Семьеведение 5-7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г.
Кущевский район

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ Подписан:
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
29.08. 2024 года
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 от
ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г.
БЮДЖЕТНОЕ
Председатель педсовета
DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET="
край, Кущевский, Красная Поляна,
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ Краснодарский
Мира ул, 38", L=Кущевский район, T=Директор,
____________Е.В. Ковш
БЮДЖЕТНОЕ
ЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
подпись
Ф.И.О
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ
ПОЛЕВОГО П.Г., OGRN=1022304245710,
СРЕДНЯЯ
SNILS=10993988318, INNLE=2340013096,
E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛ INN=234004089883,
Васильевна, SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ЬНАЯ ШКОЛА № 9 УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.
Основание: Я являюсь автором этого документа
ИМЕНИ ПОЛЕВОГО Местоположение: место подписания
Дата: 2024-10-15 11:08:42
П.Г.
Foxit Reader Версия: 9.7.2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»

Срок реализации программы: 1 год
Ступень обучения (класс) 5-7 класс
Количество часов 34 часов; в неделю-1 час
Составитель: учитель географии Аникеева Галина Ивановна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе
рабочей программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (основное
общее образование), института стратегии развития образования федерального
государственного бюджетное научное учреждение Москва, 2024

Пояснительная записка
Общая характеристика курса
3

Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 5–9
классов составлена на основе положений и требований:
Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования
(утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №
287);
федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
Конституция Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от
09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной
политики
по
сохранениюи укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность курса
Актуальность курса внеурочной
деятельности
«Семьеведение»в современных
условиях обусловлена необходимостью разработки специальныхпрограмм обучения и
воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения
приверженности традиционнымроссийским духовно-нравственным ценностям, включая
ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества,
направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа
любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей,
передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства,в том числе
посредством образования. Образование становится средством обеспечивающим сдерживание
и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему
сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи
молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной
жизни.

4

Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что
семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы
его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей
зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной
идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихсяценности крепкой семьи, брака,
многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской
Федерации.
Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 5–7 классовпродиктовано
важностью целенаправленной просветительскойи воспитательной деятельности,
которая предполагает:
осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценностив жизни современного
человека;
приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим
поколениям;
приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и межличностных
отношений в семье, соответствующих принятым в российскомобществе традиционным духовнонравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся с целью
применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения проблем,
возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе придается
современным научнопедагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных
особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том,что его содержание
предполагает:
освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся
им в жизни, станут важным компонентом,влияющим на их дальнейшую жизненную
траекторию;
рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных научных
позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального восприятия
обучающимися, а также их индивидуальногожизненного опыта;
развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с их
ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в
сфере реальных семейных отношений.

5

Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества
систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок:
брачности, многодетности,целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали
свое будущее именно с семейным образом жизни;
понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для
самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности
поколений;
ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к
российским традиционным духовно-нравственным ценностям,
в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и
воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и
нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;
формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции
психологии, культурологии и этики;
осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для
построения собственной семьи в будущем;
содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с
семейными отношениями;
обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальнойидентичности как
граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и
предотвращение рисков на пути к ее созданию;
ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных
отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов в
рамках внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 9 им. Полевого П.Г. для младших подростков
(5–7 классы). Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как
предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена на
обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;
понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
обретение положительного образа семьи, родительства (отцовстваи материнства),
освоение традиционных семейных ценностей России;
готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительскойсемье, классе, школьном
коллективе;
понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
патриотическое воспитание:
осознание
российской
идентичности
в
поликультурноми
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к
достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственноговыбора в семейных
отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых
норм;
способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивациик созданию крепкой,
гармоничной семьи;
эстетическое воспитание:
восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
физическое воспитание,
формирование
культуры
здоровьяи эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведенияв интернет-среде;

7

трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамкахсемьи)
технологической и социальной направленности, способностьинициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого родадеятельность, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
ценности научного познания:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом
семейных традиций народов России;
адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальнойи природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
социальных
явлений и процессов;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решенияпоставленной задачи;
делать выводы
с
использованием
дедуктивных и
индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученнуюв ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событийи их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поискеи отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представленияинформации;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоциив соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;

8

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачии поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования,проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться
в
различных подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решений в группе);
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритмарешения);
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнутьпри решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивноев произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждатьпроцесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формахработы (обсуждения, обмен
мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;

