Кущевский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 им. Полевого П.Г. УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол № 1 от 29.08. 2024 года Председатель педсовета ____________Е.В. Ковш подпись Ф.И.О Подписан: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. DN: C=RU, S=Краснодарский край, STREET=" БЮДЖЕТНОЕ Краснодарский край, Кущевский, Красная Поляна, Мира ул, L=Кущевский район, T=Директор, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 38", O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ НОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г., OGRN=1022304245710, SNILS=10993988318, INNLE=2340013096, СРЕДНЯЯ INN=234004089883, E=cbuo86168@yandex.ru, G=Елена SN=Ковш, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬ Васильевна, БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г. НАЯ ШКОЛА № 9 Основание: Я являюсь автором этого документа место подписания ИМЕНИ ПОЛЕВОГО П.Г.Местоположение: Дата: 2024-10-15 11:04:58 Foxit Reader Версия: 9.7.2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОПК» Ступень обучения (класс) 8 класс Количество часов 0,25 часов; в неделю-1 час Составитель: учитель Петракова И.В. Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования, основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии и на основе программы Основы православной культуры и история христианства: программа культурологического курса для общеобразовательных школ: основная школа: 5-9 классы / А. В. Бородина. — Изд. 3-е, перераб.— М.: МОФ «ОПК», 2015. — 24 с. Программа допущена к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 13-301-0081, и Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 12¬029-022. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры» разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования, основными положениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в соответствии и на основе программы Основы православной культуры и история христианства: программа культурологического курса для общеобразовательных школ: основная школа: 5-9 классы / А. В. Бородина. — Изд. 3-е, перераб.— М.: МОФ «ОПК», 2015. — 24 с. Программа допущена к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 13-301-0081, и Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 12029-022. Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для обучающихся 8 классов составлена на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»; Письма МОиН РФ от 14 декабря 2015 года №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993) Цель учебного курса «Основы православной культуры» — совершенствование школьного образования средствами включения в содержание образования систематических знаний о христианской религиозной культуре и её духовно-нравственного воспитывающего ресурса. Задачи курса: организация систематического изучения основ православной культуры; организация систематического изучения истории христианства; духовно-нравственное развитие школьников; ознакомление с особенностями церковного искусства; приобщение школьников к духовным основам и истории русского (государственного) языка; обучение чтению, переводу и пониманию церковнославянского языка; ознакомление с особенностями церковного искусства; приобщение к художественно-эстетическимотечественным традициям; ознакомление с православными святынями мира; формирование представлений о единстве православной культуры народов мира; создание условий для реализации прав школьников на убеждения; формирование целостного восприятия мира; воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; формирование культуры общения; предупреждение возможных тупиков личностного развития; воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве; воспитание патриотизма; формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурнонационального единства; формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав человека на религиозные и иные убеждения; обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко-культурологического значения; оказание помощи школьникам в успешной социализации в отечественной культуре; укрепление православных основ семьи; формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению отечественной культуры и истории; воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости; творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории; формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Требования к метапредметным результатам: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причины следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать поведение свое и окружающих. Требования к предметным результатам: знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурныхтрадиций многонационального народа России; знакомство с основными этапами и ключевыми событиями православной истории в контексте истории России и мира; знакомство с содержанием и значением православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения; формирование первоначальных представлений о последовательности и длительности важнейших событий, отразивших этапы становленияправославной культуры России; осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Планируемые результаты Ученик научится: понимать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира; содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения; определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России; использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач; выделять особенности русской православной культуры излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; Ученик получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; участвовать в диспутах и др. Программа «Основы православной культуры» на ступени основного общего образования рассчитана на 0,25 часов в 8 классе, по 1 часу в неделю. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (0,25 ч., 1 ч. в неделю) Тема 1. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К НАЧАЛУ V ВЕКА» Иоанн Богослов. Источники вероучения новозаветной Церкви. Ортодоксальная (православная) позиция. Тема 2. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКОКАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ «Римский папа» — появление термина в III-IV вв. Тема 3. «РЕФОРМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ХI-ХII вв.» Церковные реформы, начатые папой Львом IX. Тема 4. «КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ» Исторические и религиозные причины крестовых походов. Тема 5. «КАТОЛИЧЕСКИЕ ОРДЕНЫ» Причины возникновения на Западе католических орденов в XIII в. Тема 6. «ЕРЕСИ И ИНКВИЗИЦИЯ» Проблема «власти на земле» в католической культуре. Тема 7. «РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ В V-IX вв.» Соборные традиции Православной Церкви. Тема 8 «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ СРЕДИ СЛАВЯН» Миссия учителей словенских — св. Кирилла и св. Мефодия.