Перечень основных документов

01.10.2024

К перечню основных нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции относятся:

Федеральные законы Российской Федерации

Указы Президента Российской Федерации

Постановления Правительства Российской Федерации

Обеспечение разработки и принятия федеральных законов по вопросам противодействия коррупции закреплено в качестве одной из функций Федерального Собрания Российской Федерации среди организационных основ противодействия коррупции в части 2 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

1) Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

2) Федеральный закон от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»

закрепляют основные обязанности государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также связанные с особенностями государственной и муниципальной службы ограничения их прав, устанавливает ответственность за нарушение этих ограничений.

3) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»

вносит комплекс взаимоувязанных изменений в целый ряд федеральных законодательных актов.

4) Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Федерального закона антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (проектов муниципальных нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с данным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

5) Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»

в целях совершенствования мер борьбы с коррупцией унифицированы права, обязанности, ограничения и запреты, установленные для государственных (муниципальных) служащих и лиц, занимающих государственные (муниципальные) должности. В частности закон установил новое основание увольнения госслужащих — в связи с утратой доверия.

6) Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки (далее — контроль за расходами), определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

7) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

Закон принят с целью создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и лиц, поступающих на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения. Законом установлено, что руководители государственных (муниципальных) учреждений представляют соответствующие сведения, начиная с доходов за 2012 год.

8) Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

в целях повышения эффективности противодействия коррупции устанавливает запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, определяются категории лиц, в отношении которых устанавливается данный запрет, порядок осуществления проверки соблюдения указанными лицами данного запрета и меры ответственности за его нарушение.

9) Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

вносит изменения в ряд законодательных актов в целях приведениях их в соответствие с новым законом, устанавливающим в отношении отдельных категорий лиц запрет открывать счета и иметь вклады в иностранных банках.

Издание Президентом Российской Федерации Указов, предусмотрено частью 1 статьи 90 Конституции Российской Федерации. Согласно части 2 указанной статьи Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории России. Частью 3 этой же статьи установлено, что Указы Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Вопросы противодействия коррупции, по которым Президентом Российской Федерации издаются Указы, предопределены прежде всего в части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В указанной норме в качестве одной из организационных основ противодействия коррупции предусмотрено, что Президент Российской Федерации: 1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции; 2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

1) Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

принят в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 данного Указа рекомендовано, в частности, лицам, замещающим выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

2) Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, в полномочия которого входит решение следующих задач: а) подготовка предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции (формирование государственной антикоррупционной политики); б) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции (координация антикоррупционной деятельности); в) контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции (контроль за реализацией антикоррупционной политики).

3) Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

пунктом 3 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано до 01 сентября 2009 года определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

4) Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», которым утверждены:

Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение государственной должности Российской Федерации;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение государственной должности Российской Федерации;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего государственную должность Российской Федерации;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей лица, замещающего государственную должность Российской Федерации;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности члена Правительства Российской Федерации;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности члена Правительства Российской Федерации;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера члена Правительства Российской Федерации;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей члена Правительства Российской Федерации.

Пунктом 4 данного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.Хочу такой сайт

5) Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», которым утверждены:

Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности федеральной государственной службы;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего;

форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего.

Пунктом 3 данного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

6) Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»

пунктом 6 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение указанных должностей, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

7) Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»

пунктом 3 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться Указом при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также о проверке соблюдения лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

уточнены ограничения, налагаемые на федеральных государственных гражданских служащих в целях предотвращения коррупционных правонарушений. Установлено, что федеральные государственные служащие, замещавшие высшие должности государственной службы, должности в правоохранительных органах и иных ведомствах, а также другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, в течение двух лет со дня увольнения с федеральной государственной службы могут работать в подконтрольных им ранее, тем или иным образом, коммерческих и некоммерческих организациях только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, создаваемой в федеральном органе исполнительной власти. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ.

9) Указ Президента Российской Федерации от 01 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», которым утверждено:

Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

10) Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 года № 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета», которым утверждены:

состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

11) Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

устанавливает порядок представления отдельными федеральными чиновниками сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, а также супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).

Пунктом 30 Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить с учетом положений Указа порядок представления лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений а) о счетах (вкладах) и наличных денежных средствах в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации; б) о государственных ценных бумагах иностранных государств, облигациях и акциях иных иностранных эмитентов; в) о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации; г) об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации.

12) Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

устанавливает, кто принимает решение о контроле за расходами служащих, а также утверждает форму справки о расходах лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, иного лица по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена указанная сделка.

13) Указ Президента Российской Федерации от 08 июля 2013 года № 613 «Вопросы противодействия коррупции», которым утвержден:

Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Пунктом 8 данного указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.

Правительство Российской Федерации, как установлено в части 1 статьи 115 Конституции Российской Федерации, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве одной из организационных основ противодействия коррупции предусмотрено, что Правительство РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

1) Постановление Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2009 года № 987 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559, от 18 мая 2009 года № 561, от 21 сентября 2009 года № 1065, от 2 апреля 2013 года № 309 и от 2 апреля 2013 года № 310»

Лица, претендующие на определенные должности госслужбы или замещающие их, обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (собственных, а также супругов и несовершеннолетних детей). Такая информация проверяется на предмет достоверности, полноты, соответствия расходов доходам и доводится до сведения граждан путем размещения в Интернете и СМИ.

В связи с этим документом определены структурные подразделения Правительства Российской Федерации, ответственные за сбор, проверку и публикацию указанных сведений в отношении должностей госслужбы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

постановлением утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, а также Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

3) Постановление Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2010 года № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы»

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» налагает на бывших государственных и муниципальных служащих ограничения в части трудоустройства. Это касается граждан, замещавших должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатели в течение 2 лет после увольнения данных лиц со службы обязаны сообщать о заключении с ними трудовых договоров. Сведения направляется представителю нанимателя по последнему месту службы.

Документ устанавливает форму такого сообщения и перечень сведений, которые необходимо указать.

4) Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 года № 207 «Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности»

документ регламентирует порядок проверки указанных сведений.

Пунктом 2 Постановления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим постановлением при разработке и утверждении положений о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственного учреждения субъекта Российской Федерации, муниципального учреждения, и лицами, замещающими эти должности.

5) Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 года № 208 «Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей»

с 1 января 2013 г. руководителей учреждений обязали ежегодно отчитываться о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, а также супругов и несовершеннолетних детей). То же самое касается и лиц, поступающих на данную должность.

Документом регламентирован порядок представления названных сведений.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».