9

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственностии проявлять готовность
к предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи,
важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и
ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм,
регулирующих семейные отношения,включая правовые нормы;
осознание значимости крепкой семьи, брака как ценностив современном
обществе; умение характеризовать семейные отношения кактрадиционную российскую
духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории
народов России;
формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности,
гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма,
преемственности истории нашей Родины;
умение характеризовать
особенности семейных
отношений с использованием
источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами);
умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций
семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее
родословной;
умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и
моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со
старшими членами семьи;
умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общенияс родителями, с
бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
умение решать в рамках изученного материала познавательныеи практические
задачи;
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой
информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизироватьи критически
оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведениячеловека в семье, личным социальным опытом,
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людейс точки зрения их
соответствия моральным, правовым и иным видам социальныхнорм, включая вопросы,
связанные с личными и семейными финансами,в том числе при планировании
семейного бюджета
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени: мотивы
создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности.
10

Семья и бракв современном обществе.
Семья как ценность для ребенка
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка
чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и
психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования
личности ребенка, его духовно-нравственного становления.Эмоциональное
взаимопонимание между родителями и детьми.
Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранениии развитии
общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в
решении демографических проблем современной России.Расширенная (многопоколенная)
семья как исторический феномен.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»
История семьи
Родословная моей семьи.
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Способы
передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные архивы,
фотоальбомы, мемуары.
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в
поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие:
семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия,
семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения семейных
традиций. Известные многодетныесемьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье.
Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и
поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также
родителей и детей. Образ семьив художественных произведениях второй
половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино, и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьмив зависимости
от их возраста. Уважительноевзаимодействие родителей и детей.
Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общениес братьями и
сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи.
Отношения братьев и сестер в художественныхпроизведениях (мультипликация, кино,
литература).
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с
бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим.
Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрыхи уважительных
родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и семейных традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…»
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детейкак своего
«дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и
способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и
сельской местности.
11

Ведение домашнего хозяйства
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства.Хозяйственно-экономическая
функция семьи. Типичные проблемы
обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения.
Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейныйбюджет и
финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении
финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные
нормы. Основные статьи семейного бюджета.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить.
Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы
рационального расходования детьми денежных средств.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в
решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления,
материалов, технических решений и другого для обустройства дома.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и
детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в
разных регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений.
Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и
открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и
детско-родительских отношений.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка,
честность. Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать друг друга,
допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения
уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания
как факторы, укрепляющиесемью.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с младшими
по поводу возникающих разногласий как важнейшее правилогармоничной семейной
жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной
жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути
выхода из возникшего конфликта.
Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных
взаимоотношений.Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная
поддержкасо стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной
проблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи. Разнообразие
форм совместных семейных дел (уборка и ремонт
квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и
(или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения
взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды
семейных игр, их плюсы и минусы.

12

Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествийв сплочении
семьи и личностном развитии ее членов.
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни
и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая
активность. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни
семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической
активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье.
Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и
технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению
здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных
мероприятиях и акциях Россиии региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»
Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и
условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки
многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи: консультационная,
материальная, юридическая, медицинская, психолого- педагогическая.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права
и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество
семьи, наследство и наследники, дарениеи другие сделки с семейным имуществом.
Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение,
пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую
деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим
родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте Российской
Федерации по правам ребенка.

13

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5-7 КЛАСС
№ п/п Наименование
Количество
разделов и тем курса часов
внеурочной
деятельности

Программное содержание

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

Беседа на основе презентации «Семья в
различные исторические эпохи».
Анализ репродукций картин известных
художников, посвященных семье в разные
исторические эпохи.
Создание плаката «Современная семья».
Беседа и создание схемы «Значение семьив
жизни человека».
Анализ предложенных ситуаций,
показывающих влияние семьи на жизнь
подростка

Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
1.1

Как и для чего
создается семья?

