоров. Регулировщик.
Дорожная разметка. Способы регулирования движения.
Сигналы светофора с дополнительной секцией.
Виды светофоров. Светофоры с дополнительной секцией.
Ответственность за приведение в негодность транспортных средств и
нарушение ПДД.
Права и обязанности участников дорожного движения. Уголовная и
административная ответственность за нарушение ПДД.
Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах.
Правила движения пешеходов индивидуально. Правила движения пешеходов
группами и в колонне.
Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда.
Устройство велосипеда с подвесным двигателем. Мопед. Их техническое
обслуживание. Дополнительные требования к движению мопедов.
Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных
средствах.
Номерные и опознавательные знаки. Регистрационные знаки транспортных
средств. Опознавательные знаки.

Оказание первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Виды
травм. Оказание первой помощи при травмах опорно-двигательного
аппарата.
11-й класс
Закон РФ «О безопасности дорожного движения».
Кодекс РФ об административных правонарушениях. Изменения, внесенные в
кодекс.
История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению
безопасности дорожного движения.
История автомототранспорта.
движения.

Обеспечение

безопасности

дорожного

Движение по загородным (сельским) дорогам.
Сведения о сельском транспорте. Дополнительные требования к движению
гужевых повозок и погону животных.
Правила перевозки пассажиров.
Правила дорожного движения. Правила перевозки пассажиров на мотоцикле
и мотороллере.
Правила перевозки грузов.
Правила дорожного движения. Правила перевозки грузов.
Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях.
Влияние погодных условий и времени суток на безопасность дорожного
движения. Дорожные знаки, предупреждающие об опасности на дорогах.
Движение транспортных средств.
Движение транспортных средств. Скорость движения. Интенсивность
движения. Расположение транспортных средств на проезжей части.
Остановочный и тормозной путь автомобиля.
Остановочный и тормозной путь. Время реакции водителя. Факторы,
влияющие на величину остановочного пути.
Оказание первой помощи при острой сердечной недостаточности, инсульте и
остановке сердца. Правила оказания помощи при острой сердечной
недостаточности, инсульте и остановке сердца.

4. Список литературы:
1. «Добрая дорога детства». Всероссийская газета для детей, педагогов,
родителей. Подписной индекс 39578.
2. «Дорожная безопасность»: обучение и воспитание младшего
школьника». Москва. Издательство «Третий Рим», 2005.
3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы
ребенка. М.: Роспедагенство, 1994.
4. Воспитание личности в коллективе. М.: Центр «Педагогический
поиск», 2000.
5. Воспитательная работа в школе: Пособие для директоров и педагогов
общеобразовательных учреждений. Под ред. Кузнецовой. М.:
Школьная пресса, 2002.
6. Ижевский П.В. Учебно-методический комплект «Безопасность
дорожного движения» 1-4 классы, - М.: Просвещение,2008.
7. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. –
М.: Транспорт, 1990.
8. Логинова Л. 365 уроков безопасности. – М.: Айрис-Пресс, 2000.
9. Ляпина Е.Ю. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма в образовательной организации. Нормативно-правовые и
информационно-образовательное обеспечение. - Волгоград:
издательство «Учитель», 2015.
10.Материалы по проведению бесед со школьниками по безопасности
дорожного движения. Пермь, 1983.
11.Методические рекомендации по проведению «минуток» по
безопасности дорожного движения. Томск, 1986.
12.Мурченко Н.А. Безопасность на улицах и дорогах: специальное
издание для взаимодействия взрослых и детей, педагогов и родителей. Волгоград: издательство «Учитель», 2017.
13.Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность
дорожного движения» 5-9 классы, - М.: Просвещение,2009.
14.Смирнов А.Т. Учебно-методический комплект «Безопасность
дорожного движения» 10-11 классы, - М.: Просвещение,2009.
15.Спасайкин. Детский журнал. Краснодар ИП Решульская Л.И.
16.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: профилактика дорожнотранспортного травматизма. – М.: ТЦСфера, 2008.
17.Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений
и системы дополнительного образования детей «Моя волшебная

улица». Под ред. Севрука Г.А. Москва. Издательство
«Профтехнологии», 2004.
18.Фролова Т.В. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма. 1-6 классы. Программа «В жизнь по безопасной дороге».
– Волгоград: издательство «Учитель», 2017.
19.Шипунова В.А. Беседы с ребенком. Безопасность на дороге. Сложные
ситуации. М.: Издательство Карапуз, 2015.
20.Юсин А.А. Я купил велосипед. – М.: Молодая гвардия, 1984.
21.Яковлев Ю. Ваши права, дети. М.: Международные отношения, 1992.

5. Дидактическое обеспечение программы
1. Плакат «Безопасность на дороге», Издательство: Сима-ленд, 2017
2. Комплект плакатов «Безопасность в образовательной организации»: 4
плаката, Издательство «Учитель», 2017.
3. Электронное учебно-методическое пособие «Город дорог», https://pdd.fcppbdd.ru/.
1. Электронная обучающая программа в целях использования ее в
процессе обучения детей безопасному поведению на дорогах [Электронный
ресурс] http://bdd-eor.edu.ru/eor/103.

Согласовано
Протокол заседания ШМО
среднего и старшего звена
МБОУСОШ № 9 им. Полевого П.Г.
от 29.08.2023 г. № 1
__________Аникеева Г.И.
подпись руководителя МО Ф.И.О.

Согласовано
зам. директора
__________Кохан Е.А.
подпись

Ф.И.О.

30.08.2023 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».