1

Семья в различные исторические эпохи –от
древности до современности: мотивы
создания семьи и вступления в брак.
Семья и духовно-нравственные ценности.
Семья и брак в современном обществе

1.2

Семья как ценность
для ребенка

1

Крепкая семья, основанная на любви,
как основа для формирования у ребенка
чувства безопасности и ощущения счастья.
Важность для ребенка материальнойи
психологической поддержки
со стороны родителей. Семья как среда
формирования личности ребенка, его
духовно-нравственного становления,

1.3

Семья и ее рольв
обществе

1

Эмоциональное взаимопонимание между
Сопоставление иллюстраций, отражающих
родителями и детьми, сочувствие и принятие психологические отношения родителей
ребенка в семье
и подростка (взаимное доверие/недоверие;
рациональная оценка/недооценка;
поддержка и сочувствие/равнодушие;
адекватные требования/неадекватные
требования) для создания правил
выстраивания отношений между детьми
и родителями.
Начало создания коллективной электронной
энциклопедии «Семья – наша ценность»

1

Семья как первичная ячейка общества,
Беседа «Семья и ее основные функции».
ее важность в самосохранении и развитии Анализ примеров семей по страницам
общества. Семья и ее основные функции.
художественной литературы, кинематографа
Репродуктивная функция семьи и ее
значение в решении демографических
проблем современной России. Расширенная
(многопоколенная) семья как исторический
феномен.

Итого по разделу

4

Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
2.1

История семьи

1

1

1

Родословная моей семьи.

Составление родословных
на основе предложенных учителеми/или
обучающимися макетов
Важность сохранения исторической памятио Беседа на основе презентации «Способы
поколениях рода (семьи). Способы передачи сохранения исторической памяти о семье».
информации о связи поколений
Составление схемы «Как в моей семье
и родственных отношениях: семейные
сохраняется память о поколениях».
архивы, фотоальбомы, мемуары.
Знакомство с электронными ресурсами,
позволяющими искать и обрабатывать
информацию об истории своей семьи,
и разработка алгоритма действий
Предания и традиции моей семьи. Ценности Проектная деятельность «Преданияи
семьи, передающиеся из поколения
традиции моей семьи».
в поколение. Семейная память и семейная Практикум «Семейные традиции»
гордость. Семейные традиции и их
разнообразие: семейный совет, воскресные
обеды, семейные спектакли, семейные

путешествия, семейное чтение и т. п.
Достойные примеры для подражания и
сохранения семейных традиций.
Известные многодетные семьи
2.2

2.3

Родители

Братья и сестры

1

Особая роль и ответственность родителейв
современной семье. Роль мужчины
в семье. Отцовство. Роль женщины в семье.
Материнство. Любовь, взаимное принятие и
поддержка как базовые ценности
взаимоотношений супругов между собой,
а также родителей и детей. Образ семьи в
художественных произведениях второй
половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация, кино, др.)

Обсуждение отрывков из художественной
литературы, кинофильмов,
мультипликационных фильмов
о гармоничных отношениях в семье.
Создание облака слов на тему «Ценности
семьи»

1

Особенности выстраивания
взаимоотношений между родителями и
детьми в зависимости от их возрастаи
Уважительное взаимодействие родителей
и детей

Анализ кейсов на тему «Стили воспитания».
Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я
оказался на месте своих родителей, то...»

1

Конструктивное взаимодействие детей
с братьями, сестрами. Общение с братьями

Обсуждение темы «Взаимоотношения
с братьями, сестрами» в группах: «Хорошо

и сестрами в семье – необходимый опыт для ли быть единственным ребенком в семье»,
создания в будущем собственной семьи.
«Нас в семье двое/трое», «У меня много
Отношения братьев и сестер
братьев и сестер».
в художественных произведениях
Составление правил конструктивного
(мультипликация, кино, литература).
взаимодействия с братьями и сестрами.
Обсуждение кейсов о конструктивном
взаимодействии детей с братьями и сестрами

2.4

Чем ценны отношения 1
внуков с бабушками
и дедушками?

Бабушки и дедушки в семье. Доверительное,
эмоционально теплое общение внуков
с бабушками и дедушками. Уважительное
отношение к старшим членам семьи.
Чувство благодарности старшим. Почитание
старших в семье. Забота о пожилых членах
семьи, помощь по дому Черты семейного
поведения, присущие бабушкам и
дедушкам,
и бесконфликтные стратегии их восприятия.

Анализ иллюстраций на тему
«Межпоколенное общение».
Анализ ситуаций, отражающих
конструктивное взаимодействие внуков
с бабушками и дедушками, для выработки
бесконфликтной стратегии поведения.
Практикум «Уважение к старшим и помощьв
семье»

Доверительное общение внуков
с бабушками и дедушками
2.5

Мои близкие и дальние 1
родственники

Итого по разделу

Многообразие родственных отношений.
Игра «Самое главное качество моего
Важность поддержания добрых
родственника» на основе родословной.
и уважительных родственных отношенийдля Продолжение разработки коллективной
сохранения межпоколенных связей
электронной энциклопедии «Семья – наша
и семейных традиций
ценность»

8

Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
3.1

Что мы называемсвоим 1
«домом»?

Место проживания семьи и важность его
восприятия для супругов и детей как своего
«дома». Дом – это место защищенности,
уюта и эмоциональной теплоты.
Особенности и способы обустройства
семейного хозяйства в больших и малых
городах, в пригородах и сельской местности

Составление облака слов «Дом» на основе
ассоциаций.
Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом»или
«Дом моей мечты»

3.2

Ведение домашнего
хозяйства

Основные составляющие домашнего
(семейного) хозяйства. Хозяйственноэкономическая функция семьи.
Типичные проблемы обустройства
домашнего хозяйства у семей с детьми
и способы их решения.

Беседа на основе презентации «Семейное
хозяйство в разные исторические периоды
развития России».
Разработка правил рачительного ведения
домашнего хозяйства

1

3.3

3.4

Семейный бюджет

Семейный быт

1

Важность планирования и учета семейных
доходов и расходов. Семейный бюджет
и финансовая «подушка безопасности».
Равноправие мужа и жены в решении
финансовых вопросов, открытость семейных
финансов как современные культурные
нормы. Основные статьи семейного
бюджета.

Анализ схемы «Семейный бюджет».
Решение практических задач, направленных на
планирование и учет семейных доходов и
расходов

1

Способы экономии семейного бюджета
Решение практических задач, направленных на
и статьи, на которых не следует экономить. выявление рациональных способов
Карманные деньги детей. Основные
расходования карманных денег
приоритеты детских расходов и способы
рационального расходования детьми
денежных средств. Детские накопления
и цели их использования

1

Красота, комфорт и уют в доме. Важность
совместных усилий родителей и детей
в решении проблем определения

Игра «Красота и комфорт в доме» на основе
предложенных карточек (иллюстрации,
предметы интерьера).

1

Итого по разделу

оптимального бюджета, выбора стиля
оформления, материалов, технических
решений и другого для обустройства дома.

Составление облака слов по теме «Уютв
доме»

Важность достижения договоренностей
в распределении ролей между родителями и
детьми для поддержания чистоты
и порядка в доме. Традиции обустройства
дома в разных регионах России

Обсуждение презентации «Традиции
обустройства дома (семейного хозяйства)в
разных регионах России».
Проектная деятельность по теме «Мой вклад в
чистоту и порядок в доме».
Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

6

Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
4.1

Как создать
1
благоприятную
семейную атмосферу?

Здоровая семейная атмосфера как залог
устойчивости внутрисемейных отношений.
Доминирующие положительные эмоции,
тон общения, настроение, взаимное доверие
и открытость, взаимопомощь и поддержка
как важные составляющие супружеских
и детско-родительских отношений.

Обсуждение пословиц, отрывков из
художественных произведений,
видеосюжетов о семейной атмосфере.
Обсуждение модели благоприятной
психологической атмосферы в семье.

4.2

На чем держитсясемья? 1

Нравственные основы взаимоотношений в
семье: любовь, верность, взаимная
поддержка, честность.. Умение слушать
и слышать друг друга, допущение разных
взглядов членов семьи на одну и ту же
бытовую ситуацию, умения уступать
и прощать недостатки друг другу, навыки
оказания друг другу знаков внимания как
факторы, укрепляющие семью.
. Конструктивноевзаимодействие членов
семьи

Беседа по теме «Нравственные основы
взаимоотношений в семье».
Анализ учебных кейсов о конструктивном
взаимодействии членов семьи.
Беседа о мужественности и женственности

4.3

Как избегать
конфликтов в семье?

Общение супругов друг с другом, а также
родителей с детьми, старших детей

Обсуждение темы общения в семье
на основе презентации.

1

с младшими по поводу возникающих
Заполнение таблицы «Мое поведениев
разногласий как важнейшее правило
семье»
гармоничной семейной жизни.
Важность рефлексии каждым членом семьи
своего поведения и манеры общения.

1

Умения прощать и просить прощения как
важные составляющие счастливой семейной
жизни. Компромиссы в отношениях между
супругами, между родителями и детьми.
Пути выхода из возникшего конфликта

Решение учебных кейсов, направленных на
поиск компромисса при зарождении
конфликта в семье

1

Умение
родителей договариваться с детьми как
основа гармоничных взаимоотношений.
Важность уважения родителями выбора
ребенка. Конструктивная поддержка
со стороны родителей в ситуации поиска
ребенком варианта решения жизненной
проблемы

Анализ кейсов, показывающих
конструктивную поддержку со стороны
родителей в ситуации поиска подростком
«правильного» варианта решения жизненной
проблемы.
Обсуждение полученных результатов

4.4

Что помогает семье
объединиться?

1

Совместная досуговая деятельность как
Составление перечня совместных семейных
важный фактор сплочения семьи.
дел на основе личного опыта и анализа
Разнообразие форм совместных семейных дел информации, предложенной учителем
(уборка и ремонт квартиры/дома; работа на (в виде иллюстраций, видеосюжетов)
приусадебном участке и пр.),
оказывающих позитивное
и (или) негативное воспитательноеи
эмоциональное влияние на детей

1

Важность семейных праздников
для эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как
важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных игр,их
плюсы и минусы.

Конкурс проектов «Моя любимая семейная
игра».
Обсуждение результатов проектов.
Составление алгоритма проектирования
семейного праздника

1

Роль семейных прогулок, туристических
походов и путешествий в сплочении семьи
и личностном развитии ее членов.

Обсуждение интересных маршрутов
для семьи на основе интерактивной карты.
Проект «Семейное путешествие/турпоход»

. Определение наиболее интересных
маршрутов для семейных турпоходов и
путешествий (на примере
своего региона)

4.5

Здоровый образ жизнив 1
семье

1

Здоровье членов семьи и его роль в
полноценной семейной жизни.
Здоровый образ жизни и его ключевые
составляющие: здоровое питание, здоровый
сон, гигиена, физическая
активность.
. Варианты
домашнего меню как примеры здорового
питания

Обсуждение важности здорового образа
жизни на основе презентации учителя
и личного социального опыта.Составление
домашнего меню

Режим здорового сна для взрослых
и детей. Личная гигиена и ее влияниена
образ жизни семьи. Способы

Обсуждение возможностей участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях
на территории России на основе презентации.

преодоления вредных привычек в семье.
Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей
Важность физической активностидля
семье».
здоровья человека и способыее поддержания Продолжение разработки коллективной
в семье.
электронной энциклопедии «Семья – наша
Здоровьесберегающие мероприятия(зарядка, ценность»
прогулки, подвижные
игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты,
интернет-приложения и др.),
способствующие укреплению здоровья
взрослых и детей. Примеры участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях
и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье
для всей семьи»)

Итого по разделу

10

Раздел 5. «Современная семья и право»
5.1

Вступление в брак

1

Порядок регистрации брака в Российской
Федерации. Брачный возраст. Порядок
и условия заключения брака в современной
России. Брачный договор

Работа с фрагментами Конституции
Российской Федерации и Семейного кодекса
Российской Федерации.
Обсуждение важности вступления в брак

5.2

Поддержка
государством семейс
детьми

1

Меры социальной поддержки семей
с детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека

Обсуждение понятий «социальная
поддержка», «социальные гарантии»,
«финансовые организации»,

для молодых семей. Меры государственной «материнский капитал».
поддержки многодетных семей в Российской Решение практических задач для понимания
Федерации. Звание «Мать-героиня»
возможностей использования семьями услуг
финансовых организаций

5.3

Права и обязанности
родителей и детей

1

Деятельность социальных служб
(организаций) по поддержке семьи:
консультационная, материальная,
юридическая, медицинская, психологопедагогическая.

Обсуждение деятельности социальных служб
по поддержке семьи на основе презентации.
Знакомство школьников с электронными
ресурсами социальных служб

1

Личные права и обязанности супругов,
Работа с фрагментами правовых источников.
равенство супругов в семье.
Игра «Права и обязанности родителей»
Имущественные права и обязанности
супругов, совместная собственность,
движимое и недвижимое имущество семьи,
наследство и наследники, дарение и другие
сделки с семейным имуществом.
Права и обязанности родителей
в отношении родных детей и детей, взятых
под опеку.

Итого по разделу

1

Права и обязанности ребенка в семье. Права Работа с фрагментами правовых источников.
несовершеннолетних детей на владение,
Игра «Права и обязанности детей»
пользование и распоряжение имуществом,
финансовую и предпринимательскую
деятельность

1

Обязанности совершеннолетних детей
Работа с фрагментами правовых источников.
(с 18 лет) по отношению к своим родителями Анализ сайта Уполномоченного
родственникам. Роль Уполномоченного при при Президенте Российской Федерациипо
Президенте Российской Федерации
правам ребенка.
по правам ребенка
Завершение создания коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».